18+
понедельник, 23 октября
Общество

Российских моряков морят голодом

Почему во многих гаванях планеты наши матросы оказываются в бесправном положении и бедствуют месяцами

  
30

Настоящий экзамен на выживание сдают 12 российских моряков-дальневосточников с сухогруза «Southern Pearl"(«Южная жемчужина»), который стоит сейчас в болгарском порту Бургас. История с этим сухогрузом банальна и, увы, типична. За последние годы с десяток наших судов в различных гаванях мира оказались в «плену финансовых обстоятельств» и отчаянные сигналы «SOS», подаваемые их отчаявшимися экипажами, часто остаются без ответа или должной реакции российских властей.

Последнее подтверждение тому — унизительное положение экипажа «Южной жемчужины», бороздившее морские просторы под панамским флагом. 21 марта этого года сухогруз пришел в Бургас на плановый ремонт. В июне все работы были закончены, однако судовладелец — компания «Анабатик лимитед», которая зарегистрирована на Вирджинских островах, — положенные за ремонт 730 тысяч долларов не заплатил. И по решению морского суда корабль арестован.

Шеф компании Сергей Трусов, видимо, решил сэкономить не только на ремонте судна, но и на зарплате экипажа: морякам не выплачивают честно заработанных ими денег уже 9 месяцев. За это время хозяева судна задолжали морякам 150 тысяч долларов. Мало того, что ни у кого на борту судна сейчас нет ни стотинки, здесь кончились запасы провизии. «Вот уже месяц мы питаемся только супом без мяса и макаронами», — сказал болгарским журналистам капитан «Южной жемчужины» Сергей Осипенко.

Единственная женщина на борту повариха по имени Людмила рассказала, что в последние два дня меню моряков было совсем постным — яичница и кусок хлеба. С каждым днем порции приходится все уменьшать и уменьшать. «Я уж не говорю о том, что мы нуждаемся в самых элементарных лекарствах. Слава Богу, что на судне есть вода и электричество»,— говорит Людмила.

Руководство болгарского судоремонтного завода пока не отказывает российским братушкам в этих благах цивилизации, но и такой благотворительностью долго не намерено заниматься. На днях экипаж российского судна, обреченный на выживание в чужом порту, обратился за помощью в Международную федерацию транспортных работников. Российские моряки просят оказать им содействие в возвращении в свой родной порт Владивосток и в получении заработанных ими денег.

Корреспондент «Свободной прессы» на Дальнем Востоке связался с инспектором Международной Федерации транспортных рабочих (МФТ/ITF) во Владивостоке Петром Осичанским, к которому постоянно поступают просьбы о помощи, и попросил его прокомментировать ситуацию.

 — Недавно вернулись в Россию моряки двух судов Арктического морского пароходства, которые целый год находились в Шанхае, — говорит г-н Осичанский.  — Но не всегда так благополучно оканчиваются истории, подобные «шанхайской эпопеи». Наши моряки страдают в иностранных портах чаще всего из-за долгов судовладельцев. К сожалению, таких случаев, множество.

В настоящее время просят о помощи российские моряки, оказавшиеся в критической ситуации по вине судовладельца в Болгарии, Панаме, Объединенных Арабских Эмиратах…

6 октября мне пришло письмо от моряков, которые с марта находятся в Болгарии без денег. Капитан судна «Southern Pearl» Сергей Осипенко сообщил, что экипаж не хочет возвращаться на родину без денег, так как «во Владивостоке точно зарплату не сможет получить».

Моряки пишут, что продукты закончились в конце сентября, нет медикаментов, на исходе топливо, судовладелец не выходит на связь. Портовая инспекция, проверив в конце сентября судно, выставила ряд серьезных замечаний, из-за которых судно не смогут выпустить в рейс, одно из основных — отсутствие на борту запаса провизии. Хотя судно исправно, есть все необходимые документы, и оно может работать. Сроки задолженности по зарплате здесь почти «рекордные» — зарплату морякам не платят с начала 2009 года. Экипаж просит помочь добиться от судовладельца заработанных денег, а также репатриировать моряков домой за счет компании. Будем думать, чем можно помочь морякам.

«СП»: — Петр Иванович, несколько дней назад появились сообщения о голодовке российских моряков на теплоходе «Magdalena» у берегов ОАЭ. Что сейчас происходит на судне?

— Три россиянина, члены машинной команды, доведенные до отчаяния, объявили голодовку, а также отказались выполнять свои обязанности.

Но голодовка вызвана, скорее, дефицитом продуктов, чем желанием надавить на судовладельца — на судне ограниченное количество продуктов и питьевой воды. Теплоход все еще находится на рейде Дубаи. Владелец обещал поставить судно к причалу еще в конце сентября, но судно по-прежнему на рейде. К голодающим, по словам инициатора голодовки, присоединились еще три члена экипажа.

Кредит доверия к работодателю исчерпан, и настроение моряков ухудшается с каждым днем. Здоровье экипажа критическое. Почти в аналогичной ситуации — экипаж теплохода «Пируит», это судно с апреля находится у панамского порта Кристобаль. Экипаж — 11 человек, все они - жители Приморского края.

«СП»: — По сообщениям некоторых СМИ на это судно доставили и продукты, и воду, а экипажу предложили выйти в рейс?

 — Я сегодня утром разговаривал с капитаном Владимиром Веревкиным, он сказал, что вода и продукты на исходе, на борту осталось лишь несколько килограммов овощей. Экипаж судна полностью деморализован, судовладелец не платит экипажу.

Сначала владелец «Пируита» собирался продать другой теплоход компании, а вырученные средства направить на погашение всех долгов. Но сделка не состоялась.

Сейчас у моряков появился шанс исправить ситуацию. Агентирующая компания ведет переговоры с компанией, предложившей экипажу «Пируита» сделать еще несколько рейсов. Если теплоход начнет выполнять чартерные рейсы, то полученные средства пойдут на погашение всех долгов владельца, и в первую очередь, на зарплату экипажу. Это, я считаю, правильный шаг. Он позволит морякам нормально питаться, получать текущую зарплату, а позже и погасить долги.

Но моряки «Пируита» не хотят выходить в рейс, опасаясь не получить уже заработанные деньги. У экипажа на берегу остались семьи, для которых нередко моряк является единственным кормильцем, и эти семьи денег не видели уже несколько месяцев.

Моряки обращались за помощью в правительства России и Панамы, требовали репатриации от ITF, голодали, но ситуация не меняется… Я надеюсь, что экипаж все-таки согласится работать на чартерных рейсах, ведь на сегодняшний день это единственный разумный выход из сложившейся ситуации.

«СП»: — Петр Иванович, почему в последнее время такие ситуации с моряками стали происходить все чаще?

 — Здесь комплекс причин. Я уже говорил об элементарной недобросовестности судовладельцев, но есть и объективная причина, из-за которой хозяева судов просто не имеют возможности расплатиться с моряками. С началом финансового кризиса значительно упал объем морских перевозок, снизились ставки фрахта, в результате многие судоходные компании попросту не могут свести концы с концами. Небольшие фирмы, у которых старый, ржавый флот, не могут получить кредиты на ремонт судов. И часто судовладельцу проще оставить экипаж и судно на произвол судьбы где-то в далеких странах, объявить себя банкротом, чем разбираться с проблемами моряков, думать, чем им заплатить, как вернуть на родину.

«СП»: — С какими судами вы сегодня разбираетесь?

-Сегодня мне приходится разбираться с ситуациями, которые сложились на шести судах. Но это далеко не полный список проблемных экипажей. Например, в тяжелейшем положении оказались российские моряки 3 судов…

Петр Осичанский предоставил редакции «СП» справку, которая воспроизводится здесь с небольшими сокращениями.

«Мagdalena"/9492751/ATG,

"Piruit" /8520434/PANAMA,

«Southern Pearl NZ» /Panama/8308757.

На борту этих судов на 01.10.2009 была вода, продукты и топливо только на трое суток.

Задолженность по зарплате на 05.10.09

1."Мagdalena" - около 300 000 USD

2."Piruit" - 111 500 USD

3."Southern Pearl NZ" - 150 000 USD

Сегодня в сложном положении находятся экипажи судов: «Игорь Белянский» в Китае, «Мадеро» и «Лифт-1" — в Южной Корее.

Справка: Международная Федерация Транспортных рабочих состоит из 621 профсоюза работников транспорта, объединяющих около 5 миллионов человек из 137 стран мира. Сегодня МФТ представляет интересы работников судоходства, портов, железных дорог, дорожного грузового и пассажирского транспорта, внутренних водных путей, рыболовной отрасли, а также туризма и гражданской авиации.

Бургас — Владивосток

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня