Общество

Генплан «Москва-2025»: выше, теснее, дороже

В отличие от цивилизованных мегаполисов, растущих вширь, российскую столицу продолжат точечно набивать небоскрёбами

  
30

Сегодня, 12 августа, в 18.00 во всех районных управах Москвы состоятся публичные общественные слушания по проекту Генерального плана развития города до 2025 года. Принять участие в слушаниях может любой москвич, но только на «своей» территории.

Проект генплана уже вызвал буквально шквал критики со стороны экспертов и рядовых жителей столицы. Возмущает их не только содержание нового документа, но и те уловки, к которым прибегнули вдохновители проекта, чтобы провести его в жизнь с формальным соблюдением «демократических процедур».

На предварительное ознакомление экспертов и населения с новым генпланом, который определит развитие столицы в ближайшие десятилетия, отведено почему-то лишь две недели. Да ещё в самый разгар отпусков, когда едва ли не четверть москвичей, к тому же самых активных, в отъезде. Сам Юрий Михайлович Лужков накануне общественных слушаний тоже отбыл на отдых, от греха подальше.

В европейских городах генпланы обсуждают неспешно, по полгода и больше, давая возможность услышать и согласовать все точки зрения. А тут — просто пожар в джунглях.

Какой смысл в этой спешке? Ведь московский генплан, как сообщали сами столичные власти, был готов уже к началу 2007 года.

Совершенно не понятно также, зачем надо было преподносить простым горожанам все схемы и технические подробности генплана в «первозданном», а не адаптированном виде. Там восемь квадратных километров (как объявили с гордостью сами авторы проекта) сложных картограмм со многими тысячами мелких специальных обозначений. Что мешало, не искажая существа дела, изготовить наглядные макеты будущей застройки и предлагаемого «зонирования» городской территории, просто раскрасив её в разные цвета?

На состоявшейся 11 августа пресс-конференции группа экспертов, представляющих общественное движение «Архнадзор», расценила происходящую в Москве процедуру общественного обсуждения проекта Генерального плана развития Москвы до 2025 года вообще как «опасную профанацию».

Ряд специалистов обратили внимание на то, что проблемы Москвы должны решаться не в границах территории самого города, а в рамках московской агломерации. Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, кандидат технических наук Александр Стрельников считает, что «рассогласованность» транспортных решений в Москве и на территории Московской области является серьезной ошибкой, чреватой опасными последствиями.

— В соответствии с проектом нового генплана, — рассказал журналистам научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, кандидат технических наук Михаил Блинкин, — территория, отводимая улично-дорожной сети, увеличится с 8,4 до 8,7 процентов общей территории города.

Для примера, в Европе нормой считаются 20−22 процента. И московских даже «проектов» катастрофически недостаточно. Застройка Москвы переуплотнена, и этот процесс продолжается, несмотря на формальный запрет точечной застройки, констатировал тот же эксперт.

В общем, новый генплан продолжает ту же «градостроительную линию», которая реализовывалась в Москве в течение полутора последних десятилетий. Его составляли люди, набившие руку на «амбициозных проектах», суть которых состоит в том, чтобы выкроить ещё один пятачок в сверхплотной городской застройке и вбить туда ещё один небоскрёб с трёхуровневой подземной парковкой, пропустив под всем этим сооружением железную дорогу и ветку метрополитена. И «освоить» таким образом ещё два-три миллиарда долларов.

По большому счёту проблема завязана не только на тупую алчность и амбиции конкретных людей. Просто Москва продолжает оставаться имперским городом, куда стянута большая часть ресурсов страны и где эти ресурсы «осваиваются».

В европейских и американских городах к тем же проблемам подошли ещё 40−50 лет назад.

Примерно до начала 1960-х многие жители США тоже стремились поселиться в двух-трёх крупнейших городах страны. Разница в уровне жизни между центром и периферией была огромной, что вызывало мощное демографическое давление на центр. Но затем, благодаря целенаправленным усилиям правительства, создававшего условия для диверсификации экономики и развития бизнеса в регионах, начали активнее проявлять себя периферийные «точки роста».

Затем в США начала меняться модель расселения: люди побогаче, а потом и средний класс, съезжали из центра в пригороды. Этому способствовал и рост благосостояния населения, и относительная лёгкость решения вопросов с приобретением земельного участка с подведёнными коммуникациями или готового дома по разумной цене. На огромных территориях вокруг Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго, Хьюстона и других городов возникали так называемые городские агломерации, представляющее собой бесконечную сеть просторных малоэтажных посёлков со всей необходимой инфраструктурой, связанных хорошими дорогами с центром и с другими агломерациями.

Многие жители этих посёлков теперь и работают неподалеку: на построенном в соответствии с генпланом развития территории заводе «Пепси-Колы», в вынесенной за городскую околицу научной лаборатории, в местной школе или в больнице. И зарплаты там если и отличаются от столичных, то на проценты, а не в разы.

Прокомментировать ситуацию вокруг проекта «Генплана-2025» мы попросили депутата Мосгордумы, члена КПРФ Сергея Никитина.

«СП»: — Сергей Викторович, московская дума должна будет в декабре рассмотреть проект генплана и либо принять его, либо отклонить. Вы берётесь предсказать результат голосования?

— Естественно, генплан будет одобрен. Единоросовское большинство в Мосгордуме примет любой документ, предложенный правительством. Нынешняя Мосгордума это послушный аппарат для голосования, никакой самостоятельной политики она не проводит.

«СП»: — Но вы согласны, что этот проект — продолжение линии на сверхплотную и сверхдорогую застройку, которая проводилась в Москве в последнее время и от которой жители столицы буквально уже лезут на стену?

— Да, безусловно.

«СП»: — И с практикой застройки американских и европейских городов вы, конечно, знакомы. Там не «уплотняют» центральные районы, а развивают и обустраивают пригороды.

— Вы правы, но у нас своя специфика. Москва ограничена кольцевой дорогой, за МКАДом уже другой субъект Федерации, Московская область, и два эти субъекта плохо контактируют. Между чиновниками существуют конфликты, причём они принципиальные и личностного порядка. Областной губернатор Громов очень не доволен Лужковым, который спит и видит создание единого конгломерата «Москва и область» и себя во главе этого нового сверхрегиона. Отсутствие взаимопонимания между ними приводит, например, к тому, что на территории области городским властям так и не удалось найти место для строительства новых мусоросжигающих заводов, и они будут располагаться в Москве. С уменьшением запрещённой для застройки зоны вокруг них до 250 метров. А опыт показывает, что в зоне радиусом до 5 км вокруг таких заводов количество раковых заболеваний у детей увеличивается в два раза.

«СП»: — А может быть федеральная власть как раз тут должна показать свою политическую волю и твёрдую руку? Почему не отправить на пенсию обоих этих героев, которые бьются сейчас лбами и не назначить на их место одного вменяемого человека, который занялся бы нормальным развитием региона «Москва и область». Это сократит, в том числе, количество будущих раковых заболеваний у детей.

— Хорошее желание, но абсолютно не реализуемое. Поскольку дело не в отдельных персоналиях, а в системе. Это как в известном анекдоте про АвтоВАЗ: что с ним не делай, а машины всё равно будут такие же, как раньше. Не лучше. Потому что земля такая. Тут тоже никто не заинтересован, чтобы Москва была нормальным регионом для проживания.

«СП»: — Как же никто? Вы заинтересованы, я заинтересован. А кто не заинтересован?

— А не заинтересованы те, кто извлекают деньги из этой ситуации. Например, кто строит в Москве, и им важно возвести свои объекты в виде точечной застройки и не тратиться на коммуникации. Заинтересованы чиновники, которые при этом получают отступного. Ситуация, кстати, хоть и медленно, но меняется к лучшему. Если раньше наша фракция не могла ничего особо «продвинуть» в Мосгордуме, то в этот раз уже сумели добиться запрета точечной застройки, сумели создать структуру из жителей, которые борются за собственные права…

«СП»: — Но генплан, тем не менее, будет думой принят.

— Да. Я уже говорил, что большинство депутатов готовы проголосовать за любую идею правительства.

«СП»: — Я не всё понимаю, давайте ещё раз. Вот есть генплан, который поперёк интересов большинства москвичей. Даже — подавляющего большинства москвичей. Так?

— Да.

«СП»: — И это всё происходит накануне выборов в думу. И вроде бы ситуация должна выглядеть так. Находятся кандидаты, которые говорят, ребята! Мы против этого гадского проекта, голосуйте за нас! И побеждают с большим перевесом. Дума «валит» проект генплана.

— Большинство ребят, о которых вы говорите — они вообще не пойдут на выборы. Москва это такой регион, который болен пофигизмом. Но другого народа у нас нет.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня