Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
7 августа 2009 14:39

Николай Рябов: Мой прогноз — ГАЗ умрет к январю

Новый иностранец — уже третий по счету — возглавил Нижегородский автозавод. Но вряд ли он станет спасением для предприятия

241

Председатель Совета Директоров ОАО «ГАЗ» Бо Андерссон назначен президентом «Группы ГАЗ», — такая новость появилась сегодня, 7 августа, на официальном сайте Нижегородского автозавода.

— В этой должности, — уточняет пресс-служба предприятия, — Бо Андерсон совместит разработку стратегии компании с руководством текущей операционной деятельностью… Основная цель назначенного президента «Группы ГАЗ» на ближайшую перспективу — обеспечить оптимальное соотношение качества продукции и расходов всех уровней… Уникальные компетенции топ-менеджера мирового уровня будут направлены на кардинальные улучшения основных направлений деятельности компании, — говорится в сообщении.

Сергей Занозин, ранее занимавший этот пост, станет председателем правления «Группы ГАЗ» и будет подчиняться Андерссону, сконцентрировавшись на ключевых задачах — повышении объема продаж всей продукции компании и развитии дилерских сетей.

Прокомментировать новое назначение корреспондент «Свободной Прессы» попросил Николая Рябова, депутата Госдумы, фракция КПРФ,, члена Комитета по промышленности.


Из досье «СП»:

В конце прошлого года депутат Рябов выступил на пленарном заседании нижней палаты в защиту Горьковского автомобильного завода и, в частности, заявил:

— Докомандовались господа демократы от «Единой России», доуправлялись. Это не просто экономический кризис, кризис финансово-денежной системы, это развал всего производственного сектора страны. Гордость советского автомобилестроения — Горьковский автозавод, построенный в годы первой пятилетки героическим трудом советского народа и начавший выпуск отечественных автомобилей в 1932 году, практически разорён и продан неизвестной фирме под названием «Магна». Завод не просто лихорадит, завод стоит. Легковой конвейер закрывается, рабочие уведомлены об увольнении. Прошу дать поручение Комитету по промышленности обратиться в Правительство Российской Федерации по следующим вопросам:

— кому и на каких условиях продан Горьковский автомобильный завод?

— намерено ли Правительство Российской Федерации принять меры?


«СП»: — Николай Федорович, до прихода шведа Андерссона, ГАЗом уже руководили два крупных иностранных топ-менеджера — бывший сотрудник Volvo Эберхардсон возглавлял совет директоров группы, а бывший глава европейского подразделения Ford Мартин Лич курировал иностранные активы ГАЗа. Как вы прокомментируете новое назначение?

— Начну с того, что жадность владельца ГАЗа г-на Дерипаски — не знает границ. Ему, да и другим владельца российских автозаводов, давно нужно было бы понять, что спасти отрасль смогут не иностранные варяги, а молодые честолюбивые россияне, специалисты, которых нужно воспитывать с самой вузовской скамьи. Уверен, они бы создали новый автомобиль не хуже любой иномарки. А что сделали иностранцы, которые с пугающей периодичностью меняют друг друга? Ничего! Даже взять «Соболь», который сходит с конвейера ГАЗа вот уже 15 лет. Грузовик за эти годы не подвергся абсолютно никакой модернизации. Но какой бы управляющий не встал сегодня во главе этой фирмы, если он будет продолжать ту же устарелую техническую политику, что и его предшественники, то от завода в ближайшие месяцы ничего не останется.

«СП»: — На ваш взгляд, почему именно иностранцев приглашает Олег Дерипаска? Но главное, почему они не справляются с обязанностями и уходят?

— Почему приглашает? Это нужно спросить у владельца — чего дурью маются? Русь всегда отличалась высоким творческим потенциалом своих граждан. А вот почему уходят, не справившись, тут все просто. Еще в позапрошлом столетии было сказано — «умом Россию не понять». Прежде чем руководить, иностранец должен досконально понять: чем живет российский рабочий? Это люди особые, и я это говорю не ради красного словца, а это — действительно, так.

«СП»: — Прошлой осенью вы пытались выяснить: что это за фирма «Магна», которой собираются продать ГАЗ. Чем все закончилось?

— Да, когда начались переговоры о продаже контрольного пакета акций «Магне», вся информация о сделке была тут же засекречена. И я попытался официально через Госдуму внести ясность. Сегодня известно, что сделка не состоялась.

«СП»: — В начале 2009 года делались прогнозы, что к середине нынешнего лета на ГАЗе уволят несколько тысяч рабочих. У вас имеется информация о том, состоялись ли эти увольнения?

— Мне трудно сейчас назвать общие цифры, сколько рабочих уволено с автозавода. Думаю, тысяч десять уже за воротами, не меньше. По крайней мере, последним восьми тысячам было заявлено, что с 1 августа они будут уволены. Срок наступил, и они начали покидать предприятие.

«СП»: — Ваш прогноз: новый президент компании вытянет этот воз?

— Ничего не изменится! Сделано и делается множество ошибок в стратегии предприятия. «Волгу» — как не брали, так брать и не будут. «Сайбер» — то же самое, поскольку в этой же ценовой нише или чуть дороже есть более качественные иномарки. Скажу, может быть, банальность, но, чтобы покупали российские автомобили, над ними нужно серьезно поработать. Во-первых, над дизайном, во-вторых, над качеством, над функциональными возможностями автомобиля. Ведь что, по сути, выходит — как заводили в 30-е годы машину с ручки, так и до сих пор и заводят. А ведь российский народ уже изменился, он привык, так сказать, к выкрутасам, которыми, возможно и редко пользуется, но таковы запросы рынка.

Что касается «газелевого» модельного ряда, то грузовичок был сконструирован под моторы Заволжского завода, а выпускается с ульяновскими движками, которые делали еще для 21-й «Волги» — полвека назад. Такие «Газели» никому не нужны. Если кто-то и покупает их, то от отчаянья. Мой прогноз: если предприятие не начнет комплектовать машины моторами Заволжского моторного завода, то к январю ГАЗ вообще встанет.


Кстати

К середине июля 2009 года «Группа ГАЗ» уволит более восьми тысяч человек на Горьковском автозаводе, что составляет треть всей численности персонала предприятия. Об этом полтора месяца назад сообщило агентство ИТАР-ТАС. Среди сотрудников, которых планируется сократить, 60 процентов являются рабочими, а оставшиеся 40 процентов — инженеры.

Как заявила директор Нижегородского центра занятости населения Елена Яковлева, уволенные сотрудники «ГАЗа» будут устроены на временные рабочие места — в сферу услуг, торговли и жилищно-коммунального хозяйства. По ее мнению, адаптация людей, которые долгие годы собирали автомобили, к новым специальностям, составит некоторую проблему.

Как сообщалось ранее, к середине 2009 года руководство «Группы ГАЗ» планирует сократить численность работников на всех предприятиях (включая британский завод LDV) со 118 до 60 тысяч человек.


Справка «СП»

Андерссон Бо Инге — (Bo I. Andersson) родился 16 октября 1955 года, окончил Военную Академию Швеции, имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского Университета и является выпускником программы высшего менеджмента университета Гарварда.

Карьеру в автомобилестроительной отрасли он начал в 1987 году, получив должность менеджера GM по взаимодействию с компанией Saab. В 1990 году назначен вице-президентом Saab по закупкам. В 1993 году Андерсон перевелся обратно в GM в качестве исполнительного директора по закупкам электротехники, в 1994 возглавил группу по закупкам химических компонентов. После нескольких лет работы на руководящих позициях, в 1997 году Андерсон получил должность вице-президента по закупкам европейского отделения GM. В 1999 году он вернулся в Северную Америку, где возглавил направление по международным закупкам GM.

С апреля 2007 года по июнь 2009 года — вице-президент GM Group по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков. С июня 2009 года назначен советником генерального директора компании «Базовый элемент» О.В. Дерипаска по автомобилестроению, Председателем Совета Директоров ОАО «ГАЗ», Президентом «Группы ГАЗ».

Занозин Сергей Георгиевич — родился в 1952 году. Окончил Горьковский политехнический институт. Начал свою трудовую деятельность на Павловском автобусном заводе с 1975 г. В апреле 2000 года избран генеральным директором ОАО «Павловский автобус». С 2001 г. возглавляет автобусное направление (Дивизион «Автобусы») «Группы ГАЗ» (предприятия ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ, КААЗ).

С октября 2007 года — председатель правления ООО УК «Группы ГАЗ». Является членом Совета Директоров ОАО «ГАЗ».

Входит в десятку лучших руководителей в отрасли «Машиностроение» в рейтинге «1000 самых профессиональных менеджеров России». В 1996 г. за успехи, достигнутые в выполнении производственных заданий, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» и Знаком Губернатора Московской области.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня