Общество

Елена Образцова: Падение культуры пения налицо

В Петербурге в Большом зале Филармонии завершился международный конкурс оперных певцов Елены Образцовой. Две недели понадобилось Примадонне и другим авторитетным членам жюри для того, чтобы выявить лауреатов

  
302

Первая премия досталась Роману Бурденко и Елене Гусевой (Россия). Лауреаты получили по 7 тысяч евро, а вот Гран-при ценностью в 12 тысяч евро жюри решило не присуждать: не нашлось достойных.

Итоги конкурса еще раз убедили народную артистку СССР Елену Васильевну Образцову в том, что ситуация с молодыми оперными певцами далеко не безоблачная. Вот что рассказала Примадонна обозревателю «СП».

"СП": — Елена Васильевна, вы столько сил и времени уделяете молодым певцам, «тянете» на себе два вокальных конкурса… Что скажете о новом поколении вокалистов?

— У меня двоякое впечатление. С одной стороны, мы нашли хорошие голоса, премии получили молодые ребятишки, чуть за двадцать. Лауреаты первой премии выступили в Большом зале филармонии, будут петь в Москве, даже в Токио поедут… Но общее впечатление у меня довольно грустное. Налицо — падение культуры пения. Современные певцы технически отлично подготовлены. Здорово поют, лучше, чем мы в их годы, они все выучили. Но поют они ноты, а не музыку. Смысл выхода на сцену в том, чтобы донести людям какую-то радость, счастье, духовное ощущение мира. Чтобы выйти на сцену и что-то людям сказать, надо очень много пережить, прочитать, посмотреть. К сожалению, молодые певцы мало читают, в музеи не ходят, фильмы смотрят голливудские, а по ТВ — сериалы. А хороший певец должен страдать, плакать, терять, находить, любить. Надо все пережить, и даже страдания пойдут певцу на пользу. Есть такие певцы, что лежат в кровати и ждут спектакля.

Похоже, у молодых певцов другие заботы: они хотят скорее заработать как можно больше денег, их агенты и менеджеры стремятся к тому же, в результате молодежь хватается за любой репертуар, в том числе и слишком сложный, непосильный, и «люди гибнут за металл»: карьера блестяще начинается, но мгновенно заканчивается.

«СП»: — А зачем вам, по-прежнему востребованной артистке, все эти заботы-хлопоты с конкурсом молодых оперных певцов?

— Когда я делала первые шаги в искусстве, мне помогали добрые и мудрые люди. Теперь настал мой черед помогать молодым. Конкурсы конкурсами, а я сейчас еще решила создать в Петербурге международную школу пения. Я понимаю, что надо спешить, пока живы такие вот динозавры, как у меня в жюри сидят — прекрасные педагоги, знакомые с традициями исполнения, сами «звездившие» по лучшим оперным сценам мира. Я уже получила поддержку на самом высоком уровне, говорила об этом в Кремле.

«СП»: — Вы по-прежнему много времени проводите на Западе… Смотрите там наше ТВ, чтобы быть в курсе происходящего на Родине?

— С помощью нашего ТВ духовность не воспитаешь, только испортишь. Я и на Западе, и дома-то, чтобы не видеть всю эту гадость, не включаю телевизор. Я считаю, что происходит разложение русской нации, и наверняка есть люди, которые мечтают об этом. Почти не смотрю телевизор теперь, потому что кроме насилия, гадости, убийства, безобразия я там ничего не вижу. Правда, был у нас с Первым каналом проект «фабрики» оперных звезд на ТВ, мне показалось это интересным и я, честно говоря, завелась! Но, увы, кризис все эти планы отодвинул, хотя идея осталась…

Современную литературу тоже не читаю, потому что не успеваю. А увлекаюсь книгами по восточной философии.

Очень люблю философа О-шу, он мне очень помог в сложных жизненных ситуациях. Он говорит, что прошлого нет, потому что оно уже прошло и не нужно нашим умом и сердцем туда обратно возвращаться. А будущего может не быть — живи сечас!

По-прежнему стараюсь учиться мудрости не только у философов, но и у простых людей.

«СП»: -Чему они могут научить народную артистку, всемирную знаменитость?

— Я вам историю одну расскажу. У меня были в течение сорока лет ужасающи мигрени. Наверное, с голодухи, после блокады. Меня даже два раза освобождали от экзаменов в школе, так я страдала и мучалась от боли. И однажды, когда уже была артисткой, лауреатом, в очередной приступ мигрени, я вызвала «скорую» домой. Входит такая здоровенная мощная тетка, видимо, медсестра. А я лежу на диване и причитаю: «Господи, за что ты мне дал такие адские боли!» И вдруг она делает руки в боки и говорит: «Ах ты, бестыжая баба! — я чуть с дивана не упала, — да ты скажи спасибо, что только это! Когда у тебя что болит, всегда говори: „Господи, спасибо, что только это“. Знаешь, сколько людей годами лежат и кричат от боли в больницах». Вы можете верить, можете не верить, но у меня мигрень пошла на убыль. Буквально в течение этого года прошла. С тех пор, чтобы ни случилось со мной, я стала говорить: «Господи, спасибо, что только это!» Вот вам мудрость — не хуже восточной философии.

«СП»: — Елена Васильевна, знаю вас много лет и не перестаю удивляться: откуда в вас столько положительной энергии?

— Я люблю жизнь во всех ее позитивных проявлениях, и надеюсь, что это взаимно. Верю в Господа с пяти лет, когда бабушка в блокадном Ленинграде привела меня в церковь. Люблю своих близких, дочь, внуков. Люблю сцену, творчество, друзей, коллег, поклонников. Люблю быть дома и в то же время ездить по белу свету. Обожаю своих четверых собачек

«СП»:  — Бывали в вашей жизни черные периоды?

— Я очень плохо пела, когда разводилась со своим первым мужем. Он ведь замечательный человек, умница. Несмотря на то, что я уже любила Альгиса (Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра. — Прим. Авт.), для меня было трагедией уйти из семьи.

А много лет спустя был ужасающий момент, когда Альгис ушел из жизни. Весь первый год без Альгиса работа была именно работой, насилие над собой.

Несколько лет назад ко мне в квартиру влезли воры. Плюс обокрали дачу, угнали машину, я сломала руку прямо во время спектакля в Мариинке… Дальше больше — муж тяжело заболел… Все одно за другим. Куда уж хуже полоса. Но даже тогда я говорила: «Спасибо, что только это, потому что всегда может быть еще хуже».

Я считаю, что даже травмы и болезни посылает нам Господь в наказание. Когда я упала с велосипеда и чуть не потеряла зрения, я не роптала, полагая: значит, я в чем-то провинилась… Вскоре после своего выздоровления чуть ли не побежала в лес по грибы, и каждый найденный гриб сопровождался криками счастья! Тут же принялась учить новые партии, активно общаться с партнерами, дирижерами. Новыми глазами (считай, в буквальном смысле!) посмотрела на мир, на то, чего, может быть, раньше не ценила по достоинству.

В Большом театре и в Михайловском я исполняю партию старухи-графини в «Пиковой даме». И я уверена, что старость одолевает человека в тот момент, когда он начинает постоянно об этом думать, переставая удивляться и восхищаться жизнью.

«СП»: — А нынешний кризис — он тоже послан нам в испытание? Кстати, несмотря ни на что, в Петербурге вы затеяли масштабный проект «Елена Образцова представляет мировые оперные театры в Константиновском дворце».

— Стараюсь быть реалисткой и не отношусь к тем людям, что философски ждут от кризиса чего- то положительного. Оперное искусство всегда требовало солидных финансовых вливания, субсидий, спонсорства. И сейчас многие интересные проекты по всему миру в мире оперы уже рухнули или приостановлены. Нельзя теперь всерьез говорить о полноценных гастролях в России таких трупп, как Ла Скала… Но все равно мы пытаемся что-то сделать.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня