18+
четверг, 30 марта
Общество

ГЛОНАСС: Еще три года и нам уже нечего будет ловить…

Зачем власти навязывают россиянам ущербную навигационную систему?

  
126

Запуск с Байконура трех навигационных спутников «ГЛОНАСС -М», первоначально намечавшийся на 25 сентября, может состояться лишь в конце октября, сообщили в минувший четверг, 1 октября, в руководстве космического комплекса «Байконур». По мнению экспертов, сентябрьский запуск нового блока спутников был отложен из-за проблем с уже запущенным год назад спутником «ГЛОНАСС-726», который так толком и не заработал.

Между тем и с остальными спутниками, которые сейчас находятся на орбите, далеко не все так гладко. Так, по данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, на 29 сентября 2009 года количество одновременно работающих аппаратов только 16 из 19. Минимальное же количество необходимое хотя бы для ограниченной (в пределах российских широт) работоспособности ГЛОНАСС должно равняться 18 одновременно работающих аппаратов.

Еще парадоксальней выглядела ситуация 19 июля 2009 года, когда в системе функционировали всего… 5 аппаратов. Для 13 спутников было зафиксировано состояние «отсутствие сигнала». То есть фактически вся система была в течение дня слепа. Позже сбой списали на неполадки в наземном сегменте управления системой.

Вся эта чехарда, однако, не мешает руководству Роскосмоса заявлять о надежности оборудования ГЛОНАСС, а региональным властям закупать его за баснословные деньги. Например, правительство Москвы заказала систему управления мобильными милицейскими нарядами. До конца года ее планируется установить во всех столичных округах. Один из таких комплексов с начала года работает в тестовом режиме в УВД Северного округа столицы и призван помогать дежурным в режиме реального времени контролировать маршруты передвижения спецмашин, а при необходимости оперативно направлять их к месту происшествия. По мнению руководства МВД, навигационные терминалы позволяют серьезно экономить на бензине и оптимизировать процесс реагирования на вызовы.

Однако, как выясняется, помогает экономить стражам правопорядка вовсе не отечественный ГЛОНАСС, а американский GPS.

Пока же изрядно пропиаренная система ГЛОНАСС больше напоминает надувание щек и пускание пыли в глаза рядовым обывателям, которые должны верить, что отечественный аналог американского GPS и впрямь работает. Для чиновников же и приближенных к ним коммерческим структурам система — что-то вроде жирного пирога, который требуется поделить.

Согласно информации официального сайта Федеральных целевых программ России (fcp.vpk.ru), объем финансирования ФЦП «Глобальная навигационная система», осуществляемой за счет средств федерального бюджета, составляет 12 миллиардов рублей, которые требуется «освоить» за период с 2002 по 2011 годы. Интересно, что в отличие от подавляющего большинства прочих российских федеральных целевых программ, ГЛОНАСС будет полностью профинансирована и в 2010 году.

Но помогут ли вливания огромных средств сделать ГЛОНАСС зрячим? Это корреспондент «СП» попытался выяснить у независимого эксперта по спутниковым навигационным системам Михаила Фадеева.

«СП»: — Систематические сбои в работе ГЛОНАСС случайность или же это диагноз?

— Это обычное явление — у ГЛОНАСС периодически что-то отключается, что-то дает сбой. К этому уже все привыкли…

«СП»: — Как сказываются эти сбои на рядовых потребителях?

— Никак, потому что ГЛОНАСС в чистом виде, никто никогда не использовал и использовать не будет. Он дублируется сигналом GPS. И более того я ни разу не видел приложений, которые работали бы только под ГЛОНАСС. Всегда есть под рукой GPS. ГЛОНАСС просто ставится для галочки. фактически по нему никто не ориентируется.

«СП»: — Тогда получается, что действующий ГЛОНАСС это выдумка?

— Тут вот какая ситуация. ГЛОНАСС находится, так сказать, «под колпаком» государства: многие проекты в нашей стране не могут быть приняты госструктурами, если в качестве передатчика не используется ГЛОНАСС. Но в реальности работает GPS, а наша система ставится, чтобы «пропустили», дали добро.

«СП»: — Потрясающе! Пустышка стоимостью в миллиарды…

— Тут вот еще что. Вопрос: можно ли потребителям рассчитывать на ГЛОНАСС, или нет — очень сложный. Потому что не только исправные спутники имеют значение. Рано или поздно с ними разберутся, и худо-бедно они будут летать и вещать. Но все проблемы упираются в приемники. До сих пор не создано ни одного приемника с ГЛОНАСС, который бы по своим техническим характеристикам был бы эквивалентен приемникам с американской системой. В частности — по количеству потребителей, размерам и цене. Разница огромна. Скажем, если чип GPS по размерам — три миллиметра на четыре, то в приемнике ГЛОНАСС этот он в 10 раз больше! Соответственно и энергопотребление у них выше. А цены! GPS приемник продают уже за 7 долларов, а совмещенный ГЛОНАСС-GPS — уже за 60.

«СП»: — Проходила информация, что этот спаренный приемник станет базовой опцией на Ладе-Приора?

— Эта идея в принципе имела смысл. Когда приемник встроен в автомобиль, и сделано это элегантно, то размеры перестают играть большую роль. Да и с энергопотреблением в автомобиле тоже нет проблем, потому что питание идет от аккумулятора. Но вот вопрос цены… Его, впрочем, можно было бы утрясти при грамотном государственном стимулировании.

«СП»: — Что вы имеете ввиду?

— Например, государство дотирует «АвтоВАЗу» разницу в цене GPS и ГЛОНАСС. Простым гражданам приемники достаются бесплатно, а налоги собираются с предприятий, которые занимаются производством приемников и картографией для оборудования. Но я думаю, «АвтоВАЗу» сейчас не до ГЛОНАССа. Ему бы самому уцелеть.

Вообще по всем признакам ГЛОНАСС — проект очень сильно политизированный. Никакой экономической целесообразности в нем нет. Целесообразность исключительно оборонно-политическая. Военные решили, что у нас должны быть собственные навигационные системы, чтобы не случилось, как в Сербии в 1999 году, когда американцы кнопочку нажали, и балканский полуостров остался без GPS-навигации. Поэтому наше правительство и бьется, пытаясь создать собственную навигационную систему.

«СП»: — В результате она стала неплохой кормушкой для очень многих… Так пусть военные с ГЛОНАСС и возятся, а зачем простым россиянам ее навязывать?

— Вы помните, в Советском Союзе была создана масса высоких технологий для космоса и обороны? Но при этом их никоем образом не использовали для гражданских целей. В результате, в 90-м, когда оборонный заказ сдулся, все очень быстро развалилось, а многие технологии оказались утеряны. Технологии не могут существовать только на оборонном заказе. При этом известно, как в нашей стране все это распределяется — откаты, распилы… Чтобы технология реально работала и сама себя кормила, ее надо выпускать на широкий коммерческий рынок, которого у ГЛОНАССа сейчас нет. Нет и открытых правил игры, понятных коммерческому рынку. Работает несколько компаний, которые пытаются что-то сделать по правилам, навязанным сверху. Но получается все вкривь и вкривь и вкось…

«СП»: — …И шансов запустить собственную навигационную систему не остается?

— У нашей страны есть в запасе максимум три-четыре года. Потому что через четыре года появиться Европейская система ГАЛИЛЕО, а еще через некоторое время появиться и китайская. И тогда ГЛОНАСС уж точно станет никому не нужен. Не мы одни опасаемся доминирования GPS в мире. Существует масса стран, которым не под силу развернуть собственную систему навигации — тот же Иран, Бразилия. Им однозначно не хочется плясать под дудку США, но хочется использовать навигационные системы.

«СП»: — В войнах?

— Не обязательно. Миру нужна альтернатива. И Россия могла бы эту нишу занять. Все понимают, что США никогда не сможет договориться с нашим правительством об одновременном отключении систем. Но, повторяю, ГЛОНАСС в роли альтернативы может выступать лишь ближайшие три- четыре года, пока не появятся европейская и китайская системы. И тогда ловить нам будет уже нечего. ГЛОНАСС отойдет на вторые роли, станет этакой системой для… эстетов и гурманов.

Кстати

В январе 2009 года разразился скандал в мэрии Саратова. Тогда 4,5 млн. рублей было выделено городу на установку на городских автобусах системы ГЛОНАСС. Но по назначению были потрачены лишь 600 тысяч, а на «сэкономленные» средства чиновники приобрели четыре «Форда» для гаража саратовской администрации.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня