Общество

Илон Маск построит РЖД скоростные поезда

Госкомпания создала «рабочую группу» с принадлежащей миллиардеру Hyperloop One

  
4841
Илон Маск
Илон Маск (Фото: AP/ ТАСС)

Инновации, настойчиво рекламируемые энергичным миллиардером Илоном Маском, не дают покоя «отсталой» мировой периферии. Россия не исключение. Молодое поколение до такой степени склонно видеть в идеях американца идеальное будущее, что, кажется, готово, ради них отрицать уже имеющиеся реальные достижения своей страны. Желание причаститься «мирового тренда» порой приводит к трагикомичным последствиям. Так, формой сотрудничества РЖД с компанией Hyperloop One, ведущей разработку сверхскоростного поезда, станет некая «рабочая группа». Об этом пишет газета «Ведомости».

По данным издания, «рабочая группа» российской госкорпорации и американской инновационной компании была создана уже несколько месяцев назад, однако известно об этом стало только сейчас. Информацией с «Ведомостями» поделилась представитель венчурного фонда Caspian VC Татьяна Гришковец. Фонд инвестировал в Hyperloop One и поэтому в курсе событий. Факт создания контактного органа изданию подтвердили два федеральных чиновника, а значит, речь идет о явлении не виртуальном. Вместе с тем, цель взаимодействия до сих пор однозначно не определена.

Известно, что россияне ждут подробных результатов испытаний технологии, которая будет использоваться в новом транспорте, а также изучают ее возможности. Речь, напомним, идет о перемещении специальной капсулы на магнитной (вариант — воздушной) подушке внутри трубопровода с вакуумом на сверхзвуковых скоростях. Предполагалось, что таким образом возникнет принципиально новый, пятый по счету вид транспорта после автомобиля, поезда, самолета и корабля. Движение капсул с 30-секундным интервалом должно сделать новый способ передвижения востребованным и дешевым.

Согласно самым оптимистичным прогнозам в случае успеха к 2029 году удастся соединить такой дорогой Лос-Анжелес и Сан-Франциско. Пока же разработки находятся на начальной стадии и говорить об успехе преждевременно. Нельзя сказать, что проект никак не развивается — на днях в американской пустыне Невада прошли испытания силовой установки. Аппарат разогнался до скорости в 187 км/ч всего за 1,1 секунду. Много это или мало — непонятно. Видеоролик на YouTube собрал множество, свыше миллиона, просмотров. Собравшиеся в Неваде зрители, как водится, визжали от радости, поднимая вверх большой палец. Но будем откровенны — до реализации проекта еще очень далеко.

Вот именно с таким «сырым» проектом будут иметь дело Российские железные дороги. И дело ли? Не являются ли контакты руководства российской госмонополии всего лишь данью моде? Как известно, проекты Илона Маска притягивают к себе внимание многих людей по всему миру. В первую очередь, своим дерзновенным устремлением в будущее, которое, по-человечески, понятно. Однако, если говорить об их конкретном успехе, то она пока сомнительна. Очевидно лишь то, что Маск умеет «продавать» надежду. Играть на потребности людей в новом и необычном и капитализировать это. Мавроди тоже умел нечто подобное.

На самом деле, из многочисленных проектов миллиардера безусловно удачным был лишь первый — создание платежной системы PayPal. Не столько удачным, сколько перспективным, можно считать и производство электромобилей Tesla. Остальные же проекты до сих пор остаются весьма сомнительными. Эпопея с посадкой на морскую платформу первой ступени ракеты Falkon в рамках проекта SpaceX и вовсе выглядит чудачеством. Попыткой сделать вид, что не было 60 лет развития космонавтики. Кажется, именно по этой причине его так любят те сотечественники, которых принято называть словом «хипстеры». Мол, не было никакого Королева-Гагарина, погибшего Комарова, история началась лишь с нашим появлением на свет. К этой же категории относятся и марсианские грезы Маска. Однако такие же были и у Герберта Уэллса. И что?

Возможно, именно в этом социально-психологическом феномене отрицания реальных технологических достижений своей родины частью российского общества и кроется причина неожиданной инициативы РЖД. Ведь главой совета директоров госкорпорации не далее как вчера, 19 мая, переизбран не кто иной, как Аркадий Дворкович. Молодой вице-премьер. Красиво тусоваться на заседании правительства, вернувшись из командировки в Калифорнию — это, знаете ли, удовольствие. В курилке же можно рассказать свежую байку из серии «мы с Илоном Маском» и т. п.

Это то, что называется «статус». И не тот, презренный, всего лишь в иерархии российской исполнительной власти, а другой, священный, в масштабах глобального мира, который достается не каждому.

И тут даже не важно, насколько реальны технологические прорывы компаний Макса. Главное уже сделано — в головах, в сознании «хипстеров», они же «либералы», он — герой. Не чета сиволапым соотечественникам, якобы, не понимающим современности. Недаром с Маском решил «законтачить» один из героев этой публики — Роман Абрамович. Вчера он пригласил Маска на Петербургский международный экономический форум в качестве всемирно «известного на весь мир бизнесмена-евангелиста». Форум пройдет в северной столице в июне этого года. Что ж, Абрамовичу это по статусу. Его состояние и состояние Илона Маска сопоставимы. Но вернемся к железным дорогам.

Любопытно, что Аркадий Дворкович не так давно уже был «героем» железнодорожной темы, когда в качестве куратора отрасли давал ответ президенту Путину о том, что происходит с электричками в российских регионах. Напомним, в феврале 2015 года разразился пригородный транспортный коллапс в результате отмены госмонополией обычных пригородных электричек, которые составляют основу транспортной системы звена город-область. Причиной отмены стала нехватка средств в регионах на оплату услуг РЖД — существующий механизм дал сбой. Но поскольку в госмонополии, видимо, не считают наличие или отсутствие электричек проблемой, их предпочли просто отменить. Для возврата прежней системы пришлось вмешаться Путину лично.

И вот этот человек, по сути игнорирующий нужды населения страны, будет теперь забавляться гиперзвуковыми поездами Илона Маска. Кажется, это проблема даже не поколения, а начальства как такового. Например, предшественник Дворковича Владимир Якунин называл существующие плацкартные вагоны «коллективным стриптизом на 70 человек». Конечно, они не являются образцом комфорта, и уж во всяком случае в меньшей степени роскошны, чем вагоны в запущенных РЖД поездах Москва — Ницца, однако ими все-таки пользуется большинство населения страны. И выложить, например, 5 тысяч рублей за поездку из столицы в Сибирь могут далеко не все даже при таких вагонах. Но, нуворишам от государства, что прежним, что нынешним, этого, видимо, не понять. Их чашка чая — Ницца и Илон Маск.

Что ж, значит, нужны другие руководители. Понимающие, что опираться можно и нужно только на собственные силы страны. Тогда, может и сверхзвуковые поезда в России появятся. Русские поезда.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня