Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
19 августа 2009 09:27

Arctic Sea: подробности освобождения

Внезапная атака российского сторожевика ошеломила пиратов

34

18 августа министр обороны Анатолий Сердюков доложил президенту России Дмитрию Медведеву о том, что ВМФ совместно с ВВС нашли пропавший сухогруз Arctic Sea. Оказывается, он был захвачен международной пиратской группой в центре Европы — в шведских территориальных водах. Обнаружили судно в 300 милях от островов Зеленого мыса. Пираты арестованы и доставлены на борт российского сторожевого корабля «Ладный». С ними ведутся следственные мероприятия. Экипаж сухогруза находится в безопасности.

Наш нештатный корреспондент по Военно-морскому флоту капитан второго ранга Александр Сурпин рассказал некоторые подробности операции.

«СП»: — Как СКР «Ладный», входящий в состав Черноморского флота, оказался в районе островов Зеленого мыса, то есть в нужном месте в нужный час?

— Когда стало известно о странном исчезновении сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту, СКР «Ладный» сразу начал подготовку к его поиску. Хотя он в то время находился в Черном море. Еще в начале августа прошло сообщение о том, что отряд боевых кораблей Черноморского флота в составе больших десантных кораблей «Азов», «Ямал», «Новочеркасск» и сторожевого корабля «Ладный» под командованием капитана 1 ранга Игоря Смоляка, преодолев зону черноморских проливов, вышел в Средиземное море для дальнейшего перехода в Балтийское море, где олжен был принять участие в учениях «Запад-2009». На самом деле перед «Ладным» стояла иная задача. Но о ней в целях дезинформации предполагаемых захватчиков судна первое время сообщать было нельзя. После выхода в Атлантику отряд взял курс на север, а «Ладный» отправился на юг.

«СП»: — Почему выбор пал именно на «Ладный»?

 — Экипаж этого корабля проходил специальную подготовку по борьбе с терроризмом, в том числе и пиратством, совместно с кораблями НАТО. Еще в 2007 году он совершил визит в турецкую военно-морскую базу Акзас-Караагач, где отрабатывал практические мероприятия по интеграции с кораблями Северо-Атлантического альянса, задействованными в антитеррористической операции НАТО на Средиземном море «Активные усилия». При этом внимание уделялось не только чисто боевым действиям, но и преодолению юридических, языковых несоответствий. И вот это пригодилось. Поиски сухогруза осуществлялись при информационном взаимодействии с кораблями НАТО. При этом информация о местонахождении сухогруза все время поступала разная — сообщалось, что он был замечен то в одном, то в другом районе Атлантики. Это была целенаправленная дезинформация, чтобы усыпить бдительность пиратов, которые, конечно же, внимательно следили за поисками судна. Под ее прикрытием «Ладный» по наводке российских ВВС точно вышел к тому месту, куда перегнали Arctic Sea похитители. Кстати, они его перекрасили и вывесили флаг КНДР вместо мальтийского, под которым судно ходило до этого.

«СП»: — Известны ли подробности захвата этого сухогруза пиратами?

 — Первоначальные следственные действия, которые проводятся на борту «Ладного», установили такую картину случившегося. 24 июля в 23.00 московского времени к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились, как позже выяснилось, четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России. Они сообщили о неисправности своего плавсредства и попросили разрешения подняться на борт сухогруза. В дальнейшем, угрожая оружием, пираты потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех своих команд и заставили отключить навигационное оборудование. А потом, как говорится, втемную, сухогруз добрался до островов Зеленого мыса. Тут его и настиг «Ладный». Операция по освобождению прошла без единого выстрела, настолько внезапными и мощными были действия наших моряков.

«СП»: — А что преступники собирались делать с сухогрузом?

 — Пока неизвестно, во всяком случае, мне. Слышал версию, что они якобы планировали продать находившийся на борту судна груз древесины на 2 миллиона долларов в одной из африканских стран — Сенегале, Гамбии или Гвинее-Бисау. Но это неподтвержденные данные. На самом деле их поведение, по меньшей мере, странно.

«СП»: — Что же теперь собираются делать с преступниками?

 — Насколько мне известно, 18 августа главное следственное управление СКП РФ возбудило уголовное дело по статье 126 УК РФ — похищение людей, совершенное организованной группой. Санкции она предусматривает суровые — до 20 лет лишения свободы. На острова Зеленого мыса отправилась и группа следователей главного следственного управления СКП РФ. Им предстоит на месте разобраться в преступлении, допросить захватчиков, осмотреть сухогруз.

«СП»: — Где сам сухогруз и его экипаж?

 — Экипаж из 15 российских моряков находится на «Ладном». Все чувствуют себя нормально. В ближайшее время их доставят на Родину. Из подмосковного аэродрома в Чкаловском на остров Сал, принадлежащий государству Кабо-Верде, отправился грузовой борт ВВС, который их эвакуирует. Туда же перегонят и сухогруз.

«СП»: — Что будет с сухогрузом, оставшимся без экипажа?

 — Его дальнейшая судьба от наших военных в общем-то не зависит. Сухогруз, как известно, принадлежит финской компании Solchart Manadgment. Она наняла архангельских моряков для выполнения рейса — те должны были доставить пиломатериалы из порта Якобстад (Финляндия) в алжирский порт Беджайя. Финская компания и распорядится судном после проведения следственных мероприятий.

Из досье «СП»:

Сторожевой корабль (СКР) «Ладный» проекта 1135 (шифр «Буревестник») предназначен для действий в океанской зоне. Заложен на стапеле ССЗ «Залив» в г. Керчь, спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980 г. и 25.02.1981 г. включен в состав Черноморского флота.

Противолодочное вооружение — управляемый ракетный комплекс (УРПК) четырехтрубный «Раструб» с самонаводящейся торпедой 85РУ (85Р); 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (96 РГБ). Зенитное управляемое вооружение — 2 модернизированных ЗРК малой дальности «Оса-МА-2» с ракетой 9М33 40 ЗУР с минимальной высотой поражения 5 м. Артиллерийское вооружение — комплекс АК-726-МР-105 (2×76,2-мм спаренные автоматизированные установки АК-726). Торпедное вооружение — 2×533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53−1135 с торпедами типа СЭТ-65 или 53−65К. В кормовой части корабля может быть размещено до 16 мин.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня