Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
26 сентября 2009 17:04

Египет 1 октября закрывает небо для шумных Ил-86

Вот только российские чиновники, пролоббировавшие такое решение, о нем и сами забыли. Туристы рискуют не добраться до Красного моря

64

Отечественные перевозчики и туроператоры, похоже, совершенно запамятовали о том, что с 1 октября вступает в силу запрет на полеты самолетов Ил-86 в Египет. Более того, и в самом Минтрансе РФ, похоже, точно не знают — существует ли такой запрет или нет. Давали они его или не давали? По крайней мере, попытка корреспондента «СП» разгадать этот ребус, ни к чему не привела и ясности не добавила. Так и осталось непонятным — чем обернется забывчивость чиновников для простых россиян, купивших путевки в Египет на 1 октября и последующие даты?

Напомним, первое предупреждение о возможном запрете полетов Ил-86 в Египет «из-за несоответствия по показателям шума и уровню выброса загрязняющих веществ» российские авиакомпании получили в 2002 году. С тех пор каждый год власти Египта продлевали разрешения на полеты, «учитывая важность и объемы потока российских туристов». Например, в 2008 году 86-ые совершили 1267 рейсов в Египет, что составило порядка 20% от всех чартеров в эту страну.

Весна 2009 года стала для «Илюшек» и авиакомпаний их имеющих в своем парке — по-настоящему черной. И большую свинью подложили вовсе не египтяне, они-то как раз были не против и по устоявшийся традиции в очередной раз готовы были продлить разрешение на полеты до 1 января 2010 года. Но в дело вступили личные амбиции российских чиновников. Так, родной Минтранс в мае 2009 года запретил все полеты Ил-86 в Египет после 1 октября.

На сайте Минтранса до сих пор висит пресс-релиз:

«Министерство транспорта РФ получило уведомление от авиационных властей Египта о продлении разрешения на полеты самолетов Ил-86 российских авиакомпаний на 6 месяцев. Минтранс России принял решение прекратить полеты на Ил-86 с зимнего расписания 2009 года. (зимнее расписание стартует как раз с 1 октября. — „СП“). Подготовленный ранее план замены самолетов Ил-86 на другие типы воздушных судов при полетах в Египет предусматривал окончание полетов в 2012 году. Однако, в связи с падением спроса на авиаперевозки, у российских компаний появилась возможность в более сжатые сроки поменять Ил-86 на современные суда. Минтранс РФ поручил Федеральному агентству воздушного транспорта проинформировать российские авиакомпании о своем решении…»

Тогда, в мае 2009 года, газета «Коммерсант» объяснила столь ранний запрет Минтранса личным конфликтом министра транспорта Игоря Левитина с экс-руководителем Росавиации Евгением Бачуриным, возглавившим авиакомпанию «Атлант-Союз» — крупнейшего эксплуатанта Ил-86.

Между тем, на прошлой неделе на пресс-конференции, организованной представителями Египетского управления по туризму и проходившей в рамках выставки «Отдых/Leisure», гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев высказал мнение, что «запрет на полеты Ил-86 в Египет, который вступит в силу 1 октября 2009 года, пойдет египетскому направлению скорее на пользу, так как позволит избавиться от некачественной перевозки на некомфортабельных старых лайнерах».

Но, похоже, другие туроператоры о запрете ничего не слышали. Например, одна из самых мощных компаний египетского направления Тезтур, если верить расписанию авиа-перелетов, опубликованному на сайте этой компании, по-прежнему планирует использовать запрещенные Илы. Рейсы намечены и на октябрь, и на ноябрь…

Не отстают от Тезтура и другие туристические фирмы, заключившие договоры с «опальными авиакомпаниями».

— Официальных писем о результатах переговоров властей двух стран России и Египта по поводу продления или запрета на полеты Ил-86 нам никто не присылал, — сообщила «СП» официальный представитель авиакомпании «Атлант-Союз» Нина Шувалова. — Поэтому мы не знаем, чем закончились эти переговоры. Наша компания собирается прекратить полеты до 15 ноября.

«СП»: — Но ведь весной Минтранс выступал с инициативой ввести запрет с 1 октября?

— На сайте Минтранса висит противоречивая информация. Которой вообще непонятно, как пользоваться. Так что вы лучше к ним обращайтесь, пусть они вам объяснили, что они там разрешают, а что запрещают. Наша позиция по этому поводу проста: пока не пришло официальных бумаг, запрета нет. Так что прекращать на Египетском направлении эксплуатацию ИЛ-86 мы не собираемся.

«СП»: — А откуда взялась тогда дата 15 ноября?

— С того самого сайта Минтранса и взялась. 28 мая они выложили последнее сообщение о том, что полеты Ил-86 продлены еще на шесть месяцев. Мы посчитали месяцы. Получается, что до конца ноября. Но все же лучше вам объяснят в Минтрансе. А нас они просто обязаны уведомить о запрете. Как только пришлют бумагу, мы прекратим летать.

Звоним в Минтранс.

«СП»: — Так есть запрет или нет?

— Запрет вроде должен вступить в силу, но вот когда — я сходу сказать не могу, — отвечает официальный представитель министерства Анастасия Домбровская. —  Точнее вам скажут в Росавиации, которая контролирует выполнение таких распоряжений.

Звоним в Росавиацию. Трубку берет советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

— Нет, — говорит он, — никаких распоряжений из Минтранса о запрете полетов Ил-86 ни с 1 октября, ни с какого либо другого числа не поступало.

«СП»: — Так кто же готовит такие постановления?

— Такие постановления готовит Минтранс, мы в свою очередь, основываясь на этих документах, уведомляем авиакомпании и следим затем, чтобы они выполняли распоряжения. К нам пока никаких бумаг из Минтранса не поступало.

«СП»: — Но ведь еще весной о запрете эксплуатации Ил-86 на египетских авиарейсах, говорилось, как о деле решенном?

— Да, я помню — была шумихи в прессе. Но бумаг нет, а значит нет и даты запрета…

…В конце концов, о том — есть запрет или нет — мы решаем узнать у главных «виновников» этого чиновничьего «торжества» — у работников Российского союза туриндустрии.

«СП»: — Чем рискуют российские туристы, которые купили путевки в Египет на 1 октября и последующие дни?

— Даже если постановление о запрете на полеты Ил-86 всплывет на свет в последний момент, простые россияне ничем не рискуют, — успокоила нас Ирина Тюрина, пресс-секретарь Ростуриндустрии и пояснила: — Угроза запрета возникает каждый год, мы все к этому уже привыкли. Хотя поначалу и впрямь было страшно. Но раньше самолеты Ил-86 были основными на наших маршрутах. Сейчас же в Египет летают в основном современные лайнеры. Доля Ил-86 в перевозках туристов очень снизилась.

«СП»: — Но именно эти самолеты значатся в расписаниях турфирм? Что будет с туристами, если все запрет вступит в силу в последний момент?

— Я думаю, что все будет нормально. Самолеты, возможно, успеют заменить на другие. Тем более, что сейчас в условиях кризиса, тур-операторы более тщательно подходят к расчетам чартерных программ. Дефицита бортов нет. Так что замена найдется. Никто без отдыха не останется.

И на том спасибо. Хотя, если честно, все это напоминает давний анекдот: пришел лесник и всех разогнал. В данном случае — пришел пресс-секретарь и всех успокоил.


Из досье «СП»:

Ил-86 — широкофюзеляжный средне магистральный пассажирский самолет, серийно производившийся в СССР и России в 1980—1994 годах. Впервые он был показан в 1977 году на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям. Эти испытания завершились в 1980, и в конце того же года самолёт Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Ташкент. В 1981 на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн. Считается самым надежным самолетом в мире — с машинами этого типа было зарегистрировано лишь одно авиапроисшествие. Всего было выпущено 103 самолета. При чем один самолёт Ил-86 построен в специальном варианте «Россия» для обслуживания Президента России и ещё два в варианте воздушного командного поста Ил-87 для управления вооруженными силами на случай ядерного конфликта.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня