Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
17 июля 2009 13:44

Отчего поникли крылья флота

Грустная статистика в День авиации Военно-морского флота

10

Сегодня, 17 июля, летчики Российского Военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России. Он учрежден в честь первого боя морских летчиков России в июле 1916 года. В этот день четыре гидросамолета М-9 конструкции И. Сикорского поднялись с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами, защищая подступы к русской военно-морской базе на острове Сааремаа. Победа наших авиаторов была полной и непререкаемой. Два немецких аэроплана были сбиты, другие обратились в бегство.

Российская морская авиация берет начало с покупки нескольких гидросамолетов за границей в 1911 году. Вскоре отечественные авиаконструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые в первой мировой войне применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха военно-морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года были сформированы две воздушные дивизии — на Балтике и на Черном море, а в военном ведомстве создано Управление морской авиацией и воздухоплаванием. В годы гражданской войны отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.

В довоенный период морские летчики осваивали полярные широты, принимали участие в спасении полярных исследователей. Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому.

В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации первыми нанесли удар по Берлину в августе 1941 года. В приказе Верховного Главнокомандующего по этому случаю было сказано, что морская авиация первой проложила путь к Победе.

За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тыс. самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от атак Военно-Морского Флота.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик-североморец Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил путь человечества к звездам. В это период появились новые рода морской авиации — морская ракетоносная и противолодочная при одновременном совершенствовании разведывательной авиации.

Принципиально новым направлением стало создание корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

К сожалению, морская авиация в последние годы заметно и неуклонно деградирует не по своей вине, — рассказал корреспондентам «СП» руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военныхъ наук Анатолий Цыганок. — Отсутствие финансирования и разработки новой корабельной авиатехники отбросило ее далеко назад. Взять хотя бы только численность. Если перед Великой Отечественной войной в авиации ВМФ насчитывалось более 1000 только истребителей, то сегодня всех самолетов в ВМФ 217 плюс 102 вертолета. В основном это Ту-22М, Ил-38, Ан-12, Су-24, Ка-27. Все разработано в эпоху «глубокого застоя», практически выработало свой ресурс, а новой техники не предвидится. Больше всего проблем с морской ракетоносной авиацией. Летчиков тренировать негде. Со дня на день ожидается отказ Украины от договора по эксплуатации наземного тренажерного комплекса НИТКА в Крыму, имитирующего палубу авианесущего крейсера для подготовки летчиков палубной авиации, и используемого экипажами корабельного авиаполка Северного флота ВМФ России в обучении взлета и посадки без риска для жизни. Тогда даже на старых самолетах негде будет учить летать наших морских летчиков.

В День авиации ВМФ хочется низко поклониться нашим морским летчикам за то, что они даже в нынешних сложнейших условиях продолжают сохранять основу этого рода сил флота до лучших времен.

Досье «СП»

В настоящее время в морской военной авиации насчитывается 35000 человек, 217 самолетов, 102 вертолета.

Бомбардировщики-ракетоносцы: 45 Ту-22М. Истребители-штурмовики: 52 Су-24, 10 Су-25, 52 Су-27. Противолодочная и разведывательная авиация: 1Ту-142, 26 Ил-38, 4 Бе-12. Военно-транспортные самолеты: 18 Ан-12, 37 Ан-12, Ан-24, Ан-26. Противолодочные вертолеты: 3 Ми-14, 72 Ка-27. Военно-транспортные, транспортно-десантные вертолеты: 8 Ми-8. Многоцелевые транспортно-боевые/ударные вертолеты: 12 Ка-29, 15 Ми-24.

На Северном флоте — 50 боевых самолетов, 44 боевых вертолета.
На Балтийском флоте — 55 боевых самолетов, 41 боевой вертолет.
На Черноморском флоте — 35 боевых самолетов, 13 боевых вертолетов.
На Тихоокеанском флоте - 55 боевых самолетов, 26 боевых вертолетов.

В 1941 году на Балтике было 368 самолетов, на Черноморском флоте — 346, на Северном — 49, на Тихоокеанском — 665.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня