Общество / Крым российский

Керченскую переправу остановили водолазы

После недели штормов больше 1000 грузовиков застряли на кубанском берегу

  
9539
Керченскую переправу остановили водолазы

С понедельника в Керченском проливе установилась хорошая погода. Ветер стих, море голубое, солнце сияет. Однако не прошло и суток, как паромы остановились. Огромная очередь со стороны Кавказа вновь замерла в истерическом ожидании.

Швартовка с гарантией

На этот раз погода не виновата. Переправу «Крым-Кавказ» остановили для ремонта гидротехнических сооружений. Если конкретней, наконец-то прибыл морской кран, и водолазная бригада приступила к закреплению длинномерного причала. Переправу закрыли.

Новый плавучий 100-метровый причал, установленный в акватории Керченской паромной переправы, значительно повысит безопасность перевозок и ускорит разгрузку больших паромов.

— Большие паромы теперь могут устойчиво швартоваться по всей длине причала — 80-метровое судно становится по всей плоскости. Также в случае необходимости есть возможность одновременно пришвартовать еще один небольшой паром, — пояснял министр транспорта Республики Крым Анатолий Цуркин

Керчане обнадеживают: остался последний рывок и супер-причал закрепим. Старый лежит на дне, в нем крымские водолазы вместе с новороссийскими коллегами прорезали специальные тоннели. Теперь в подводные тоннели заведут цепи, на которые подвесят утяжелители, и дело будет сделано.

Хотя, с другой стороны, минтранс обещал установку двух причалов. Иначе переправа не выдержит летних нагрузок. Главный вопрос, будут ли при этом снова останавливать движение паромов?

«И в страшном сне не представляла»

Сейчас на кубанском берегу пролива — кошмар и ужас. По информации «Единой транспортной дирекции», утром 24 марта со стороны Краснодарского края «на погрузку на грузовой линии всего зарегистрированы — 1408 грузовых а/м». Все они больше недели ожидают крымской переправы.

Самое большое столпотворение у порта «Кавказ». Тут скопились 1256 тяжелых фур. С другой стороны пролива стоят 647 трейлеров. Отправки по маршруту Новороссийск — Керченский морской торговый порт ожидают полторы сотни грузовиков.

Водителей убеждают переправляться на полуостров через порты Темрюка и Новороссийска. Здесь очередь меньше, зато паромы гораздо дороже. Как итог, народ продолжает ломиться привычным путем на Керченскую переправу.

Последняя точка перед проливом — Славянск-на-Кубани. За десять последних дней на окраине этого городка выросло громадное стойбище трейлеров. Счет перевалил за тысячу машин.

Давно забита парковка-накопитель, рассчитанная на 200 грузовиков. Дальнобойщики выстраиваются по обочинам. ДПС гонит и грозит оформлять штрафные протоколы, но что делать? По ночам окрестные уголовники сливают из машин солярку и грабят товар. Полицейские говорят, что не могут обеспечить безопасность многокилометровой степной очереди.

Бытовые условия невыносимы даже на официальной парковке Славянска-на-Кубани. Больше двух тысяч людей — и всего два биотуалета, которые не чистят сутками. Есть одна душевая кабинка, но нет воды.

Елена Кондратенко никогда не видела Крыма. Специально взяла отпуск, когда у мужа-водителя выдался крымский рейс. «И в страшном сне не представляла, что попаду в такой кошмар», — говорит Елена после недели мартовской стоянки у переправы.

Грек ушел без денег?

Целый сутки — с понедельника на вторник, машины и пассажиров перевозили только «Глюкофилуса» и «Николай Аксененко» — первый российский автомобильный паром, построенный для Керченской переправы. Вместе с ними в порт «Крым» пришел под погрузку паром «Севастополь». Это маленький кораблик 1965 года постройки, долгое время стоявший у причальной стенки в Керчи.

«Крым» может взять на борт примерно 20 автомобилей и 290 человек. Зато с линии одновременно ушли два греческих парома большой вместимости: «Ионас» — в связи с окончанием контракта, и «Олимпиада» — на ремонт.

«Ионас» стоит на рейде и готовится к отправке в Грецию. На переправе паром проработал почти год. Вместимость судна составляет порядка 600 человек. Одновременно перевозит до 170 автомобилей: 105 на нижней палубе и 65 — на верхней. Его близнец по техническим характеристикам — «Олимпиада» — на неделю ушел в док одного из крымских судоремонтных заводов. Это плановое освидетельствование к регистру для работы летом. Планируется, что ремонтные работы будут завершены к началу апреля.

В «Единой транспортной дирекции» ходят разговоры, что крымская сторона до сих пор не погасила долги перед судовладельцем «Ионаса». Вероятно, именно этим объясняется прекращение контракта. Зарегистрированный на Кипре паром-гигант очень нужен переправе. Журналистам не удалось получить комментарий по этому поводу в министерстве транспорта Республики.

Мост ждать четыре года

Сразу после окончания водолазных работ на новом плавучем причале в рейс «Крым — Кавказ» выйдут паромы «Глюкофилоуса», «Николай Аксененко», плюс советские старички «Керченский-2» и «Ейск». Им поможет «Александр Ткаченко» на линии «Керчь — Темрюк».

Конечно, все это — минимум возможного. Как манну небесную в проливе ожидают самый большой паром российской компании «Аншип», который до последнего времени находился под Севастополем. Его вместимость — 200 легковушек и 686 пассажиров.

Также минтранс спешно договаривается с судовладельцами о привлечении трех дополнительных паромов. Суда должны появиться в проливе к 1 мая, чтобы хоть как-то снизить напряг рекордных праздничных перевозок.

О летних фантасмагориях на Керченской переправе не хочется даже думать. Начальство обещает «разрулить» грядущий транспортный коллапс введением электронной очереди. Мол, каждый водитель заранее забронирует место и приедет на свой паром в назначенный срок. Идея замечательная, только как она воплотится в жизнь? Например, прокуратура и ФСБ до сих пор не смогли разобраться со спекулянтами, продающими места в нынешней паромной очереди.

Все надежды на нормальную поездку в Крым упираются в будущий Керченский мост. Лишь месяц назад был подписан долгожданный государственный контракт на проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Контракт заключили Федеральное казённое учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» и ООО «Стройгазмонтаж».

Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте Росавтодора. Из того же сообщения ясно, что к разработке проектной документации по строительству толком еще не приступали. Только собираются!

Теперь о самом важном — когда откроют мост. Согласно распоряжению правительства РФ, автомобильное движение в рабочем режиме и «временная эксплуатация железнодорожной линии» должны стартовать в декабре 2018 года. Но окончательный ввод объекта в эксплуатацию и завершение государственного контракта намечен на 30 июня 2019-го. Тогда должны быть выполнены пуско-наладочные работы, разборка временных зданий и сооружений, благоустройство и озеленение прилегающей территории.

Итак, ждать осталось четыре года. Долго, но не страшно. Гораздо хуже поспешить — и получить повторение совсем не смешной истории 70-летней давности. Ведь железнодорожный мост через Керченский пролив у нас уже был.

Льды возвращаются

Когда окончилась Ялтинская конференция, из Крыма на Кавказ по действующему керченскому мосту проехал особый поезд с советской делегацией. Делегация принимала участие в конференции стран-победительниц. Через неделю мост снесло льдами.

Решение о строительстве мостового перехода принял Государственный Комитет Обороны СССР. Постановление ГКО 5027 от 25 января 1944 г. во многом повторяло секретный приказ Адольфа Гитлера.

В ходе Керченско- Эльтингенской операции 1943 г. Красная Армия захватила плацдарм северо-восточнее Керчи. На нейтральной полосе наши обнаружили большие запасы цемента и металлоконструкций — длинномерных широкополочных двутавровых балок Пейне и свай из шпунта и швеллеров. Материалы были завезены немцами для строительства автодорожного моста через пролив и оставлены при отступлении.

Однако немецкие инженеры успели построить морскую канатную дорогу длиной 5,1 км. Летом и осенью 1943 года с ее помощью они успешно перебрасывали военные грузы по 500−800 тонн. Гитлеровцы планировали использовать свою «канатку» на строительстве моста. Так что, нынешняя идея канатной дороги через пролив вовсе не такая иллюзорная.

Проектирование мостового перехода, подготовительные и строительные работы на восточном подходе к мосту и на сооружении эстакады со стороны Кавказа начались еще до освобождения Керчи. Спецы-саперы вроде бы изучили геологию и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет.

На работу погнали заключенных. Зэки забили десятки тысяч донных свай, смонтировали тысячи металлических конструкций для опор и мостовых пролетов. Тогда это была настоящая стройка века.

После разминирования всей трассы, весной и в начале лета 1944 года мостовики начали забивку вертикальных свай промежуточных опор, постройку эстакады, дамбы, монтаж пролетных строений и 123-х бетонных ледорубов. Работы продолжались пять месяцев. Осенью из-за непрекращающихся штормов морскую фазу приостановили, но продолжали делать все возможное на берегу. Железнодорожное движение через Керченский пролив было торжественно открыто 3 ноября.

Мост простоял ровно три с половиной месяца. К 18 февраля из Азовского моря стали надвигаться ледовые поля. Под напором азовских торосов разрушились первые 15 пролетов. Очень скоро рухнуло все остальное.

А в 1953 году по тому же маршруту открыли Керченскую паромную переправу, морем соединившую Крым и Краснодарский край. Железнодорожные и автомобильные паромы справлялась со своей работой вплоть до распада СССР. По переправе ходил пассажирский поезд «Симферополь — Баку». Пока вагоны грузили на паром, народ успевал купить местного вина, вяленых бычков и даже закинуть удочки.

…Августовской ночью 1987 года в Цемесской бухте Новороссийска затонул шестипалубный лайнер «Адмирал Нахимов». За считанные минуты погибли 423 человека. Катастрофа лайнера случилась после столкновения с сухогрузом и никакого отношения к паромной переправе не имела. Но советское начальство решило перестраховаться. Специальная комиссия запретила движение пассажирских вагонов через Керченский пролив.

Цистерны и грузовые вагоны до сих пор таскают железнодорожные паромы «Анненков» и «Петровск». В украинские времена движение почти заглохло, поржавели рельсы подъездных портовых эстакад. Зато сейчас оба парома-старичка мотаются через пролив, как заведенные. Вместе с вагонами перевозят в Крым российскую бронетехнику и тяжелые ракетно-артиллерийские системы.

Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня