18+
четверг, 19 октября
Общество

Керосиновые войны авиастроителей

Кто победит в состязании самых экономичных самолетов мира, и когда уже авиалайнеры обгонят поезда

  
1821

NASA совместно с Фондом сравнительной эффективности полетов (Comparative Aircraft Flight Efficiency — CAFE) объявили конкурс на создание самого экономичного воздушного судна.

Во время путешествия на расстояние около 300 километров, аппарат должен двигаться со скоростью не ниже 150 километров в час и при этом показатель эффективности должен превышать 83. Он определяется так: количество пассажиров умножается на количество километров и делится на литры сгоревшего топлива.

Уже сегодня за счет повышения экономичности двигателей авиация расходует 3,5 литра керосина для перевозки одного пассажира на 100 км. Тем самым она уже приблизилась к железной дороге, где этот показатель составляет 2,7 литра.

О своем участии в конкурсе заявили несколько крупных университетов и компаний, имена которых пока не разглашаются. Планируется, что в конкурсе примут участие самолеты, работающие на биотопливе и солнечной энергии. Открытое соревнование назначено на июль 2011 года. Компания-победитель получит приз в полтора миллиона долларов.

Для Американского космического агентства проект является частью более крупной программы по разработке Персональных воздушных транспортных средств (Personal Air Vehicles — PAVs). По расчетам агентства, создание экономичного PAV может привести к тому, что значительная часть передвижений будет осуществляться на этих аппаратах.

Поезда, держитесь!

Примерно пять лет назад, накануне 100-летнего юбилея братьев Райт, на Германском аэрокосмическом конгрессе с участием более 500 экспертов прозвучал удивительный прогноз: самолеты уже скоро станут самым экономичным видом транспорта и даже обгонят по этому показателю поезда. Для этого потребуется совершенствование трех основных параметров гражданских авиалайнеров: повышение вместимости самолетов, снижение расхода топлива и улучшение аэродинамики.

Тогда уже заговорили и о скором появлении двухпалубного аэробуса А380, рассчитанного на 555 пассажиров, который по своей вместимости превзойдет «Боинг-747». «Боинг» же заявил, что в его конструкторских бюро разрабатывается авиалайнер под индексом «7Е7» повышенной экономичности, который сможет перевозить на дальние расстояния до 250 пассажиров, расходуя при этом на 20% меньше топлива, чем любой другой самолет аналогичного класса.

Что же касается аэродинамики самолетов, то, по оценке экспертов, существующий дизайн с небольшими изменениями продержится еще лет 20−30.

— Развитие авиационной техники будет носить эволюционный, а не революционный характер, — уточнил тогда профессор Корд Россов из Германского центра авиации и космонавтики.

А380 — уже экономит

На сегодня — это самый большой самолет для пассажирских перевозок. Его высота — 24 м, длина — 73 м, размах крыльев — 79,4 м. В стандартной конфигурации вмещает 555 пассажиров, чартерная версия способна принять на борт 853 человека. Рассчитан на беспосадочные перёлеты на расстояние до 15 000 км.

Это самый экономичный из лайнеров подобного класса. Правда, до обозначенных конструкторами 2,9 литров на одного пассажира на 100 км он не дотянул. Но и 3 литра — отличный резлуьтат. На разработку этой модели ушло 10 лет и 12 миллиардов евро. А380 на 40% состоит из графита.

Борьба за керосин

Современные самолеты стали экономичнее своих предшественников на 15 процентов. Однако разработки в этой сфере не прекращаются ни на минуту. Так, представители General Electric (GE) объявили на последнем авиасалоне в Фарнборо о планах создания целого семейства экономичных двигателей. При этом компания попытается конкурировать с Pratt & Whitney, уже два года занимающейся разработкой двигателей, которые смогут потреблять на 12 процентов меньше керосина, чем самые современные и экономичные разработки.

Тойота с Мицубиси тоже взялись за самолеты

Ведущая автомобильная компания Японии Toyota вместе с Mitsubishi Heavy Industries (подразделение концерна Mitsubishi, занимающееся производством морских судов и двигателей для космических аппаратов) намерены в ближайшие годы начать выпуск пассажирского реактивного авиалайнера.

Это будет первый после не нашедшего широкого применения пропеллерного YS11 самолет, созданный Японией в послевоенный период. Новый самолет, предварительно названный MRJ (Mitsubishi Regional Jet), уже в 2012 году должен подняться в воздух. Toyota инвестирует в проект около 97 миллионов долларов, а общие затраты на создание лайнера составят более 1,4 миллиарда, причем часть этих средств выделит правительство Японии. Двигатели для самолета будет поставлять американская компания Pratt & Whitney. Согласно планам, это будет самый топливосберегающий среднеразмерный пассажирский самолет в мире: легкое воздушное судно из композитных материалов на основе угольных нитей. Потреблять оно будет примерно на 30 процентов меньше топлива, чем стандартные реактивные самолеты. Вместимость его — 70 и 90 пассажирских мест. Ежегодный объем выпуска — 1000 экземпляров.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня