Общество

Если звезды гасят, значит это… за бабки

На грани уничтожения — знаменитая Крымская обсерватория. На ее месте уже начали возводить элитный коттеджный поселок

Сенсационное предложение на VIP-рынке Крыма — эксклюзивный проект «Горная база в поселке Научный»! Шикарные квартиры, развлекательные центры, бассейны, теннисные корты — и все это в окружении 25 огромных экзотических башен с устремленными в небо телескопами! Гарантируется полная безопасность, чистейший горный воздух и вид из окон на самые красивые крымские горы.

Это, действительно, круто въехать на бегемоте-«джипе» полным хозяином в этот замкнутый и до сих пор охраняемый мирок академиков-звездочетов. А после барбекю у Большого солнечного телескопа повести ошарашенных корешей любоваться на звездное небо и Луну через двухсоткратную «стекляшку».

У Крымской астрофизической обсерватории невероятно много научных заслуг. Но это в прошлом. Сегодня — постоянное недофинансирование, мизерные даже по украинским меркам зарплаты, стареющее оборудование. В общем, типичная ситуация для отечественной науки. И совершенно нет денег на жилье для сотрудников. Молодые ученые живут в служебных кабинетах и башнях телескопов.

Когда в режимный поселок Научный пришла авторитетная строительная фирма «Консоль» и предложила наконец-то достроить комплекс незавершенных с советских времен домов — директор обсерватории Алла Ростопчина-Шаховская была несказанно рада. Еще бы, кроме 15 процентов новых квартир, передаваемых в жилфонд обсерватории, щедрый инвестор обещал очистительные фильтры на поселковый водопровод, ремонт котельной и даже полтора миллиона гривен на покупку астрономического оборудования.

Все было чудесно, кроме одной проблемы, которая вдруг нарисовалась на ясном горизонте: проект гарантированно уничтожал сам смысл существования этой знаменитой научной цитадели Крыма. Дело в том, что работать астрономы могут лишь в абсолютной темноте, чтобы в радиусе нескольких десятков километров не светило ни одно окно и тем более ни один уличный фонарь. А элитные апартаменты, выросшие по соседству с крымским высокогорьем напрочь «засветят небо» крупнейшей астрофизической обсерватории Европы. Обсерватории и строят всегда вдали от населенных пунктов.

Небо над Научным защищает многокилометровый горно-лесной массив-заповедник. На въезде стоит строгий дорожный знак «Езда только при ближнем свете фар». Висят необычные объявления, запрещающие ночные фейерверки без согласование с научной администрацией. А боясь пыли, которая — второй главный враг астрономов, сотрудникам обсерватории даже огороды копать не разрешали.

Но новый «жилищный объект» все же начали возводить поблизости от трех мощнейших телескопов — БСТ-1, БСТ-2 и КГ-2. Обещания инвесторами выполнено не было — никто и не думал завершать прежнее советское строительство. Оно пойдет на слом, а вместо — появятся два семиэтажных жилых дома, комплекс дорогих бунгало, отель с экзотическим рестораном, открытый круглогодичный бассейн, большая парковка…

Естественно, ночь озарится немыслимыми огнями. Зимой из теплого бассейна и других систем пойдут сильные восходящие потоки воздуха, которые тоже осложнят наблюдения. В таких условиях гарантированно остановятся астрономические наблюдения предельно слабых объектов - то есть, исчезнет смысл существования Крымской астрофизической обсерватории.

— Как показали измерения, всего лишь полтора десятка маломощных лампочек, закрытых козырьками, уже способны увеличить яркость неба над телескопами на 10−15 процентов, — рассказывает главный научный сотрудник Андрей Брунс. — Теперь представьте, какую засветку дадут полторы сотни богатых квартир! А иллюминация, свет фар на парковке и пыль от потока машин… Об обсерватории можно забыть.

— Наш гамма-телескоп ГТ-48 — единственный на территории бывшего Союза, — рассказывает завлаб гамма-астрономии Валерий Фомин. — Научные наблюдения мы проводим только при темном небе — даже появление Луны помеха для исследований. Теперь в сотнях метров от ГТ-48 появится жилищно-развлекательный центр. Значит, засветка увеличится настолько, что эффективность работы телескоп будет нулевой.

Больше сорока писем от ведущих мировых обсерваторий и астрономических центров пришли в администрацию президента Виктора Ющенко. Свой протест высказали Пулковская обсерватория, международный научный центр Атакама, Национальная обсерватория NRAO из Нью-Мексико, калифорнийский Паломар и знаменитая частная обсерватория У.М.Кека.

Президент Ющенко вместе со своим министром образования львовским профессором Вакарчуком собрали эти письма в «купу та прореагували». Реагирование выразилось в приказ разобраться, отосланный из Киева прямиком в Бахчисарайскую прокуратуру, поскольку поселок Научный территориально входит в Бахчисарайский район. Местные власти доложили в ответ, что все нормально, «в окнах пенхаузов будут тонированные стекла».

По слухам, украинский президент вроде бы распорядился прекратить строительство. Только кто его уже слушает? Тем более, если речь идет о больших деньгах.

В непосредственной близости от телескопов, имеющих официальный статус национального достояния — сегодня продолжают вбивать сваи и работает мощная строительная техника. Охранники фирмы «Консоль» никого не пропускают за двухметровый металлический забор и открыто посылают «на х…» даже журналистов с аккредитацией Совмина Крыма. На днях был избит фотокорреспондент одного из местных изданий, пытавшийся снять объект с окрестных холмов.

Из досье «СП»:

Фирма «Консоль» ведет элитное строительство на Южном берегу Крыма и во многих украинских мегаполисах, от Киева до Днепропетровска. Когда Генконсульство РФ пыталось получить землю под офис в Симферополе, россиянам отказали. Сослались на археологическую ценность участка. Это не помешало на том же месте быстренько отгрохать престижную «консолевскую» многоэтажку.

Как условие прекращения строительства в Научном, фирмачи требуют отступных в восемь миллионов гривен. Это около миллиона долларов — недостижимая сумма для крымских звездочетов.

Крымская обсерватория — ее заложил выдающийся русский промышленник Н. Мальцов, большой любитель астрономии. В 1908 году он построил частную обсерваторию в крымском Симеизе и вскоре передал ее государству. Невероятно, Мальцов продолжал помогать обсерватории даже из эмиграции, после того, как его оставшийся на родине брат был расстрелян большевиками.

Кроме базовых основ космической стратегии, в Научном исследуют химический состав звезд, активность Солнца, астероиды и «черные дыры». Что-то кажется научной абстракцией, но есть предельно понятные и по-настоящему ужасные направления астрофизики. Речь идет о гамма-всплесках — это ядерные супер-взрывы на задворках Вселенной. Астрономы считают, что если даже короткое, но мощное гамма-излучение дойдет до Земли — человечество погибнет. Единственное спасение — спрятаться в любых убежищах всего на сутки. Поэтому важно получить вовремя информацию. Крымская обсерватория — один из немногих мировых центров, способных предупредить планету о смертельной опасности.

После развала СССР телескопы поделили. Шестнадцать лучших, в том числе Большой зеркальный имени академика Григория Абрамовича Штайна, достались украинцам. Сейчас трудно понять, для чего? Ведь основными направлениями самостийной науки стали исследования бандеровского движения, Трипольской культуры и истории неких укров — «родоначальников всего человечества».

Девять крымских телескопов отданы Московскому госуниверситету и Российской АН. Среди них несколько неисправных. Мягко говоря, неравноценный обмен. Однако сегодня украинское правительство требует от российских ученых отдать и это оборудование, а самим окончательно покинуть обсерваторию.

Крым