Питер снова строит «Дорогу жизни»

Если бы Крым не вернулся в Россию, к 2020 году там не осталось бы ни одного шоссе

  
8246
Питер снова строит «Дорогу жизни»
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

Еще три-четыре года украинского «хозяйствования» в Крыму и на полуострове не осталось бы ни одной шоссейной дороги, Такой вывод следует из опубликованной в «СП» 26 июля статье «Крымская дорога делает бессмысленным Керченский мост?» .

В материале говорится о непростой ситуации вокруг транспортного коридора, который в условия блокады полуострова без преувеличения стал «дорогой жизни». Националистические форумы Украины изливают «информационную желчь», утверждая, что Россия никогда не построит скоростное шоссе «Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь». Мол, в нашей стране, нет таких возможностей.

Здесь важно напомнить, что начиная с 2002 года «незалежная» получила 1,557 млрд евро от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) на строительство и ремонт украинских автодорог. Значительная часть из них, по условиям кредитного соглашения, должна была направлена на крымские транспортные развязки.

Европейцы рассчитывали, что вложенные в крымские путепроводы огромные деньги окупятся за счет увеличения потока щедрых российских и немецких туристов. Расчеты аналитиков ЕБРР и ЕИБ показывали, что индустрия отдыха могла приносить украинской казне до трех миллиардов евро в год. На тот момент эта сумма превышала доход от транзита газа. Учитывая отсутствие языкового барьера для русских и украинцев и транспортную доступность, Ялта, Евпатория Коктебель, а также другие курорты и впрямь могли потеснить турецкую Анталью. Для этого нужно было привести в порядок крымскую инфраструктуру, включая дороги и отели.

Читайте по теме

В 2012 году на участке от Ялты до Симферополя кое-где шоссе подлатали, но до уровня кубанских дорог эта трасса так и не дотянула. Впрочем, так утверждают лишь жители материковой Украины. Российские туристы вообще не заметили какой-либо транспортной реконструкции.

«Украинцы ни копейки в дороги не вкладывали, — так на форуме „Состояние трассы Симферополь-Керчь (через Белогорск)“ два года назад описывал свое крымское путешествие Константин из Питера, автовладелец Lexus GS. — Как было в СССР построено, так всё и осталось. Каждый год бываю в отпуске, причем, последние шесть лет на машине езжу. Ни разу ни одного дорожного рабочего не видел. Симферополь, Севастополь и в их окрестностях в пределах терпимости, и то, если стиснуть зубы. На участок Симферополь-Белогорск зубы уже крошатся от злости. Феодосия-Керчь — натуральное скотство. Подвеску я там убил. Сейчас надо перебирать. (Хотя трассу Николаев-Кировоград, наверное, никто в мире не переплюнет). Местные водители по привычке смотрят на „сплошную“ как на смешную рекомендацию. Лихачи с украинскими номерами на встречке попадаются регулярно».

Это при том, что в теплом Крыму нет опасных для асфальтового покрытия температурных перепадов, характерных для сибирских зим и российского Заполярья, да и 40-тонные фуры по трассе Керчь — Симферополь тогда не ездили. В 2013 году Укравтодор объяснил свое бездействие на полуострове циклопическими сложностями строительных и ремонтных работ в районах горного и предгорного Крыма. И, по сути, отказался от поддержания дорожной инфраструктуры полуострова в нормальном состоянии.

И в самом деле, на многих участках требовалось произвести перемещение миллионов тонн грунта. Например, при строительстве второй очереди объездной дороги вокруг Симферополя, которая по проекту должна была соединить Севастопольскую трассу в районе села Левадки и развязку на Николаевском шоссе, необходимо было убрать перепад поверхности высотой свыше пятидесяти метров. Дорожным строителям требовалось срезать на 32 метра часть горы и одновременно в пойме реки Булганак создать 28-метровую насыпь.

Несмотря на то, что деньги на строительство этой объездной дороги протяженностью 8,1 км были выделены в рамках кредита ЕБРР и ЕИБ, Киев посчитал нужным потратить эти средства на другие нужды. На какие — неизвестно.

Что касается первой очереди дороги между Евпаторийским и Николаевским шоссе у Симферополя, то её в конце декабря 2010 года построил «Юждорстрой», допустивший множество нарушений. В конечном счете, технологический брак стал причиной большой трагедии, получившей широкий общественный резонанс. В конце сентября 2014 года в районе Симферополя над железнодорожным тоннелем произошел обвал грунта, в результате чего образовалась воронка восьмиметровой глубиной. В неё упал автомобиль, что и привело к гибели 6 человек.

Судя по состоянию украинских дорог, можно смело предположить, что дорожный инвесткредит ЕБРР и ЕИБ был разворован. В 2018 году этот долг подлежит возврату. Хотя, скорей всего, европейцы будут вынуждены рефинансировать займ из-за очевидной бедности Украины. Если бы Крым не перешел под юрисдикцию России, то к 2020 году о дорожной инфраструктуре полуострова можно было бы забыть.

На примере значительных проблем первой и второй очереди объездной дороги вокруг Симферополя можно оценить масштаб сложности стройки всей трассы «Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь». Российским дорожным строителям придется переместить десятки, если не сотни миллионов тонн грунта. И не только проложить дорогу «Таврида», но и построить многочисленные развилки, пешеходные мостики, проезды для сельхозтехники и для прогона скота, а также возвести путепроводы над железной дорогой. Всё это необходимо сделать в условиях сложного горного рельефа, местами напоминающегося сочинский серпантин. Как известно, правительство России выделило 100 млрд. рублей на прокладку трассы «Таврила», примерно столько, сколько в свое время на эти же цели ЕБРР и ЕИБ — Украине.

Именно поэтому строительство дороги «Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь» и развязки в городе Керчь будет вести санкт-петербургская компания, которая на сегодня считается одной из лучших в России. Для справки: она является подрядчиком красивейшего шоссе А-121 «Сортавала» и многих других трасс, заслуживших похвалу российских водителей.

Читайте по теме

При строительстве трассы «Таврида» будет применяться технология непрерывной укладки асфальтобетонных покрытий с помощью автоматизированных перегружателей. Это позволит нивелировать потенциально опасную для эксплуатации гранулометрическую неоднородность покрытия. Кроме того, при таком подходе достигается безупречная ровность дороги. Дело не в столько комфорте езды (что, безусловно, немаловажно). Главное в том, что в процессе эксплуатации нивелируются коварные факторы усталостного трещинообразования. Отметим, что питерские строители освоили эту технологию одними из первых в Европе, что позволяет им строить дороги не только быстро, но и с оценкой «отлично» по международной классификации «IRI».

Таким образом, несмотря на текущие сложности, в обозримой перспективе стопроцентно будут решены дорожные проблемы Крыма, от развития которого Киев фактически отказался даже за европейские деньги.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня