18+
среда, 25 января
Общество

Пираты помогут морякам удвоить зарплаты

Судовладельцы, естественно, против удвоения. Но Международная Федерация транспортных рабочих обещает додавить упрямцев

  
8

Похоже, международные усилия в борьбе с морскими разбойниками у берегов Сомали провалились. Пираты натурально не обращают внимания на военные корабли, патрулирующие воды Аденского залива, и продолжают нападать на торговые суда. Сообщения из этих мест напоминают боевые сводки.

19 сентября. Нападению подвергся российский танкер «Александра» Приморского морского пароходства, который следовал в Египет. Пираты обстреляли капитанский мостик. Спасая судно от захвата, капитан дал команду лавировать по курсу, и на высокой скорости стал уходить от морских разбойников. Сообщение о нападении было передано в эфир. На помощь танкеру пришли военные корабли, патрулирующие залив, и пираты вынуждены были отступить.

20 сентября. Разбойники атаковали в Аденском заливе сухогруз BBC Portugal, среди членов экипажа которого были двое россиян. На борту судна находилась вооруженная охрана из Йемена, она открыла огонь по нападавшим. С судна запросили помощь у военных в заливе, на подмогу подошел австралийский фрегат HMAS Toowoomba, а с воздуха поддержку жертве нападения оказали самолет «Орион» сил коалиции и вертолет с другого военного корабля. Семь пиратов задержали. Но возиться с ними не стали — разоружили и отпустили.

Всего же по данным Международного морского бюро, за первое полугодие 2009 года было зафиксировано 240 нападений — в два раза больше, чем в 2008 году. Пиратам удалось захватить 31 судно. В заложниках оказался 561 член команды, 19 получили ранения, 6 погибли и 8 пропали без вести.

Эта печальная статистика заставила моряков задуматься о повышении зарплаты.

Международная Федерация транспортных рабочих (МФТ), куда входит Российский профсоюз моряков (РПСМ), в связи с ростом пиратских нападений направило ходатайство в Международный форум по ведению переговоров (IBF) о расширении зоны повышенной опасности у береговых Сомали и об увеличении оплаты труда морякам.

— Ходатайство направлено в связи с тем, что пираты стали проявлять активные действия не только в Аденском заливе и вблизи берегов Сомали, но и у побережья Нигерии, — считает председатель дальневосточного регионального отделения РПСМ Николай Суханов.

Прокомментировать это решение, корреспондент «Свободной Прессы» попросил руководителя международного отдела Российского профсоюза моряков Вадима Иванова.

«СП»: — Насколько я понимаю, вы ходатайствуете перед судовладельцами-работодателями?

— Совершенно верно.

«СП»: — На сколько вы просите поднять зарплату морякам?

— Международная Федерация транспортных рабочих (МФТ), куда входит Российский профсоюз моряков (РПСМ) направила ходатайство о двойном увеличении зарплаты и компенсаций в случае смерти или увечья морякам, работавшим в опасной зоне.

«СП»: — Чего еще вы требуете от судовладельцев?

— В документе также идет речь об усилении защиты моряков при конструировании судов, оказании материальной помощи их семьям, психологическая и медицинская помощь заложникам после освобождения.

«СП»: — Не означает ли этот шаг, что международная миссия по охране судов в Аденском заливе провалилась?

— Профсоюз — не военная организация. Не нам судить насколько эффективно ведут себя в заливе представители ВМС разных стран. Наша цель — защита трудовых прав моряка. Мы считаем, что если судно находится в зоне риска, но за пределами Международного рекомендуемого коридора безопасности, моряки имеют право отказаться от продолжения плавания и должны быть репатриированы за счет работодателя. Слишком часто происходит так, что ставятся задачи недопущения пиратов на борт и защиты судна, а не защиты моряков.

«СП»: — Думаю, реакция судовладельцев предсказуема?

— Естественно, судовладельцы неохотно расширяют зону риска. У них есть свои коммерческие интересы. Есть рабочая группа по зонам военного риска, которая обсуждает условия моряков, попадающих в эти опасные районы. Форум IBF для того и создан, чтобы вести переговоры с судовладельцами, которые, в свою очередь, объединены в Международный комитет морских работодателей. Он так же участвует в форуме. По правилам те, кто участвуют в форуме, отказаться от выполнения его решения не могут.

«СП»: — А российские судовладельцы?

— Участвуют, но не все.

«СП»: — Тогда получится, что решение форума распространиться не на всех моряков?

— Если компания солидная, и работает по международным стандартам, основываясь на типовых коллективных договорах ITF, то к ним применяются другие условия: у них все привязано к страховым обществам, которые страхуют судно. Если у него «железо» застраховано на повышенные суммы, то закон требует, чтобы был застрахован и экипаж. И это требование уже не ограничивается Аденским заливом, Персидским или Нигерией. По критериям страховщиков этих опасных зон гораздо больше.

«СП»: — Как вы относитесь к предложению просто раздать оружие экипажам — пусть сами себя защищают?

— Во-первых, сложность представляет санкционирование использования на судах оружия, поскольку, когда оно входит в порт или территориальные воды иностранного берегового государства, необходимо соблюдать его законы, регулирующие владение оружием и его применение. Во-вторых, встает вопрос о стоимости обучения экипажей эффективному использованию оружия для отражения пиратских нападений. В-третьих, в случае применения оружия (даже в целях самообороны) при смерти или ранении нападающего могут возникнуть непредвиденные юридические последствия.

Кстати

ВМФ России и ВМС Китая провели совместные учения в Аденском заливе, сообщает агентство Интерфакс со ссылкой на главу пресс-службы Тихоокеанского флота Романа Мартова. В учениях от ВМФ РФ принимал участие большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Трибуц», с китайской стороны — сторожевые корабли «Чжошуань» и «Сюичжоу». По словам Мартова, в ходе учений, проходивших с 18 по 20 сентября в районе Африканского Рога, были отработаны совместное маневрирование, поиск и досмотр пиратского судна и передача грузов в море, а также выполнен ряд других задач. По оценке ВМФ России, все задачи были выполнены успешно и в полном объеме.

Именно в дни учений и были атакованы российский танкер «Александра» и сухогруз BBC Portugal.

Популярное в сети
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня