Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
12 апреля 2015 11:20

Лозунги, пережившие свое время

В Великую Отечественную войну плакаты и листовки помогали приближать Победу

6358

«За Родину! За Сталина!»; «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»; «Смерть немецким оккупантам!» — эти знакомые не одному поколению россиян лозунги зазвучали из репродукторов уже в июне 1941 года, сразу после нападения фашистов на СССР. В последующие недели и месяцы число их стремительно множилось. «Звучать» они стали также с плакатов, листовок. Последние разбрасывались с наших самолетов, попадали в оккупированные врагом города, села, деревни, в том числе, с помощью партизан.

Кто сочинял их? За ответом корреспондент «СП» отправилась на выставку «Лозунги Победы», посвященную грядущему 70-летию освобождения мира от фашистской заразы, и открытую в Музее-квартире Аллилуевых. Это филиал Историко-мемориального музея «Смольный».

Расположена мемориальная квартира на 10-й Советской (бывшей Рождественской) улице. В 1917 году её снимал для своей большой — пятеро детей — семьи рабочий Сергей Аллилуев. Четыре комнаты, включая столовую, кухня с большой печкой и котлом, по которому нагретая вода уходила в отопительные трубы, комнатка для прислуги, второй выход — на черную лестницу… Работал, кстати, в этой семье только один хозяин, отец Надежды, будущей жены Иосифа Виссарионовича Сталина.

Кстати, именно эту жилплощадь в особняке начала ХХ века «занимала» семья Людмилы Муляровой, героини телесериала «Ленинград-46». Съёмки проходили здесь не один день, привлекли внимание всей округи. Лучшей рекламы скромному музейному филиалу с экспозицией о героях давно ушедшей неоднозначной эпохи не придумаешь!

Что касается выставки, она небольшая. Уместилась в проходной комнате рядом с прихожей: две витрины с листовками, полтора десятка плакатов.

— Как только с началом Великой Отечественной войны стали печататься плакаты, сразу же появились и лозунги, дополнявшие созданный художником зрительный образ, — говорит Анна Царькова, заведующая музеем-квартирой Аллилуевых. — Работали над ними десятки людей, преимущественно, журналистов и литераторов. В Москве была целая бригада, более сотни человек, которые на этом специализировалась. В Ленинграде плакатный или для листовки рисунок и соответствующий призыв нередко создавали сами художники. К сорок третьему году их осталось в городе очень мало, большинство умерло в блокаду.

Видимо, по этой причине работы на выставке в основном столичных мастеров — Селиванова, Лактионова, Кукрыниксов (знаменитое трио карикатуристов — Куприянов, Крылов и Николай Соколов), Корецкого, Голованова.

Но впечатляют не они, может быть, в силу своей известности, «затёртости», а небольшая, я бы даже сказала, невыразительная листовка, восхваляющая…

Лучше процитирую: «Да здравствует Союз Вооруженных сил Советского Союза, Великобритании и США». Год её «выхода в свет» — 1943. То есть время, когда вопрос об открытии союзниками Второго фронта уже активно обсуждался.

Кто был инициатором данной «кричалки», как сказали бы мы сегодня, история умалчивает. Но нет сомнений, что упомянутые в ней США первыми инициативу одобрили. Что-что, а лозунги, спичи, слоганы они обожают, бросаясь ими направо и налево, с высоких трибун и с экранов ТВ. А вот Второй фронт наши союзники, обсуждая с 1942-го, открыли только в июне 1944-го, когда исход войныуже не вызывал сомнений. Как и страна-победительница, этот исход обеспечившая.

В СССР лозунги тех времен подразделялись на партийные (пример — «Ни шагу назад! Наше дело правое, победа будет за нами!»), мобилизационные («Родина-мать зовёт!»), тыловые («Всё для фронта, всё для победы!»), и даже… половые. В смысле, гендерные. Если плакат был с изображением женщины, или женщины с ребенком, то и текст должен был быть обязательно «женским».

Насколько выполняли они свою задачу? Судя по тому, что многие «сошли с плакатов», стали использоваться как на передовой, так и в тылу, эмоционально поддерживая людей, «работали» успешно.

Потому и сегодня представить нашу жизнь без лозунгов (они же — девизы, слоганы, кричалки, речевки) трудно. Просто стали другими. В соответствии с требованиями времени. И — текущих событий.

Есть, впрочем, и такие, что на все времена. Пример? «Наше дело правое. Победа будет за нами!»

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня