18+
понедельник, 27 марта
Общество

Лосось нечаянно нагрянул

По воле руководства РЖД, небывалый в Приморье улов красной рыбы и икры протухнет, или вместо россиян его съедят китайцы

  
45

На Дальнем Востоке катаклизм. Улов красной рыбы настолько хорош, что его в прямом смысле слова девать некуда. Сейнеры приходят в порт набитыми под завязку деликатесной продукцией, и никто не представляет, что с ней делать дальше.

— Рыбаки жалуются на «взвинченные» железнодорожные тарифы (на рефрижераторные секции), которые выросли втрое (!) по сравнению с июнем, — заявил руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

Стоимость перевозки рыбы из Владивостока в Москву рефсекциями, которые состоят из пяти вагонов, за последние два месяца выросла с 800 тысяч рублей до 2,6 миллиона рублей за секцию.

— По расчетам рыбаков, расходы на транспортировку достигли уже половины от стоимости рыбы «на выходе» с судна. Если цена горбуши от производителя во Владивостоке составляет 28−30 рублей за килограмм, то перевозка одного килограмма рефсекцией обходится в 15 рублей, — подчеркнул он.

Между тем, в РЖД отвечают, что на перевозку свежемороженой рыбы в изотермическом подвижном составе действуют понижающие коэффициенты в размере 0,62−0,84, и стоимость перевозки рыбы в парке «Рефсервиса» в настоящее время составляет 1,4 миллиона рублей за четыре вагона рефсекции. Кому здесь верить?

Железнодорожники также, заявляют, что «Рефсервис» полностью обеспечивает вывоз предъявляемых объемов рыбы с Дальнего Востока, а в случае необходимости готов увеличить количество вагонов для этих целей до 40−60 рефсекций дополнительно.

Только что из рабочей поездки на Сахалин, где сейчас пик путины лососевых, заготовки рыбы и красной икры, возвратилась делегация Росрыболовства во главе с руководителем агентства Андреем Крайним. В этом году отмечается рекордный подход лосося к дальневосточному побережью. Суточные выловы составляют 7−8 тысяч тонн рыбы. Общий вылов уже приблизился к 400 тысячам тонн. И рыбаки Приморья, не став дожидаться пока рыба протухнет, начали отправлять свежий улов в Китай.

— К соседям за кордон уже уплыли десятки тысяч тонн рыбы, в то время как прилавки супермаркетов Москвы и других городов России вместо свежевыловленной горбуши ломятся от китайской теляпии и пангасиуса «в глазури», — говорит Савельев.

Глава рыбного ведомства Андрей Крайний вынужден был направить телеграмму президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину с просьбой исправить ситуацию. В ней, в частности, указывается, что во Владивостоке в ожидании разгрузки простаивает шесть судов с 11 тысячами тонн мороженой рыбы, а на подходе к порту — еще девять с грузом около 50 тысяч тонн.

«С каждым днем положение ухудшается. Прошу Вас оказать содействие по предоставлению рефрижераторного подвижного состава и вагонов-термосов для перевозки рыбопродукции», — говорится в телеграмме Крайнего.

Действительно, ситуация с каждым днем усугубляется. И если не принять мер, она может выйти из-под контроля, а десятки тысяч тонн лосося просто пропадут. Дело в том, что ко вторнику, 26 августа, во Владивостоке скопится более 100 тысяч тонн свежей деликатесной красной рыбы и красной икры, большая часть которых, скорее всего, протухнет.

Росрыболовство опубликовало заявление генерального директора ООО «ДальРыбПорт» Людмилы Талабаевой, согласно которому в порту лежат заявки рыбаков на десятки рефсекций.

Член Общественного совета при Росрыболовстве, вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Дмитрий Дремлюга, в свою очередь, говорит о том, что закупочные цены на деликатесную горбушу во Владивостоке упали до 25−30 рублей за килограмм, а на Сахалине сырье закупают уже по 10 рублей.

— К сожалению, призыв заблаговременно подготовиться к небывалому потоку рыбы не был услышан в РЖД. Железная дорога и сейчас работает в своем обычном режиме. Портовики, рыбопромышленники уже месяц бьют тревогу, но ничего не меняется, — сказал Дремлюга.

По его словам, на Дальнем Востоке не хватает и холодильных мощностей для хранения рыбопродукции. Если бы мощности были, можно было бы заложить рыбу на хранение и постепенно выставлять на рынок.

— Складывается парадоксальная ситуация: в центральных регионах России в продаже нет горбуши. В Москве один килограмм этой рыбы, пойманной в самом начале путины, стоит от 150 до 200 рублей за килограмм. А на Сахалине вообще ее закупают уже по 10 рублей за килограмм, — отметил рыбопромышленник. — Еще весной наука Росрыболовства неоднократно заявляла, что ситуация в этом году будет неординарная, что ожидаются массовые подходы рыбы. К сожалению, призыв заблаговременно подготовиться к небывалому потоку рыбы не был услышан в РЖД, железная дорога и сейчас работает в своем обычном режиме.

Как считает вице-президент ассоциации, проект РЖД по перевозке рыбы в вагонах-термосах так называемых «ускоренных» поездов из-за плохой организации оказался дорогим и малоэффективным.

— Три недели потребовалось, чтобы отправить первый ускоренный поезд, из 37 запланированных вагонов отправили только 15, — сообщил он. — К тому же неудачно была выбрана и станция назначения для «ускоренного» поезда — на ней не было условий для выгрузки рыбопродукции. Эти условия были рядом, в 8−14 километрах, но туда тянуть состав железнодорожники не захотели.

По словам вице-президента ассоциации, тенденция снижения поставок рыбопродукции на российский рынок сохраняется на протяжении последних трех лет. Нехватка рефрижераторных вагонов делает отправку выловленной рыбы из дальневосточных портов в центральные регионы России проблематичной. В таких условиях значительная часть улова и «уплывает» в другие страны.

Есть, правда, еще один путь для отправки рыбы — морем в Санкт-Петербург, но этот путь значительно дороже и длительней.

Владивосток

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня