«За Родину! За Сталина!»; «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»; «Смерть немецким оккупантам!» — эти знакомые не одному поколению россиян лозунги зазвучали из репродукторов уже в июне 1941 года, сразу после нападения фашистов на СССР. В последующие недели и месяцы число их стремительно множилось. «Звучать» они стали также с плакатов, листовок. Последние разбрасывались с наших самолетов, попадали в оккупированные врагом города, села, деревни, в том числе, с помощью партизан.
Кто сочинял их? За ответом корреспондент «СП» отправилась на выставку «Лозунги Победы», посвященную грядущему 70-летию освобождения мира от фашистской заразы, и открытую в Музее-квартире Аллилуевых. Это филиал Историко-мемориального музея «Смольный».
Расположена мемориальная квартира на 10-й Советской (бывшей Рождественской) улице. В 1917 году её снимал для своей большой — пятеро детей — семьи рабочий Сергей Аллилуев. Четыре комнаты, включая столовую, кухня с большой печкой и котлом, по которому нагретая вода уходила в отопительные трубы, комнатка для прислуги, второй выход — на черную лестницу… Работал, кстати, в этой семье только один хозяин, отец Надежды, будущей жены Иосифа Виссарионовича Сталина.
Кстати, именно эту жилплощадь в особняке начала ХХ века «занимала» семья Людмилы Муляровой, героини телесериала «Ленинград-46». Съёмки проходили здесь не один день, привлекли внимание всей округи. Лучшей рекламы скромному музейному филиалу с экспозицией о героях давно ушедшей неоднозначной эпохи не придумаешь!
Что касается выставки, она небольшая. Уместилась в проходной комнате рядом с прихожей: две витрины с листовками, полтора десятка плакатов.
— Как только с началом Великой Отечественной войны стали печататься плакаты, сразу же появились и лозунги, дополнявшие созданный художником зрительный образ, — говорит Анна Царькова, заведующая музеем-квартирой Аллилуевых. — Работали над ними десятки людей, преимущественно, журналистов и литераторов. В Москве была целая бригада, более сотни человек, которые на этом специализировалась. В Ленинграде плакатный или для листовки рисунок и соответствующий призыв нередко создавали сами художники. К сорок третьему году их осталось в городе очень мало, большинство умерло в блокаду.
Видимо, по этой причине работы на выставке в основном столичных мастеров — Селиванова, Лактионова, Кукрыниксов (знаменитое трио карикатуристов — Куприянов, Крылов и Николай Соколов), Корецкого, Голованова.
Но впечатляют не они, может быть, в силу своей известности, «затёртости», а небольшая, я бы даже сказала, невыразительная листовка, восхваляющая…
Лучше процитирую: «Да здравствует Союз Вооруженных сил Советского Союза, Великобритании и США». Год её «выхода в свет» — 1943. То есть время, когда вопрос об открытии союзниками Второго фронта уже активно обсуждался.
Кто был инициатором данной «кричалки», как сказали бы мы сегодня, история умалчивает. Но нет сомнений, что упомянутые в ней США первыми инициативу одобрили. Что-что, а лозунги, спичи, слоганы они обожают, бросаясь ими направо и налево, с высоких трибун и с экранов ТВ. А вот Второй фронт наши союзники, обсуждая с 1942-го, открыли только в июне 1944-го, когда исход войныуже не вызывал сомнений. Как и страна-победительница, этот исход обеспечившая.
В СССР лозунги тех времен подразделялись на партийные (пример — «Ни шагу назад! Наше дело правое, победа будет за нами!»), мобилизационные («Родина-мать зовёт!»), тыловые («Всё для фронта, всё для победы!»), и даже… половые. В смысле, гендерные. Если плакат был с изображением женщины, или женщины с ребенком, то и текст должен был быть обязательно «женским».
Насколько выполняли они свою задачу? Судя по тому, что многие «сошли с плакатов», стали использоваться как на передовой, так и в тылу, эмоционально поддерживая людей, «работали» успешно.
Потому и сегодня представить нашу жизнь без лозунгов (они же — девизы, слоганы, кричалки, речевки) трудно. Просто стали другими. В соответствии с требованиями времени. И — текущих событий.
Есть, впрочем, и такие, что на все времена. Пример? «Наше дело правое. Победа будет за нами!»
Фото автора