18+
вторник, 23 мая
Общество

Генплан «Москва-2025»: выше, теснее, дороже

В отличие от цивилизованных мегаполисов, растущих вширь, российскую столицу продолжат точечно набивать небоскрёбами

  
28

Сегодня, 12 августа, в 18.00 во всех районных управах Москвы состоятся публичные общественные слушания по проекту Генерального плана развития города до 2025 года. Принять участие в слушаниях может любой москвич, но только на «своей» территории.

Проект генплана уже вызвал буквально шквал критики со стороны экспертов и рядовых жителей столицы. Возмущает их не только содержание нового документа, но и те уловки, к которым прибегнули вдохновители проекта, чтобы провести его в жизнь с формальным соблюдением «демократических процедур».

На предварительное ознакомление экспертов и населения с новым генпланом, который определит развитие столицы в ближайшие десятилетия, отведено почему-то лишь две недели. Да ещё в самый разгар отпусков, когда едва ли не четверть москвичей, к тому же самых активных, в отъезде. Сам Юрий Михайлович Лужков накануне общественных слушаний тоже отбыл на отдых, от греха подальше.

В европейских городах генпланы обсуждают неспешно, по полгода и больше, давая возможность услышать и согласовать все точки зрения. А тут — просто пожар в джунглях.

Какой смысл в этой спешке? Ведь московский генплан, как сообщали сами столичные власти, был готов уже к началу 2007 года.

Совершенно не понятно также, зачем надо было преподносить простым горожанам все схемы и технические подробности генплана в «первозданном», а не адаптированном виде. Там восемь квадратных километров (как объявили с гордостью сами авторы проекта) сложных картограмм со многими тысячами мелких специальных обозначений. Что мешало, не искажая существа дела, изготовить наглядные макеты будущей застройки и предлагаемого «зонирования» городской территории, просто раскрасив её в разные цвета?

На состоявшейся 11 августа пресс-конференции группа экспертов, представляющих общественное движение «Архнадзор», расценила происходящую в Москве процедуру общественного обсуждения проекта Генерального плана развития Москвы до 2025 года вообще как «опасную профанацию».

Ряд специалистов обратили внимание на то, что проблемы Москвы должны решаться не в границах территории самого города, а в рамках московской агломерации. Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, кандидат технических наук Александр Стрельников считает, что «рассогласованность» транспортных решений в Москве и на территории Московской области является серьезной ошибкой, чреватой опасными последствиями.

— В соответствии с проектом нового генплана, — рассказал журналистам научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, кандидат технических наук Михаил Блинкин, — территория, отводимая улично-дорожной сети, увеличится с 8,4 до 8,7 процентов общей территории города.

Для примера, в Европе нормой считаются 20−22 процента. И московских даже «проектов» катастрофически недостаточно. Застройка Москвы переуплотнена, и этот процесс продолжается, несмотря на формальный запрет точечной застройки, констатировал тот же эксперт.

В общем, новый генплан продолжает ту же «градостроительную линию», которая реализовывалась в Москве в течение полутора последних десятилетий. Его составляли люди, набившие руку на «амбициозных проектах», суть которых состоит в том, чтобы выкроить ещё один пятачок в сверхплотной городской застройке и вбить туда ещё один небоскрёб с трёхуровневой подземной парковкой, пропустив под всем этим сооружением железную дорогу и ветку метрополитена. И «освоить» таким образом ещё два-три миллиарда долларов.

По большому счёту проблема завязана не только на тупую алчность и амбиции конкретных людей. Просто Москва продолжает оставаться имперским городом, куда стянута большая часть ресурсов страны и где эти ресурсы «осваиваются».

В европейских и американских городах к тем же проблемам подошли ещё 40−50 лет назад.

Примерно до начала 1960-х многие жители США тоже стремились поселиться в двух-трёх крупнейших городах страны. Разница в уровне жизни между центром и периферией была огромной, что вызывало мощное демографическое давление на центр. Но затем, благодаря целенаправленным усилиям правительства, создававшего условия для диверсификации экономики и развития бизнеса в регионах, начали активнее проявлять себя периферийные «точки роста».

Затем в США начала меняться модель расселения: люди побогаче, а потом и средний класс, съезжали из центра в пригороды. Этому способствовал и рост благосостояния населения, и относительная лёгкость решения вопросов с приобретением земельного участка с подведёнными коммуникациями или готового дома по разумной цене. На огромных территориях вокруг Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго, Хьюстона и других городов возникали так называемые городские агломерации, представляющее собой бесконечную сеть просторных малоэтажных посёлков со всей необходимой инфраструктурой, связанных хорошими дорогами с центром и с другими агломерациями.

Многие жители этих посёлков теперь и работают неподалеку: на построенном в соответствии с генпланом развития территории заводе «Пепси-Колы», в вынесенной за городскую околицу научной лаборатории, в местной школе или в больнице. И зарплаты там если и отличаются от столичных, то на проценты, а не в разы.

Прокомментировать ситуацию вокруг проекта «Генплана-2025» мы попросили депутата Мосгордумы, члена КПРФ Сергея Никитина.

«СП»: — Сергей Викторович, московская дума должна будет в декабре рассмотреть проект генплана и либо принять его, либо отклонить. Вы берётесь предсказать результат голосования?

— Естественно, генплан будет одобрен. Единоросовское большинство в Мосгордуме примет любой документ, предложенный правительством. Нынешняя Мосгордума это послушный аппарат для голосования, никакой самостоятельной политики она не проводит.

«СП»: — Но вы согласны, что этот проект — продолжение линии на сверхплотную и сверхдорогую застройку, которая проводилась в Москве в последнее время и от которой жители столицы буквально уже лезут на стену?

— Да, безусловно.

«СП»: — И с практикой застройки американских и европейских городов вы, конечно, знакомы. Там не «уплотняют» центральные районы, а развивают и обустраивают пригороды.

— Вы правы, но у нас своя специфика. Москва ограничена кольцевой дорогой, за МКАДом уже другой субъект Федерации, Московская область, и два эти субъекта плохо контактируют. Между чиновниками существуют конфликты, причём они принципиальные и личностного порядка. Областной губернатор Громов очень не доволен Лужковым, который спит и видит создание единого конгломерата «Москва и область» и себя во главе этого нового сверхрегиона. Отсутствие взаимопонимания между ними приводит, например, к тому, что на территории области городским властям так и не удалось найти место для строительства новых мусоросжигающих заводов, и они будут располагаться в Москве. С уменьшением запрещённой для застройки зоны вокруг них до 250 метров. А опыт показывает, что в зоне радиусом до 5 км вокруг таких заводов количество раковых заболеваний у детей увеличивается в два раза.

«СП»: — А может быть федеральная власть как раз тут должна показать свою политическую волю и твёрдую руку? Почему не отправить на пенсию обоих этих героев, которые бьются сейчас лбами и не назначить на их место одного вменяемого человека, который занялся бы нормальным развитием региона «Москва и область». Это сократит, в том числе, количество будущих раковых заболеваний у детей.

— Хорошее желание, но абсолютно не реализуемое. Поскольку дело не в отдельных персоналиях, а в системе. Это как в известном анекдоте про АвтоВАЗ: что с ним не делай, а машины всё равно будут такие же, как раньше. Не лучше. Потому что земля такая. Тут тоже никто не заинтересован, чтобы Москва была нормальным регионом для проживания.

«СП»: — Как же никто? Вы заинтересованы, я заинтересован. А кто не заинтересован?

— А не заинтересованы те, кто извлекают деньги из этой ситуации. Например, кто строит в Москве, и им важно возвести свои объекты в виде точечной застройки и не тратиться на коммуникации. Заинтересованы чиновники, которые при этом получают отступного. Ситуация, кстати, хоть и медленно, но меняется к лучшему. Если раньше наша фракция не могла ничего особо «продвинуть» в Мосгордуме, то в этот раз уже сумели добиться запрета точечной застройки, сумели создать структуру из жителей, которые борются за собственные права…

«СП»: — Но генплан, тем не менее, будет думой принят.

— Да. Я уже говорил, что большинство депутатов готовы проголосовать за любую идею правительства.

«СП»: — Я не всё понимаю, давайте ещё раз. Вот есть генплан, который поперёк интересов большинства москвичей. Даже — подавляющего большинства москвичей. Так?

— Да.

«СП»: — И это всё происходит накануне выборов в думу. И вроде бы ситуация должна выглядеть так. Находятся кандидаты, которые говорят, ребята! Мы против этого гадского проекта, голосуйте за нас! И побеждают с большим перевесом. Дума «валит» проект генплана.

— Большинство ребят, о которых вы говорите — они вообще не пойдут на выборы. Москва это такой регион, который болен пофигизмом. Но другого народа у нас нет.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня