Это не заказ, это инстинкт

Олег Кашин о том, почему российскому телевидению потребовалось оправдывать вторжение СССР в Чехословакию

  
10067
Это не заказ, это инстинкт
Фото: Валерий Мельников/ РИА Новости

Знаю, что этим неприлично хвастаться, но недавно меня забанила в «Фейсбуке» сценаристка Райская. Мы поругались, когда она написала по поводу нашумевшей чеченской свадьбы, что информационный драматизм вокруг нынешней Чечни нагнетает американский Госдеп, который хочет вбить клин между Москвой и Грозным, потому что с Украиной у Госдепа не получилось.

В сериале «Однажды в Ростове» по сценарию Райской Хрущев, когда ему доложили о волнениях в Новочеркасске, сказал, что это, конечно, из Вашингтона до наших рабочих дотянулись, и зритель понимает, что Хрущев не вполне адекватен, потому что новочеркасские события в фильме поданы вполне по-солженицынски — повышение цен и снижение зарплат, директор Курочкин с его «жрите ливер», генерал Шапошников, отказывающийся стрелять в рабочих, генерал Плиев, добивающийся выполнения своего приказа — все сугубо антисоветски, никаких оправданий действиям властей. И когда сценарист этого антисоветского сериала абсолютно по-хрущевски комментирует происходящее в России XXI века, это выглядит еще более странно. Почему она понимает, что в Новочеркасске американцы были не причем, и при этом считает, что за обсуждениями современной Чечни стоит Госдеп? Как это совмещается в одной и той же голове?

Райскую об этом спрашивали много раз, и она отвечает, что советский режим действительно был ужасен и бесчеловечен, но его больше нет, и современное российское государство при всех его несовершенствах — нормальное и гуманное по сравнению с Советским Союзом времен Хрущева. Подозреваю, что это сейчас распространенная точка зрения — по российскому телевидению постоянно показывают что-нибудь антисоветское, и каждый раз интеллигенция в «Фейсбуке» пишет, что молодец Эрнст, вот уж намекнул так намекнул — зритель увидит антисоветский сериал, заметит в нем параллели с нашими временами и сделает неутешительный для Путина вывод.

Но почему-то из раза в раз происходит так, что никакого неутешительного вывода зритель не делает и параллелей не проводит. Это странно — нынешнее российское государство часто ведет себя как участник ролевой игры на советскую тему, и условия этой игры как-то позволяют избегать неутешительных выводов и исторических параллелей. То есть Гагарин в космосе — это мы, это наше, а танки в Новочеркасске — не мы. Это очень интересная загадка, и объяснения Райской мне кажутся (при всей их очевидной наивности) очень важными, потому что, видимо, действительно многие так думают — советский режим был плох, но его больше нет, и нынешний режим наследует советскому только в его хорошей части, а в плохой не наследует. Старые песни о главном — да, а ГУЛАГ — нет. Это же игра, ее условия задаются сейчас, и плохое можно убрать, никто не будет против, такой нормальный консенсус.

И вот я пытаюсь с этой точки зрения посмотреть на реваншистское кино о вторжении 1968 года в Прагу, которое показали по российскому телевидению и по поводу которого чешский и словацкий МИДы пришли в ужас, вызывают наших послов и ругаются. Вот это зачем, это почему? Танки в Праге — это не полет Гагарина, то есть в любом случае не то, чем все в России привыкли гордиться. Хорошо, модель «платить и каяться» у нас никому не нравится, но на этот случай есть ведь и другая вполне распространенная модель — «не вспоминать». Россия никогда не провозглашала себя наследницей всего, что оставил Советский Союз. Массовое отношение к истории в России давно исчерпывается воевавшими дедами, то есть 1941−45 годами, и все остальное — вполне факультативно. У нас не принято стыдиться неприятных эпизодов исторического прошлого — без проблем, но это ведь не значит, что ими надо гордиться.

А тут выходит российское телевидение и говорит — надо, надо гордиться, правильно ввели войска в Прагу, а то бы пришли американцы и западногерманские реваншисты, и было бы НАТО у наших границ. Я не готов уверенно выстраивать причинно-следственные связи, в которых такое кино может появиться в эфире только по прямой рекомендации Кремля — скорее всего, нет. В пользу такой версии свидетельствует как минимум то, что Чехия и Словакия сегодня — совсем не те страны, по которым Россия хотела бы наносить пропагандистские удары. По современным меркам это друзья России, и если бы решение о таком фильме принималось в Кремле или хотя бы в МИДе, то фильма бы, скорее всего, просто не было бы — он сейчас политически нецелесообразен.

Историческая и псевдоисторическая документалистика — это не новости и не политические ток-шоу, с документальным жанром все проще, это развлекательное телевидение, имиджевое, с пропагандой и политикой оно не связано или почти не связано. Скорее всего, это простая продюсерская инициатива: давайте покажем что-нибудь про историю — а давайте. И никаких заговоров.

Но тем и интереснее, когда безо всякого звонка сверху, безо всякого приказа телевизионные люди берутся за реабилитацию Советского Союза в таком не очевидном вопросе. Нет никакой нужды оправдывать вторжение в Чехословакию, а они оправдывают. Почему?

Потому что любому живому человеку хочется гармонии и комфорта. Модель Райской (Советский Союз зло, а путинская Россия — добро) — она очень некомфортная, она раздражает, даже если об этом не задумываешься. Россия ведь действительно играет в СССР, и если Россия хорошая, то и СССР должен быть хорошим — это логично.

Если ты работаешь на современном российском телевидении, если ты и твои коллеги каждый день ищут и находят оправдания любым не очевидным действиям российского государства, рано или поздно ты упрешься в необходимость оправдывать и советские действия. Это не заговор и не заказ, это инстинкт.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Елена Вяльбе
Елена Вяльбе

«Десяточка»? Хорошая для начала дистанция, в лыжных гонках она применяется в эстафете 4×10 километров. Это означает, что дистанция преодолевается в команде четырьмя отдельно взятыми спортсменами, но результат — один на всех, тут общая и победа, и поражения. В общем, поздравляю всю команду «Свободной прессы» с первым 10-летием и желаю не сходить с дистанции и в таком же темпе идти вперед! Ну, и спорта, конечно, побольше!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня