Общество

Кто защищает авторские права?

Российское авторское общество рассказало о своей работе

  
263
Кто защищает авторские права?
Фото: Павел Головкин/ ТАСС

Российское авторское общество (РАО) — одна из старейших и авторитетнейших организаций правообладателей в нашей стране. На круглом столе в «Комсомольской правде» представители общества рассказали о непростой ситуации, сложившейся сегодня в России в области интеллектуальной собственности, а также о том, как РАО отстаивает финансовые и юридические интересы наших творцов.

Замгендиректора РАО, директор департамента правового обеспечения РАО, заместитель председателя Совета директоров Екатерина Ананьева напомнила участникам встречи о первых этапах существования этой некоммерческой организации. Она начала свою работу в 1993 году, когда был принят закон об авторском праве и смежных правах, впервые в стране регламентирующий вопросы коллективного управления именно в нормативном акте. В первый год своего существования организация насчитывала только 1,5 тысячи членов, сейчас в РАО более 26 тысяч российских авторов.

К сожалению, в законе нашлась лазейка, позволявшая объединяться не только действительным правообладателям, но и махинаторам, которые собирали «урожай» чужих денег, и не думая отдавать их правообладателям. Наиболее острой эта ситуация стала, когда начал развиваться интернет, рассказала Екатерина Ананьева. В результате ребром встал вопрос — что делать с так называемой расширенной лицензией — правом организаций по управлению правами на коллективной основе выдавать разрешения от имени неопределенного круга лиц.

«Законодатель внес норму о том, что организаций по коллективному управлению может существовать бесконечное количество, но государство может выдавать государственную аккредитацию определенной организации, которая проходит определенный этап аккредитации, которым государство доверяет. И только эта одна организация может выдавать разрешения от имени неопределенного круга лиц», — пояснила Ананьева. РАО тогда впервые в истории России получило государственную аккредитацию на право управлять правами авторов при исполнении музыкальных произведений.

Никто не обязан вступать в РАО в обязательном порядке, отметили собравшиеся. Государственная аккредитация позволяет представлять интересы всех авторов, но и авторы могут исключить свои произведения из репертуара РАО, выйдя таким образом, из-под ее опеки. В этом случае организация, желающая использовать конкретные произведения такого автора, должна обращаться непосредственно к правообладателю.

Принимавший участие в работе круглого стола композитор Андрей Литягин сообщил, что правообладателям зачастую не хватает юридической грамотности в отношении своих прав. Он напомнил, что в 2012 году вышло постановление Верховного суда, согласно которому для того, чтобы правообладатель кому-либо запретил использовать результат своего творчества, ему не нужно выводить репертуар из РАО.

По мнению композитора, нарушения в области авторских прав нужно решать профессиональным сообществом. Литягин также отметил, что серьезным пробелом в законодательстве является необходимость авторам самостоятельно судиться или договариваться с людьми, которые незаконно размещают рекламу на их произведения.

В свою очередь театральный художник, заслуженный деятель искусств Виктор Вольский рассказал, что уже много лет состоит в авторском совете РАО. По словам художника, он пошел в этот авторский совет, потому что хотел понять работу системы, убедиться в честности организаторов. Он заверил своих коллег в том, что они всегда могут проверить причитающиеся им отчисления, и каждому по запросу за любой срок выдается авторский лист с перечислением сумм за все выступления, за все работы.

«Если происходят какие-то недоразумения и сложности, есть высокопрофессиональные юристы, и всегда эти вопросы решаются, всегда есть действительно настоящая помощь», — отметил Вольский.

Композитор, народный артист России Олег Иванов напомнил, что предшественником РАО было ВААП — Всесоюзное агентство по авторским правам, от которого РАО получило колоссально отстроенную систему контроля над концертными площадками, ресторанной индустрией. Тем не менее, когда РАО начало работать, общий сбор в год составлял примерно 300 млн. рублей. Сейчас эта цифра превышает 4,6 млрд. рублей, а РАО работает над тем, чтобы максимально охватить все площадки, где звучит музыка — кафе, парикмахерские, развлекательные и торговые центры.

При этом РАО является одной из самых динамично развивающихся организаций в России. Колоссальный рост авторских сборов, который РАО демонстрирует, не имеет прецедентов по отношению к другим компаниям, работающим в различных отраслях, отметил Иванов. Только за последние пять лет, например, сборы авторских вознаграждений увеличились в два раза.

Являясь профессиональным объединением на общественных началах, РАО не ведет собственной коммерческой деятельности и действует лишь за счёт отчислений на покрытие своих расходов. В 2013 году эти отчисления составили 1 млрд руб. из суммы общих сборов — 4,3 млрд руб., а в 2014 сборы выросли до 4,6 млрд, но из них обществу было выделено лишь 856 млн руб.

Экономист Никита Кричевский отметил, что важным вопросом работы авторских организаций является эффективность, и у РАО с этой стороны дела обстоят очень хорошо. Конечно, можно создавать и другие подобные организации, но будут ли они столь же эффективны, найдутся ли для них необходимые интеллектуальный труд и материальные ресурсы?

Активно участвовавший в работе круглого стола продюсер Иосиф Пригожин отметил успешную совместную работу с РАО и обратил внимание на проблему мошенников, которые якобы организуют концерты, собирают деньги и исчезают. Для борьбы с ними продюсер предложил консолидироваться, и вместе с правоохранительными органами и даже Госдумой постараться побороть такие явления.

Несоблюдение авторских прав в Интернете — еще одна проблема, обсуждавшаяся на круглом столе. По мнению композитора, члена РАО Владимира Матецкого, вопрос охраны прав в виртуальном пространстве — один из самых острых. Композитор согласился, что идеальной эту систему в настоящее время сделать вряд ли возможно, но такая организация, как РАО, может быть серьезным препятствием для нарушителей, поскольку объединяет в своих рядах основных правообладателей.

При этом Адрей Литягин напомнил, что следует отделять функции РАО от тех, что являются прерогативной других ведомств. Российское авторское общество в принципе занимается сборами за публичные исполнения (телевидение, радио) в пользу авторов. Однако за исполнительские права платежи собирает вовсе не РАО, а совершенно другие организации. «Вообще многие считают, что за все должно расплачиваться РАО, хотя совершенно другие организации собирают за тот же самый интернет, за использование фонограмм. И к ним надо апеллировать», — подчеркнул он.

Композитор Олег Иванов, много лет являющийся членом авторского совета РАО, напомнил о еще одной, очень важной сфере деятельности общества — благотворительности. «Мы каждый раз, когда собираемся на авторском совете, …разбираем заявления от авторов, которые просят выделить им средства на операцию, на лекарства, на какое-то лечение и т. д.», — отметил он.

По словам Екатерины Ананьевой, решения относительно благотворительных проектов в рамках Фонда национальной поддержки правообладателей принимаются исключительно самими правообладателями, а не аппаратом РАО, который нанят на работу авторами. Основными благотворительными направлениями РАО были и остаются поддержка пожилых и молодых авторов, музыкальных и кинофестивалей. Среди них отдельно был отмечен длящийся 30 дней фестиваль «Московская осень», билеты на концерты которого для слушателей бесплатны. Также РАО поддерживает такие международные музыкальные фестивали, как «Санкт-Петербургская музыкальная весна», «Московский международный джазовый фестиваль», фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», Всероссийский фестиваль симфонической музыки «Имена России», фестиваль-концерт «Сергей Рахманинов — Гала» и другие.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня