Общество

Где летали самолеты, пойдут поезда

27 августа 2009 в подмосковном Жуковском возобновит работу детская железная дорога. Она была закрыта в связи с проведением авиакосмического салона «Макс 2009»

  
30

Услышав словосочетание «детская железная дорога», большинство в лучшем случае подумает о парковом аттракционе для малышей с малюсенькими вагончиками, куда взрослый человек не поместится. На самом деле детская железная дорога к игрушкам не имеет отношения. От обычных ж/д линий она отличается только шириной колеи 750 мм, тогда как ширина обычной колеи составляет 1520 мм. В остальном все по-взрослому: депо, станции, вагоны, переезды. Ее полностью обслуживают дети в возрасте от 10 до 17 лет. С трудом веришь своим глазам, когда видишь, что подвижным составом управляют дети. Страшно прокатиться в поезде, машинисту которого едва исполнилось 16 лет?

Пусть вас это не пугает. За время существования Кратовской детской железной дороги, а она была открыта 2 мая 1937 года, не произошло ни одного несчастного случая, чего, к сожалению, нельзя сказать о соседствующей обычной железной дороге. У платформы Кратово, прямо у перехода через пути стоит надгробный камень с одним только выбитым словом: «Памятники» и стрелочкой, указывающей направление. Очень печальная реклама, напоминающая о том, что гибель людей на переезде не редкость. У Кратовской детской железной дороги тоже есть свои переезды — целых 6 штук! Но та гиперответственность, с которой ребята подходят к роли железнодорожников, хранит дорогу от трагедий.

Конечно же, управлять составом доверяют не каждому. Ребята проходят четырехлетнюю школу, изучая в зимний период теорию, а летом отрабатывая полученные знания на практике на ДЖД в Кратово. В школу принимают детей, начиная с пятого класса. Все обучение проходит под строгим контролем инструкторов. Самым маленьким достаются роли попроще, старшеклассникам доверяют более ответственные должности. Так каждый ребенок пробует себя на разных поприщах: от кассира до диспетчера, от станционного смотрителя до вагоновожатого. Многие из ребят, прошедших эту школу, связывают всю свою последующую жизнь с железными дорогами.

Малая Московская ДЖД ведет, петляя через лес, от платформы Отдых до Кратово и имеет общую протяженность чуть меньше пяти километров (4,962 км). Если прокатиться по всему маршруту от станции Пионерская до станции Юность, время в пути в один конец составит 15 минут. Но можно выйти и на промежуточной платформе Школьная.

За годы существования дороги она дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991−92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую. Сегодня по линии Детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Кратовская ДЖД одна из старейших детских железных дорог в России, но далеко не единственная. На момент распада СССР в стране действовали 52 детских железных дороги. Потом последовал период упадка, дороги закрывались, поскольку были никому не нужны, многие из них утрачены полностью, некоторые были восстановлены. Сегодня насчитывается 23 детских ЖД в различных городах России, среди них: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль, Иркутск, Уфа, Пенза, Челябинск и др. В Москве сегодня такой дороги нет, хотя она была в ЦПКиО им. Горького в начале тридцатых годов. Более того, это была первая в мире детская железная дорога, хотя первенство в этом отношении принято считать за Тифлисской ДЖД, открытой в 1935 году. По Парку Горького пионеры водили поезда уже в 1932 году, но, к сожалению, просуществовала эта дорога недолго. Ее ликвидировали, воодушевившись грандиозным проектом ДЖД в Измайловском парке. Однако этот проект не был осуществлен, и на сегодняшний день самая ближайшая к Москве детская железная дорога находится в Кратово.

Начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев ответил на вопросы «СП»:

«СП»: — Входят ли детские железные дороги в состав РЖД?

— Да, детские железные дороги подчиняются филиалам РЖД. Всего у нас в стране 17 основных дорог, вот ими они и курируются.

«СП»: — -На какие средства существуют детские железные дороги?

— Деньги выделяются из бюджета РЖД, поскольку прибыль ДЖД не приносят и не окупаются. Детские железные дороги нельзя рассматривать как полноценный транспорт, скорее это развлечение для туристов и детей. Филиалы РЖД следят за состоянием малых железных дорог, проводят реконструкцию и переоборудование, выделяют профессиональных инструкторов для обучения детей. Объем финансирования ДЖД не лимитирован, с каждой отдельной детской железной дорогой решается вопрос в частном порядке в зависимости от ее состояния. В последние годы наметился заметный прогресс: построено несколько новых дорог, модернизируются старые. На данный момент общая протяженность путей ДЖД по России составляет около 200 км.

«СП»: — Если ДЖД не приносят дохода и в финансовом отношении являются убыточными, зачем они нужны РЖД, каково их назначение?

— Детские железные дороги — это уникальные учреждения для подготовки кадров, первая ступень профессиональной подготовки специалистов. Кружки, в которых занимаются ребята, дают возможность выбрать одну из железнодорожных профессий и получить по ней дополнительное образование. На момент окончания дети имеют в руках профессию, поэтому более 50% ребят, отучившихся на ДЖД, связывают свою дальнейшую судьбу с железными дорогами.

Кратовская ДЖД работает с четверга по воскресенье с 10:00 до 14:00. На зимний период дорога будет закрыта.

Фото [*], [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня