Общество

«Морской волк»? За борт!..

Грядущие массовые увольнения ветеранов труда могут остановить только суды

  
170

Руководство «АвтоВАЗа» и первый вице-премьер Игорь Шувалов объявили о массовом увольнении с предприятия пенсионеров. Но эти планы могут рухнуть, поскольку дискриминация по возрастному признаку — в России противозаконна.

Чтобы не усугублять статистику безработицы, местные власти оказывают давление на работодателей, запрещая массовые сокращения и увольнения. Поэтому очень удобно стало избавляться от пенсионеров, которые не портят показатели, так как органы службы занятости не признают их безработными.

По сомнительному пути кроме «АвтоВАЗа» пошли также «Аэрофлот» и «Роснефть»… В общей сложности компании намерены отправить «на заслуженный отдых» около 20 тысяч ветеранов труда. Помимо этих «флагманов» российского бизнеса, в стране полно компаний масштабом помельче, но тоже жаждущих избавиться от части сотрудников.

Возможно, грядущее повышение пенсий, о котором объявило правительство РФ, в первую очередь связано не с заботой о стариках, а с желанием подсластить горькую пилюлю предстоящих массовых сокращений. Но ветераны не хотят сдаваться без боя и отправились в суды.

Корреспондент «СП» побывал на одном из таких разбирательств, которое состоялось во вторнике, 13 октября, в Тверском суде Москвы. Речь на процессе шла о лоцманах, уволенных из ФГУП «Росморпорт» по возрастному признаку.

Еще в апреле 2009 года руководство «Росморпорта» объявило о массовом сокращении штатов, объяснив это кризисом. Под удар попали лоцманы — люди штучной профессии, занимающиеся проводкой судов в опасных акваториях и портах. Их на всю Россию насчитывается около 600 человек, 538 из которых работают в госструктуре.

— Чтобы стать лоцманом, нужно три года проработать капитаном или страшим помощником капитана, — объяснил после суда корреспонденту «Свободной Прессы» Владимир Кабанов, председатель первичной профсоюзной организации лоцманов Санкт-Петербургского филиала «Росморпорта». — А до капитана моряк растет порядка 10−15 лет. Чтобы стать старшим лоцманом или заслужить первую категорию, нужно ещё лет 10 поработать в этой должности. Вот и получается, что большинство лоцманов — люди пенсионного возраста.

«СП»: — А состояние здоровье значение имеет?

— Конечно, не каждый капитан может стать лоцманом, поскольку нужно иметь крепкое здоровье и, самое главное, крепкую психику, чтобы десятки раз за смену оперативно принять ответственное решение. Но мы проходим медкомиссию, которая решает — может ли человек выполнять свои обязанности.

«СП»: — По каким критериям тогда проводились увольнения?

— Именно это мы и пытались выяснить сегодня в суде. Судя по всему, работодатель руководствовался исключительно возрастом.

Юрий Бармин, лоцман:

— А как еще объяснить неоднократные заявления руководства о том, что нужно уволить трех лоцманов старше 70, еще 16 — старше 60? Под этот критерий и выбрали людей, и я остался без работы. Между тем, статье 19 Конституции РФ и Трудовой Кодекс запрещают любые дискриминации в сфере труда, в том числе и по возрастному признаку. В статье 179 ТК РФ говориться о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности работников. При этом преимущественным правом пользуются работники, у которых есть иждивенцы (дети, родственники-инвалиды), так же должен учитываться опыт, квалификация и стаж. В нашем случае — ни опыта, ни стажа никто не учитывал.

«СП»: — По закону, в случае сокращения, работодатель должен помочь увольняемому с трудоустройством. Вам предлагали какие-то вакансии?

— Вакансии предлагали. Даже очень интересные. Стать поваром, грузчиком или электриком. Но я счел их неприемлемыми.

Валентин Сергиенко, член Дальневосточной Ассоциации морских капитанов:

— Одной из причин сокращения лоцманов называют убыточность службы. Но в этом есть доля лукавства. Дело в том, что во всех портах с большим количеством заходов судов, помимо государственных лоцманов есть частники, которым достаются самые прибыльные проводки. А от лоцманских сборов кормится очень много чиновников.

«СП»: — Как это происходит?

— Вот, например, как у нас во Владивостоке в начале 2000-х годов развивалась конкуренция между лоцманами частной АНО «Владлоцман» и государственной — «Рослоцман». По количеству операций государственники выполняли в два раза больше работ, но в основном за счёт «москитного» флота. Зато у частных лоцманов выходило больше на 40−50% по кубомодулю (сейчас используется брутто регистровый тоннаж). Это означает — меньше затрат и больше прибыль. Создают частные лоцманские организации руководители порта. Естественно, большинство заявок на крупные и валютные (иностранные) суда традиционно идут в адрес частных лоцманов. Сейчас ситуация только усугубилась — частникам отошли и рыболовецкие суда. О какой рентабельности государственной лоцманской службы может идти речь?

…Тверской суд Москвы счел неприемлемым увольнение лоцманов и постановил восстановить уволенных на работе, а также выплатить заработную плату за время «вынужденного простоя». И это уже прецедент.

Правда, не все согласны с судом. Вот мнение начальника Управления обеспечения мореплавания ФГУП «Росморпорт» Сергея Ильяшенко:

— Сокращение лоцманов связано с сокращениями судозаходов в российские морские порты. Люди, выходя на смену, простаивают. Лоцманов, которые не делали ни одной проводки за смену, доходило до 10−12 человек. При этом все получали полную зарплату, социальные гарантии. Доходная часть ФГУП «Росморпорт» на 90 процентов формируется за счет портовых сборов. А если доходная часть упала, то почему мы должны держать лишних работников, пусть даже и очень квалифицированных?

«СП»: — Но ведь частники в Санкт- Петербурге работают с прибылью?

— Я не знаком с экономикой этого предприятия, его штатной структурой и организацией работ. Правда, у меня есть на этот счет свое субъективное мнение. Но высказывать его вслух я не буду, поскольку у меня нет документальных подтверждений. Скажу только, что частные лоцманские службы избирательно подходят к операциям. Например, в том же Питере они не занимаются судами класса «река-море». Потому что затраты на лоцмана те же, а прибыль совершенно другая. Мы осознаем, что штат у нас имеет некоторый излишек, но людей все-таки держали до последнего момента. Надеялись, что Госдума примет поправку в Кодекс торгового мореплавания. Почему эта поправка до сих пор не принята — вопрос не к нам. Но ждать светлого будущего мы больше не можем, поэтому и начали сокращения.

«СП»: — Но ведь увольнения проведены с нарушениями законодательства — использовались критерии возрастного ценза…

— Такой критерий не использовался. Да мы и не знаем, кого наметило под сокращение руководство Питерского филиала. Этот вопрос не в нашей компетенции.

«СП»: — Понятие «квалификация» было подменено понятием «должность». В результате никто не смотрел на опыт работы сокращаемых…

— С нашей стороны в этом плане нарушений не было. Мы делали все по закону. А говоря, что должны оставаться только высококвалифицированные кадры, можно дойти до абсурда. Представьте, себе гипотетическую ситуацию, что мы в Питере потеряли рынок лоцманских услуг в части проводки крупнотоннажных судов, и у нас остались только суда «река-море», дноуглубительный флот и всякие «тазики»? И что? Для того, чтобы заниматься их проводкой нам надо иметь лоцмана высшей квалификации?

«СП»: — Между тем, некоторые из уволенных лоцманов, уже получили предложения от частников?

— А я и не сомневаюсь, что специалисты с высшей квалификацией будут трудоустроены.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня