Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
25 августа 2009 12:30

Чёрная дыра на «Большой Ленинградке»

В ходе реконструкции столичной трассы под землю провалилось несколько десятков миллиардов рублей. Зона обрушения растёт

17

Сегодня, 25 августа правительство Москвы рассмотрит на своём заседании проект постановления «Об адресной инвестиционной программе города на 2010 г. и основных параметрах инвестиционной программы на 2011−2012 г. г.». Один из наиболее любопытных вопросов в программе — дорожное строительство.

Как сообщает top.rbc.ru, согласно инвестпрограмме из 37 млрд. 186 млн. рублей, которые намечено выделить в 2010 году на всё московское дорожное строительство, 18 млрд. 144 млн. рублей пойдут на продолжение реконструкции «Большой Ленинградки» — столичной автотрассы, ведущей от Кремля в направлении аэропортов Шереметьево-1 и Шереметево-2.

Восемнадцать миллиардов сумма не маленькая, однако надо понимать, что это только небольшая часть тех затрат, которые уже вложены в ремонт Ленинградки и которые ещё предстоит вложить. Работы на самой проблемной столичной автотрассе ведутся с 2006 года и по первоначальному плану должны были завершиться до конца 2009 года. Но, несмотря на торжественные обещания Юрия Михайловича Лужкова, строители в срок не уложились. Окончание ремонта «Большой Ленинградки», после которого она станет практически бессветофорной и 10−12 полосной в каждую сторону, было перенесено на 2011 год, потом на 2012-й. Однако и этот срок не окончательный.

Точно так же неокончательны и суммы, в которые должна обойтись реконструкция. Более того: их вообще никто старается вслух не называть. Ни сам Юрий Лужков, предпочитающий больше «нажимать» на тот аспект, что федеральные власти слабо помогают столице решать дорожную проблему, ни главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он в последние годы вдохновенно рассказывал журналистам о том, как дивно преобразится после ремонта Пушкинская площадь, потом район Белорусского вокзала, и сколь удобной станет развязка с Волоколамским шоссе. А на просьбы назвать цену вопроса отвечал — «это не ко мне».

Позиция у архитектора довольно любопытная: ведь при выборе между экономичными вариантами реконструкции, предусматривавшими, например, эстакады, и сверхдорогими тоннельными, он точно присутствовал. И сказал своё веское слово. А как про деньги — «это не ко мне». Я, дескать, просто художник.

До той поры, пока московский бюджет оставался одним из трёх самых больших городских бюджетов в мире (его доходная часть в 2008 году приблизилась к 60 млрд. долларов, догнав Нью-Йорк и Токио), из всех вариантов ремонта наши проектировщики выбирали самый дорогой и сложный. Это касается не только ремонта Ленинградки. Например, чтобы сохранить в первозданном виде исторический район Лефортово и его парк, а затем Серебряный бор, под ними пропустили тоннели. Это находило всеобщее понимание, несмотря на чудовищные, невиданные в мире суммы затрат в миллиарды долларов.

Никто до сих пор не объяснил, почему в Швейцарии и Франции прорубание в альпийских скалах просторного автомобильного тоннеля обходится в 170 млн. долларов за километр, а такого же Лефортовского тоннеля в Москве — в 400 млн. Хотя никто, в общем, об этом в «тучные годы» у столичных проектировщиков и строителей и не спрашивал: раз деньги есть, почему их не освоить?

В ходе реконструкции Ленинградского шоссе для развязывания транспортных узлов в районе станции метро Сокол тоже был выбран тоннельный вариант, а не эстакадный. Хотя район там не особенно исторический, а из парковых зон имеется только один чахлый сквер. Однако, во-первых, «эстакады уродуют лицо города». Во-вторых, решение о строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля принималось опять же в благословенном 2006 году, когда нефтяные цены неслись вверх, и казалось, что так будет всегда.

Но тут наступил кризис.

Надо сделать ещё некоторые пояснения относительно особенностей московского бюджета. Он, в отличие от токийского и нью-йоркского, складывается в основном не за счёт поступлений от сдачи в наём муниципальной недвижимости, развития туризма и других скучных занятий. Нет. Рекордный московский бюджет, превышающий бюджеты других российских городов-миллионников в сотни раз, если считать в абсолютных цифрах, и в десять-двенадцать раз, если пересчитать доходную часть бюджета на душу населения — формируется более чем на 80 процентов из налогов юридических и физических лиц.

Главным образом это сырьевые компании, которые ведут добычу нефти и газа среди комариных болот и ягеля, но «доятся» в столице. А физические лица — их владельцы и топ-менеджеры.

Исключение составляет компания «Газпром-нефть»: это бывшая «Сибнефть» Романа Абрамовича, «усыновлённая» Алексеем Миллером. Как патриот своего любимого города на Неве, согласовав вопрос с другими земляками, Миллер перевёл головной офис компании в Санкт-Петербург. Правда, не из Москвы, а из Омска, где она раньше платила налоги.

Теперь «Газпром-нефть» налоги платит в Питере, и на эти деньги там решают первоочередные городские проблемы. Например, строят новый офис «Большого Газпрома».

Вернёмся, однако, к московским строительным неурядицам. Они тесно завязаны на неурядицы бюджетные. В предыдущие два года, когда российская нефть стоила дорого и доходы сырьевых компаний били все рекорды, столичная казна позволяла себе выделять на дорожные работы по 80 млрд. рублей. Да ещё федеральный бюджет помогал, и находились частные инвесторы. А в 2009 году, как мы уже упомянули, нашлись только 37,2 млрд. рублей. Из них половина уйдёт на продолжение работ на «Ленинградке».

А надо ведь ещё Четвёртое кольцо строить. В следующем году на сооружение участка от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе из московского бюджета-2010 будет направлено около 1,7 млрд. рублей. Однако строителям кольца это, что называется, на один зуб: затраты на километр там такие, каких сроду не видели ни во Франции, ни в Швейцарии, ни в Германии: 700 млн. долларов!

При таких ценах московским дорожникам хватит 1,7 млрд. рублей (это 54 миллиона долларов) только на 77 метров Четвёртого кольца. А потом опять всё остановится. И вообще, если мировой кризис после этого вдруг не закончится, а нефть опять не вырастет в цене до 147 долларов за баррель, то наши строители впадут в отчаянье и бросят к чёртовой матери свои катки и бульдозеры.

Придётся звать немецких дорожников с их смешными расценками.

Фото [*], [*], [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня