18+
суббота, 25 марта
Общество

АвтоВАЗ: мы требуем от Медведева национализации

Митинг в Тольятти собрал в 10 раз больше протестующих, чем планировалось. Обошлось без драк, зато — требованиями за всю Россию

  
30

В Тольятти 6 августа прошел митинг протеста, организованный независимым профсоюзом «АвтоВАЗа» — «Единство». К митингующим присоединились не только временно безработные сотрудники автогиганта, но и рядовые тольяттинцы.

Корреспондент «Свободной прессы» связался с председателем «Единства» Петром Золоторевым и задал несколько вопросов.

«СП»: — Расскажите, как прошел митинг?

— Все прошло нормально, как мы и запланировали — мирно. Только вместо заявленных 500 участников митинга, собралось, по моим оценкам — от трех допяти тысяч тольяттинцев. Пришли самые разные категории горожан — от депутатов до пенсионеров. Много молодежи.

«СП»: — Власти не препятствовали акции?

— Нет. Митинг был санкционирован городскими властями, и милиции было немного.

«СП»: — Наверняка вы тоже выступали с трибуны. О чем говорили людям?

— Я говорил о том, что на ВАЗе необходимо наводить порядок, что руководство завода получает неоправданно высокие зарплаты, хотя предприятие испытывает огромные финансовые проблемы, что остановка конвейера в августе и сокращения рабочей недели с сентября очень ударит по карману рабочих ВАЗа…

«СП»: — Кто и с какими речами выступал еще?

— Другие члены нашего независимого профсоюза возмущались тем, что абсолютно засекречена вся информация об экономическом положении завода, о том, как тратятся миллиарды, которые правительство выделило для стабилизации обстановки, о том, что царит полная неизвестность о завтрашнем дне коллектива — будет работа или нет, будут заработки или нет…

Поднималась проблема ВАЗовских общежитий, в которых уже давно живут семьи наших работников. Они хотели бы приватизировать свое жилье, чтобы получить начальный капитал для строительства своих квартир, но им не дают…

Выступали депутаты городской Думы. Они говорили о необходимости национализации АвтоВАЗа, которая им видится единственным спасением от кризиса… Кстати, это предложение вызвало очень бурную реакцию митингующих, как и предложение привлечь к ответственности руководство АвтоВАЗа. Пенсионеры и ветераны вспоминали, как они строили наш завод, какие силы в него вложены, и как на их глазах их детище умирает. Они просили помощи президента страны и премьер-министра…

«СП»: — Какую поддержку вы ощутили от ваших коллег из других городов?

— Солидарность работникам АвтоВАЗа выразили представители КПРФ, члены Приморского отделения Товарищества инициативных граждан России (ТИГР), которые прислали нам письмо поддержки. В Северной столице, насколько мне известно, сегодня стартует автопробег в знак солидарности с рабочими-тольяттинцами. Инициатором его является петербургское отделение Объединенного Гражданского Фронта.

«СП»: — Кто-то со стороны администрации завода принимал участие в митинге?

— Никто.

«СП»: — Как вы думаете, грозит ли заводу банкротство?

— Трудно судить, потому что, повторяю, мы не обладаем никакой информацией о финансово-экономическом положении ВАЗа. Мы добиваемся ее всяческими способами у администрации, но тщетно. Мы планируем в ближайшее время провести научно-практическую конференцию с участием специалистов-экспертов, на которой надеемся получить ответы на наши вопросы. Но экспертам все равно потребуется исходная информация для анализа. Удастся ли ее получить у администрации завода — это большой вопрос.


Напомним, в настоящее время руководству АвтоВАЗа нужно трудоустроить 22 тысячи работников завода, которые из-за сокращения графика работы останутся незанятыми. На заводе считают, что выход один — всех отправить на общественные работы, то есть, мести улицы. Правительство Самарской области и мэрия Тольятти уже дали предварительное согласие на организацию таких работ.


Текст резолюции митинга

«Мы, тольяттинцы, участники митинга, выражаем серьезную тревогу за нашу судьбу и судьбу наших детей, за будущее автозавода и города Тольятти. Заявляем, что в настоящее время руководители ОАО «АВТОВАЗ», принимая решения о сворачивании производства, расписываются в своей некомпетентности и социальной безответственности перед работниками и городом в целом. На протяжении длительного времени они кормят нас обещаниями о счастливом будущем автозавода и его работников. Говорят о перспективных и антикризисных планах, но мы видим только то, что руководство, пообещав с три короба, меняется, как перчатки и увозит из Тольятти незаработанные миллионы и миллиарды, а мы остаемся у разбитого корыта. Эти горе-управленцы нас пустят по миру, и уже поставили завод и город на грань гуманитарной катастрофы.

Считаем, что частный собственник — неэффективный собственник, частный собственник на крупном градообразующем предприятии не только социально безответственный, но и общественно опасный, так как он руководствуется корыстными интересами, цель которых — извлекать максимальную прибыль для себя.

Мы обращаемся к президенту и правительству РФ и требуем:

1. Национализации ОАО «АВТОВАЗ» без права последующей приватизации.

2. Прозрачности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

3. Рабочего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью высшего руководства ВАЗа. С этой целью требуем предоставлять профсоюзу «Единство» полную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также право на участие в согласовании при назначении руководства предприятия. Предоставить представителям работников право приостанавливать действие любого решения высшего руководства ВАЗа.

4. Счетной палате провести расследование расходования средств предприятия, включая господдержку, и опубликовать результаты. Привлечь руководителей ОАО «АВТОВАЗ» к ответственности за неэффективное управление и хищения и обязать их вернуть необоснованно высокие и незаработанные доходы в кассу завода.

5. Разработать долгосрочную программу развития отечественного автопрома. Осуществить модернизацию производства на выпуск современных, безопасных и конкурентоспособных автомобилей.

6. Разработать и осуществить эффективную программу стимулирования спроса на продукцию «АВТОВАЗа» и отечественного автопрома.

7. Обеспечить полную занятость работников ОАО «АВТОВАЗ».

8. Возобновить в полном объеме приостановленные льготы работникам завода.

9. Повысить уровень платежеспособности населения России посредством полной занятости и справедливого перераспределения доходов в пользу людей труда.

10. Установить стоимость услуг ЖКХ на уровне не более 10% от совокупного дохода семьи.

11. Освобождения заемщиков, потерявших работу в связи с сокращением численности или штата, либо ликвидацией организации, от выплат банкам по всем видам потребительских кредитов, приобретенных до ноября 2008 года, на весь период безработицы.

12. Передать комплексные общежития ОАО «АВТОВАЗ» в муниципальную собственность и предоставить жильцам право приватизации занимаемой жилплощади".


Другое мнение

Александр Гремин, главный редактор тольяттинской городской газеты «Понедельник»:

— Рабочие АВТОВАЗа в принципе не переживают за возможные сокращения. Рабочих сокращать не будут. Такая информация мной получена в результате общения с самими же рабочими. За снижение зарплат — да, переживают, а точнее — ждут сентября, лежа на пляже и попивая пиво. А вот о том, что их, как сейчас твердят по всем федеральным, региональным и местным СМИ, начнут массово увольнять — нет, не переживают. Ибо не верят в это.

Для тех, кто ни разу не был на конвейере, да и вообще на любом промышленном производстве, сообщаю: необходимая численность рабочих ни разу не была пропорциональна количеству выпускаемой предприятием продукции. Для выпуска одного автомобиля нужно ровно столько же рабочих, сколько и для выпуска 750 тысяч автомобилей. Связно это с технологией сборки. На конвейер заходит голый кузов, на протяжении полутора километров десятки тысяч рабочих привинчивают к нему всякое. Сколько запчастей — столько и рабочих. Так придумал Генри Форд. Другого способа не придумали. Ну, есть, конечно «отверточное производство», но оно куда менее эффективное.

Так вот, повторяю — чтобы собрать на конвейере хоть одну машину, хоть миллион — нужно одинаковое количество рабочих. Кого вы тут сократите? Сколько себя помню — рабочих на ВАЗе вечно не хватало. Устроиться туда — легче легкого. Приходи и устраивайся.

Если бы у хозяев АВТОВАЗа была возможность, они давно бы заменили рабочих роботами. Но этого на ВАЗе не произойдет никогда. Это абсолютно исключено. По одной простой причине — построить современную автоматизированную сборочную линию на новом месте дешевле, чем переделывать линии ВАЗа.

Кого же тогда сократят?

Я на днях специально поднял годовые отчеты АВТОВАЗа за период с 1999 по 2007 годы, искал информацию о структуре персонала. И вот что открыл.

2004 год. Рабочие — 70.0%. РСиС (руководители, специалисты и служащие) — 18.9%. Непромышленный персонал — 11.1%.

То есть, на ВАЗе в производстве машин заняты, грубо говоря, 70 тысяч человек, а не заняты — 30 тысяч. На двух рабочих приходится один нерабочий. Но это 2004-й, когда вазовские машины еще доминировали на рынке.

В дальнейшие годы иномарки сильно потеснила, но структура персонала изменилась не значительно:

2005 год. Рабочие — 70.0%. РСиС — 19.2%. Непромышленный персонал — 10.8%.

2006 год. Рабочие — 71.7%. РСиС — 19.3%. Непромышленный персонал — 10.8% (сам вижу, что 100% не получается, но так в отчете).

2007 год. Рабочие — 72.8%. РСиС — 19.7%. Непромышленный персонал — 7,5%.

То есть тенденция вообще не меняется. Двое работают — один не работает. Доля РСиС вообще не падает, напротив — стабильно, по чуть-чуть, но увеличивается.

Мой прогноз:

1. Если и найдут возможность сократить рабочих — то легко сократят процентов до десяти путем простого прекращения приема и естественного ухода на пенсию. Плюс сейчас иногородние сами массово увольняются и уезжают на родину. Правда, кто теперь будет фару прикручивать — не понимаю.

2. Половину (как минимум) РСиС можно уволить в один день (а это 10000 человек и еще 10% персонала) — завод даже не почувствует.

3. Непромышленный персонал сейчас и так активно выводится с завода.

В итоге — 27,5%. Это и есть 27691 человек. Но столько сокращать не будут. От силы — тысяч 10, не больше.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;