Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
7 октября 2009 11:41

Су-35: прекрасный, но штучный самолет

20 лет Россия не может наладить серийное производство лучшего в мире истребителя

85

7 октября на 4-й Арабо-Африканской авиационной выставке, которая проходит в Триполи, состоялась презентация российских истребителей Су-35 и МиГ-35, которые вызвали особый интерес посетителей.

Авиашоу LAVEX — 2009 — крупнейшая выставка Северной Африки. В участвует более 65 компаний из 25 стран, а ежедневно экспозицию посещает около 30 тысяч человек. LAVEX — 2009 проходит в аэропорту Триполи Mitiga, известном тем, что это был первый в мире аэродром, который использовался для военных целей еще в 1911 году.

Пресс-секретарь главы делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» на LAVEX-2009 Алексей Венцловский рассказал корреспонденту «СП»:

 — Интерес к российским боевым авиационным системам, комплексам противовоздушной обороны, техническим средствам обучения, а также другим вооружениям, технике и специальному оборудованию растет, и мы надеемся на заключение новых, в определенной степени, прорывных контрактов. Экспозицию ФГУП «Рособоронэкспорт» уже посетили представители Ливии, Алжира, Египта, ОАЭ и многих других стран. Тематика встреч самая разнообразная, от закупки новейших боевых систем до модернизации ранее поставленных. Российские вооружения служат в регионе многие годы и очень хорошо себя зарекомендовали. К примеру, тактика ведения боевых действий ВВС Ливии основана на использовании российской и советской техники, а многие пилоты и технические специалисты обучались в вузах России и СССР. Сегодня это — прекрасная база для дальнейшего развития доверительных военно-технических отношений, свойственных настоящим партнерам.

Особый интерес наблюдается в отношении многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-35, в котором использованы технологии 5-го поколения, обеспечивающие превосходство над его аналогами. Главные особенности Су-35, это новейшая авионика и радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (большая дальность обнаружения целей плюс сопровождение 30 целей при одновременном обстреле восьми из них). Новый мощный двигатель с отклоняемым вектором тяги обеспечивает самолету сверхманевренность. При этом для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по любым воздушным, наземным и морским целям в любых условиях днем и ночью на 12 точках подвески этот самолет может нести серьезную угрозу противнику: до 8 тонн управляемых и неуправляемых средств поражения.

Интересно, что Су-35 уже участвовал в предыдущем Арабо-Африканском авиасалоне LAVEX-2007, но тогда ни одного контракта не было подписано. Дело в том, что на данный момент эти самолеты еще не производятся серийно, хотя первый полет опытного экземпляра состоялся 28 июня 1988 года. Всего было построено 12 самолетов Су-27М опытной серии, которые после доработки обозначены как Су-35. Серийное производство планировалось на 1996−2005 гг., но из-за отсутствия средств было отложено. В мае 2009 года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что до 2015 года для ВВС России будет произведено 48 истребителей Су-35. Контракт на поставку в войска 48 самолётов Су-35С Минобороны РФ подписало на авиасалоне МАКС-2009. Ливия также подписала контракт на поставку 12 самолётов. Собиралась покупать 36 этих истребителей Бразилия, но Су-35 выбыл из тендера, вероятно, по причине сомнений в возможностях российской экономики по серийному производству такой сложной техники.

Не меньшее внимание посетители LAVEX-2009 уделяют истребителю МиГ-35. Кстати, эта боевая машина сейчас участвует в тендере ВВС Индии, на начальном этапе которого Дели планирует закупить 126 самолетов.

Учебно-боевой самолет Як-130, который скоро поступит в ВВС России для подготовки пилотов истребителей, включая новейшие Су-35 и МиГ-35, также в центре внимания специалистов по закупкам вооружений. Благодаря отличным летно-техническим характеристикам, надежной электродистанционной системе управления и современной «стеклянной кабине», Як-130 обеспечивает эффективное и безопасное обучение управлению современными и перспективными самолетами, в том числе нероссийского производства. Этот самолет можно эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Его ресурс — 10000 летных часов, а конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в течение не менее 30 лет. Кроме того, Як-130 может применяться для решения ударных задач в условиях конфликтов ограниченной интенсивности.

Серьезный интерес вызывает российский разведывательно-ударный вертолет Ка-52А «Аллигатор». Помимо широких боевых возможностей как ударного вертолета, его экипаж может осуществлять разведку и целеуказание взаимодействующим авиационным и сухопутным ударным комплексам, включая лазерную «подсветку» целей. На «Аллигаторе» установлены самые современные комплексы обнаружения противника и целеуказания, реализована возможность автоматизированного полета на малых высотах. Кроме того, Ка-52А может использоваться для обучения и поддержания летной натренированности пилотов без привлечения специального учебно-тренировочного вертолета-аналога.

Россия традиционно имеет сильные позиции и в средствах ПВО. Российские системы многократно доказывали свою высокую результативность при обеспечении комплексного прикрытия территории и объектов. Одна из наиболее эффективных систем — новейшая зенитная ракетная система С-400 «Триумф», предназначенная для борьбы со всеми типами существующих и перспективных средств воздушного нападения. Зенитные ракетные комплексы, входящие в состав «Триумфа», поражают аэродинамические цели на расстоянии до 250 км и баллистические до 60 км, а по высоте — до 27 км. Эта система может быть интегрирована в структуру любой системы ПВО. Как и, например, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», способный поражать цели с минимальной отражающей поверхностью.

В ходе LAVEX-2009 обсуждаются и другие перспективные направления военно-технического сотрудничества. ФГУП «Рособоронэкспорт» ознакомит партнеров с высокоточными авиационными управляемыми ракетами «воздух-воздух», «воздух-поверхность», корректируемыми авиабомбами, а также широким спектром радиолокационных станций и прицельных комплексов, тренажерами для обучения стрелков-зенитчиков, элементами бортового оборудования, системами навигации и управления полетом, связи и жизнеобеспечения. Значительное место во встречах будет уделено вопросам строительства аэродромов, создания сервисных технических центров и организации комплексной системы послепродажного обслуживания техники, лицензионных и сборочных производств.

Из досье «СП»:

В настоящее время на вооружении ВВС Ливии стоит более 200 боевых самолетов, в том числе и российского производства. В их числе Су-24МК, Су-22М и Су-22УМ3К, МиГ-23МЛД, МиГ-23МФ. По информации пресс-службы «Сухого», самолетный парк ливийской армии в значительной степени устарел и нуждается в модернизации и обновлении. В настоящее время истребитель Су-35 проходит испытания. Ливия, планирующая закупить 12 самолетов, один из первых потенциальных зарубежных заказчиков этой машины.

Последние новости
Цитаты
Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня