Дадим детям «Шанс»

Георгий Янс о программе дистанционного обучения воспитанников детских домов

  
385
Дадим детям «Шанс»
Фото: DPA/ ТАСС

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, а с учетом интерактивных технологий виртуальное образование все больше напоминает реальное. Ученик и учитель лицом к лицу, глаза в глаза. Все большее количество людей выбирает такой вид образования, используя все его преимущества. Одни получают высшее образование, другие повышают уровень знаний, третьи приобретают дополнительные профессиональные компетенции.

Но есть категория учеников, которая, несмотря на большую потребность в данном виде образования, не имеет возможности самостоятельно воспользоваться его услугами. Речь идет о старшеклассниках из детских домов или центров семейного устройства, как их сейчас называют.

Ни для кого не секрет, что этим ребятам особенно важно получить качественное образование, так как в жизни они могут рассчитывать только на себя. Но именно этот факт и приводит к тому, что мотивации у ребят на учебу практически нет. Призрачная цель — получение образования и специальности где-то очень далеко, а в реальности, по существу, никому нет дела, как ты учишься. Редко кто спросит, как дела в школе, похвалит пусть даже за незначительный успех, элементарно проверит, заполнен ли дневник. Когда ни ты, ни твои успехи и неудачи никому не интересны, зачем напрягаться?

Но есть люди, которым интересно, как учатся ребята в детских домах, люди, которые уверены в том, что детей-сирот можно и нужно учить. Традиционно эту проблему пытаются решить благотворительные фонды в партнерстве с образовательными центрами. Назвать можно центр «Вверх», АНО «РОСТ», фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Задачи, которые решаются с помощью дистанционного обучения детей-сирот, примерно однотипны: подготовка по основным предметам (математика, русский язык), факультативные и дополнительные занятия по различным учебным дисциплинам.

По- хорошему выделяется деятельность благотворительного фонда «Арифметика добра». В фонде разработана и успешно реализуется благотворительная программа «Шанс». Программа рассчитана на старшеклассников с 8 по 11 класс. Большинство преподавателей — преподаватели с большим стажем и учеными степенями. Это важный и принципиальный момент. С участниками программы работают высококвалифицированные специалисты. Все они «добровольцы». Это те преподаватели, которые, узнав о программе, пришли в нее ради самой идеи — дать шанс ребятам на успех, на достойное образование, на общение и понимание.

Реализация программы, на первый взгляд, проста: ученик и учитель общаются по скайпу. Но до начала общения необходимо решить ряд технических задач, замотивировать и преподавателей, и учеников, найти в каждом детском доме куратора, который поможет ребятам и на урок не опоздать, и с техникой справиться. Решение этих задач также берет на себя «Арифметика добра».

Конечно, первоначальная задача программы — «подтянуть» старшеклассников по основным предметам, получить достойные баллы за ЕГЭ и ОГЭ, как следствие — иметь возможность поступления в колледжи и институты. Помимо этой задачи решаются и другие: ребята начинают понимать, что они интересны сами по себе, интересен их внутренний мир, они могут задавать вопросы о том, как поступить в учебное заведение, как проходят в нем занятия, да и просто поделиться своими проблемами. К этому готовы преподаватели: выслушать, подбодрить, утешить, если надо.

В «Шансе» особые ученики, они, в первую очередь, проверяют человеческие качества учителей: можно ли доверять, не предадут ли.

Происходит развитие не только ученика, но и учителя. Многие педагоги — увлеченные люди, они рассказывают о своих увлечениях, могут применить свои дополнительные навыки. Кто-то вышел на личный контакт с учеником через приемы арт-терапии, кто-то через общие музыкальные интересы. Ученики и преподаватели общаются в специально созданной группе в соцсети «ВКонтакте», там обсуждают вопросы, касающиеся не только учебы.

Регулярно ребята участвуют в тренингах, которые проводят специалисты «Арифметики добра». Тренинги направлены на развитие личностных возможностей, повышения уровня мотивации на учебу, отработку коммуникативных навыков. Ребята учатся приемам самопрезентации, работе в команде.

«Для ребят, воспитывающихся в учреждении, особенно обострены вопросы самоидентификации, самооценки. Когда получается то, что раньше совсем не выходило, дети по-новому оценивают себя и свои способности», — считает председатель Ассоциации замещающих семей Республики Чувашия Тахир Мирджапаров.

Еще одно отличие программы «Шанс» от других аналогичных программ — масштабы реализации. На сегодняшний день программа реализуется в одиннадцати регионах страны (24 детских дома), это более 200 детей, с которыми работают 63 педагога. В день проходит до 73 уроков! Немаловажная деталь: занятия проводятся индивидуально, и учителя в течение учебного года не меняются. На очереди для участия в программе со следующего учебного года стоят еще 5 детских домов.

Участник программы Люба Б. Воронежская область:

«Мне очень нравятся занятия с преподавателями программы „Шанс“. Они мне помогли понять темы, которые для меня были сложными. По русскому языку я разобралась с причастными и деепричастными оборотами, а по математике — с тригонометрией. Всем преподавателям огромное спасибо за помощь!»

Первоначально репетиторство проходило только по двум предметам: русский язык и математика. Сейчас ребята запрашивают дополнительные занятия по физике, химии, иностранному языку, литературе, обществознанию, истории, биологии.

Большинство выпускников программы уже сейчас уверены в том, что итоговую аттестацию они успешно пройдут, многие строят планы на будущее, и это будущее уже связано не только с профессиональными училищами. Отзывы кураторов и преподавателей об успехах своих учеников дают надежду на реализацию этих планов.

Заместитель директора по СВР Порецкого детского дома делится своими впечатлениями от программы: «Ребятам легче заниматься индивидуально, так как не стыдно, что их кто-то услышит, если они совершат ошибку. Уже есть первые изменения: ребята стали серьезнее относиться к учебе, у некоторых поведение изменилось в лучшую сторону, стали меньше пропускать школьные уроки».

Конечно, в фонде хорошо понимают, что об окончательных результатах программы можно будет судить только к осени, но уже и сейчас можно подвести определенные итоги. Видя успехи своих товарищей, все новые ученики подключаются к программе, запрашиваются новые предметы, улучшаются знания, следовательно, и отметки, повышается уверенность в собственных силах.

В большом зале благотворительного фонда «Арифметика добра» почти всю стену занимают фотографии ребят, участников программы «Шанс». Они разные, и судьбы у них будут разные, но их объединяет одно: все они получили шанс, шанс на достойное образование, на встречу с интересными людьми, на внимание и поддержку — на все то, чего так долго они были лишены в жизни.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня