Общество

Отчего поникли крылья флота

Грустная статистика в День авиации Военно-морского флота

  
6

Сегодня, 17 июля, летчики Российского Военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России. Он учрежден в честь первого боя морских летчиков России в июле 1916 года. В этот день четыре гидросамолета М-9 конструкции И. Сикорского поднялись с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами, защищая подступы к русской военно-морской базе на острове Сааремаа. Победа наших авиаторов была полной и непререкаемой. Два немецких аэроплана были сбиты, другие обратились в бегство.

Российская морская авиация берет начало с покупки нескольких гидросамолетов за границей в 1911 году. Вскоре отечественные авиаконструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые в первой мировой войне применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха военно-морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года были сформированы две воздушные дивизии — на Балтике и на Черном море, а в военном ведомстве создано Управление морской авиацией и воздухоплаванием. В годы гражданской войны отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.

В довоенный период морские летчики осваивали полярные широты, принимали участие в спасении полярных исследователей. Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому.

В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации первыми нанесли удар по Берлину в августе 1941 года. В приказе Верховного Главнокомандующего по этому случаю было сказано, что морская авиация первой проложила путь к Победе.

За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тыс. самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от атак Военно-Морского Флота.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик-североморец Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил путь человечества к звездам. В это период появились новые рода морской авиации — морская ракетоносная и противолодочная при одновременном совершенствовании разведывательной авиации.

Принципиально новым направлением стало создание корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

К сожалению, морская авиация в последние годы заметно и неуклонно деградирует не по своей вине, — рассказал корреспондентам «СП» руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военныхъ наук Анатолий Цыганок. — Отсутствие финансирования и разработки новой корабельной авиатехники отбросило ее далеко назад. Взять хотя бы только численность. Если перед Великой Отечественной войной в авиации ВМФ насчитывалось более 1000 только истребителей, то сегодня всех самолетов в ВМФ 217 плюс 102 вертолета. В основном это Ту-22М, Ил-38, Ан-12, Су-24, Ка-27. Все разработано в эпоху «глубокого застоя», практически выработало свой ресурс, а новой техники не предвидится. Больше всего проблем с морской ракетоносной авиацией. Летчиков тренировать негде. Со дня на день ожидается отказ Украины от договора по эксплуатации наземного тренажерного комплекса НИТКА в Крыму, имитирующего палубу авианесущего крейсера для подготовки летчиков палубной авиации, и используемого экипажами корабельного авиаполка Северного флота ВМФ России в обучении взлета и посадки без риска для жизни. Тогда даже на старых самолетах негде будет учить летать наших морских летчиков.

В День авиации ВМФ хочется низко поклониться нашим морским летчикам за то, что они даже в нынешних сложнейших условиях продолжают сохранять основу этого рода сил флота до лучших времен.

Досье «СП»

В настоящее время в морской военной авиации насчитывается 35000 человек, 217 самолетов, 102 вертолета.

Бомбардировщики-ракетоносцы: 45 Ту-22М. Истребители-штурмовики: 52 Су-24, 10 Су-25, 52 Су-27. Противолодочная и разведывательная авиация: 1Ту-142, 26 Ил-38, 4 Бе-12. Военно-транспортные самолеты: 18 Ан-12, 37 Ан-12, Ан-24, Ан-26. Противолодочные вертолеты: 3 Ми-14, 72 Ка-27. Военно-транспортные, транспортно-десантные вертолеты: 8 Ми-8. Многоцелевые транспортно-боевые/ударные вертолеты: 12 Ка-29, 15 Ми-24.

На Северном флоте — 50 боевых самолетов, 44 боевых вертолета.
На Балтийском флоте — 55 боевых самолетов, 41 боевой вертолет.
На Черноморском флоте — 35 боевых самолетов, 13 боевых вертолетов.
На Тихоокеанском флоте - 55 боевых самолетов, 26 боевых вертолетов.

В 1941 году на Балтике было 368 самолетов, на Черноморском флоте — 346, на Северном — 49, на Тихоокеанском — 665.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня