18+
пятница, 20 января
Общество

«Морской волк»? За борт!..

Грядущие массовые увольнения ветеранов труда могут остановить только суды

  
134

Руководство «АвтоВАЗа» и первый вице-премьер Игорь Шувалов объявили о массовом увольнении с предприятия пенсионеров. Но эти планы могут рухнуть, поскольку дискриминация по возрастному признаку — в России противозаконна.

Чтобы не усугублять статистику безработицы, местные власти оказывают давление на работодателей, запрещая массовые сокращения и увольнения. Поэтому очень удобно стало избавляться от пенсионеров, которые не портят показатели, так как органы службы занятости не признают их безработными.

По сомнительному пути кроме «АвтоВАЗа» пошли также «Аэрофлот» и «Роснефть»… В общей сложности компании намерены отправить «на заслуженный отдых» около 20 тысяч ветеранов труда. Помимо этих «флагманов» российского бизнеса, в стране полно компаний масштабом помельче, но тоже жаждущих избавиться от части сотрудников.

Возможно, грядущее повышение пенсий, о котором объявило правительство РФ, в первую очередь связано не с заботой о стариках, а с желанием подсластить горькую пилюлю предстоящих массовых сокращений. Но ветераны не хотят сдаваться без боя и отправились в суды.

Корреспондент «СП» побывал на одном из таких разбирательств, которое состоялось во вторнике, 13 октября, в Тверском суде Москвы. Речь на процессе шла о лоцманах, уволенных из ФГУП «Росморпорт» по возрастному признаку.

Еще в апреле 2009 года руководство «Росморпорта» объявило о массовом сокращении штатов, объяснив это кризисом. Под удар попали лоцманы — люди штучной профессии, занимающиеся проводкой судов в опасных акваториях и портах. Их на всю Россию насчитывается около 600 человек, 538 из которых работают в госструктуре.

— Чтобы стать лоцманом, нужно три года проработать капитаном или страшим помощником капитана, — объяснил после суда корреспонденту «Свободной Прессы» Владимир Кабанов, председатель первичной профсоюзной организации лоцманов Санкт-Петербургского филиала «Росморпорта». — А до капитана моряк растет порядка 10−15 лет. Чтобы стать старшим лоцманом или заслужить первую категорию, нужно ещё лет 10 поработать в этой должности. Вот и получается, что большинство лоцманов — люди пенсионного возраста.

«СП»: — А состояние здоровье значение имеет?

— Конечно, не каждый капитан может стать лоцманом, поскольку нужно иметь крепкое здоровье и, самое главное, крепкую психику, чтобы десятки раз за смену оперативно принять ответственное решение. Но мы проходим медкомиссию, которая решает — может ли человек выполнять свои обязанности.

«СП»: — По каким критериям тогда проводились увольнения?

— Именно это мы и пытались выяснить сегодня в суде. Судя по всему, работодатель руководствовался исключительно возрастом.

Юрий Бармин, лоцман:

— А как еще объяснить неоднократные заявления руководства о том, что нужно уволить трех лоцманов старше 70, еще 16 — старше 60? Под этот критерий и выбрали людей, и я остался без работы. Между тем, статье 19 Конституции РФ и Трудовой Кодекс запрещают любые дискриминации в сфере труда, в том числе и по возрастному признаку. В статье 179 ТК РФ говориться о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности работников. При этом преимущественным правом пользуются работники, у которых есть иждивенцы (дети, родственники-инвалиды), так же должен учитываться опыт, квалификация и стаж. В нашем случае — ни опыта, ни стажа никто не учитывал.

«СП»: — По закону, в случае сокращения, работодатель должен помочь увольняемому с трудоустройством. Вам предлагали какие-то вакансии?

— Вакансии предлагали. Даже очень интересные. Стать поваром, грузчиком или электриком. Но я счел их неприемлемыми.

Валентин Сергиенко, член Дальневосточной Ассоциации морских капитанов:

— Одной из причин сокращения лоцманов называют убыточность службы. Но в этом есть доля лукавства. Дело в том, что во всех портах с большим количеством заходов судов, помимо государственных лоцманов есть частники, которым достаются самые прибыльные проводки. А от лоцманских сборов кормится очень много чиновников.

«СП»: — Как это происходит?

— Вот, например, как у нас во Владивостоке в начале 2000-х годов развивалась конкуренция между лоцманами частной АНО «Владлоцман» и государственной — «Рослоцман». По количеству операций государственники выполняли в два раза больше работ, но в основном за счёт «москитного» флота. Зато у частных лоцманов выходило больше на 40−50% по кубомодулю (сейчас используется брутто регистровый тоннаж). Это означает — меньше затрат и больше прибыль. Создают частные лоцманские организации руководители порта. Естественно, большинство заявок на крупные и валютные (иностранные) суда традиционно идут в адрес частных лоцманов. Сейчас ситуация только усугубилась — частникам отошли и рыболовецкие суда. О какой рентабельности государственной лоцманской службы может идти речь?

…Тверской суд Москвы счел неприемлемым увольнение лоцманов и постановил восстановить уволенных на работе, а также выплатить заработную плату за время «вынужденного простоя». И это уже прецедент.

Правда, не все согласны с судом. Вот мнение начальника Управления обеспечения мореплавания ФГУП «Росморпорт» Сергея Ильяшенко:

— Сокращение лоцманов связано с сокращениями судозаходов в российские морские порты. Люди, выходя на смену, простаивают. Лоцманов, которые не делали ни одной проводки за смену, доходило до 10−12 человек. При этом все получали полную зарплату, социальные гарантии. Доходная часть ФГУП «Росморпорт» на 90 процентов формируется за счет портовых сборов. А если доходная часть упала, то почему мы должны держать лишних работников, пусть даже и очень квалифицированных?

«СП»: — Но ведь частники в Санкт- Петербурге работают с прибылью?

— Я не знаком с экономикой этого предприятия, его штатной структурой и организацией работ. Правда, у меня есть на этот счет свое субъективное мнение. Но высказывать его вслух я не буду, поскольку у меня нет документальных подтверждений. Скажу только, что частные лоцманские службы избирательно подходят к операциям. Например, в том же Питере они не занимаются судами класса «река-море». Потому что затраты на лоцмана те же, а прибыль совершенно другая. Мы осознаем, что штат у нас имеет некоторый излишек, но людей все-таки держали до последнего момента. Надеялись, что Госдума примет поправку в Кодекс торгового мореплавания. Почему эта поправка до сих пор не принята — вопрос не к нам. Но ждать светлого будущего мы больше не можем, поэтому и начали сокращения.

«СП»: — Но ведь увольнения проведены с нарушениями законодательства — использовались критерии возрастного ценза…

— Такой критерий не использовался. Да мы и не знаем, кого наметило под сокращение руководство Питерского филиала. Этот вопрос не в нашей компетенции.

«СП»: — Понятие «квалификация» было подменено понятием «должность». В результате никто не смотрел на опыт работы сокращаемых…

— С нашей стороны в этом плане нарушений не было. Мы делали все по закону. А говоря, что должны оставаться только высококвалифицированные кадры, можно дойти до абсурда. Представьте, себе гипотетическую ситуацию, что мы в Питере потеряли рынок лоцманских услуг в части проводки крупнотоннажных судов, и у нас остались только суда «река-море», дноуглубительный флот и всякие «тазики»? И что? Для того, чтобы заниматься их проводкой нам надо иметь лоцмана высшей квалификации?

«СП»: — Между тем, некоторые из уволенных лоцманов, уже получили предложения от частников?

— А я и не сомневаюсь, что специалисты с высшей квалификацией будут трудоустроены.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня