Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Без муки нет науки?

О нищете школьных программ и вредительстве чиновников

2379

МИНОБР — название этого многострадального министерства кажется именем страшного чудовища. Что-то вроде: из-за скалы стал выползать Минобр…

Удивительное впечатление оставляют короткие, но ёмкие встречи с представителями министерства образования и науки или с другими важными людьми, имеющими отношение к этой области. Позвольте поделиться моим скромным опытом. Первая же встреча такого рода заставила меня иначе взглянуть на жизнь.

В 2011 году я поступила в аспирантуру Алтайского государственного университета и работала корреспондентом в университетской газете. В декабре АГУ принимал всероссийский студенческий форум. Со всей страны приехало почти тысяча человек — талантливые умные ребята. Приехал так же бывший в ту пору президентом России Д.А. Медведев и тогдашний министр образования и науки А.А. Фурсенко со своей командой.

На секции посвященной постоянному трудоустройству выпускников вузов присутствовал Д.Ю. Гужеля из министерства. Он очень удивлялся тому, что выпускники педагогических вузов реже всего устраиваются по специальности. Мы, естественно, предположили, что главная причина этого зарплата, которую предлагают сильно поумневшим со школьной скамьи молодым людям. Пять лет назад оклад молодого учителя составлял 4 — 5 тысяч рублей в месяц. Но Дмитрий Юрьевич нам не верил. Я доказывала, что у меня есть знакомая, которая получает такие деньги.

— Наверное, у неё маленькая категория, — последовал ответ.

Конечно маленькая! Да откуда же ей быть большой — человек только диплом получил.

— Об этом нужно писать президенту! Средняя зарплата учителей в Алтайском крае 14 тысяч!

Это было сильное заявление. 14 тысяч — великие деньги! Президент находился в соседнем здании. Однако Дмитрий Юрьевич при нас позвонил кому-то в Государственную Думу. Серьёзный голос из телефона тоже возвестил, что это безобразие и нужно писать президенту.

Мы были растеряны. А Дмитрий Юрьевич, вздохнув, сказал:

— Что ж, в конце концов, учителя работают полдня. Кто из трудящихся ещё может похвастаться этим?

После горестной паузы начался страшный крик — ребята были возмущены. А я всё думала. Как такое вообще может быть. Пусть он не разбирается в том, чем занимается. Но неужели он забыл своих школьных учителей, их кропотливый почти круглосуточный труд?

Прошло почти пять лет. Мне посчастливилось стать участником всероссийского молодёжного форума «Таврида». На одной из лекций советник президента В.И. Толстой очень хорошо говорил о важности учителя в жизни человека, того как он познакомит детей с мировой культурой, литературой.

А мне вспоминалось, как устав от частных уроков, я пошла устраиваться на работу в школу, где мне предложили 8−10 тысяч рублей в месяц за полную ставку. И так полгода, год. Если защищу потом категорию — 15 тысяч, потом 20…

Вот я и задала вопрос Владимиру Ильичу. Не останавливает ли маленькая зарплата творческих людей? Ведь не каждый молодой человек способен на такой подвиг — прожить полгода, год на 8−10 тысяч. Творческий талантливый человек действительно придумает, чем заработать.

Владимир Ильич сказал, что верит мне, но очень удивлён, что на зарплаты учителям выделяются большие деньги, что может быть маленькая стажёрская зарплата, но она должна очень быстро расти.

Как странно…

К тому же недавно я сделала для себя ещё одно открытие. Мы долго и дружно переходили на Болонскую систему образования, на двух уровневую систему. И вот я (как записано в дипломе) магистр филологии! Но в школу, даже на небольшую зарплату мне устроится не так-то просто, ибо у учителя в дипломе должно быть написано, что он учитель. Неважно, что все необходимые знания у меня есть. Поэтому, если я захочу работать в государственной школе, то мне придётся проходить платные курсы в педагогическом университете. Т.е. заплатить 25 тысяч минимум, чтобы потом работать за 10. Магистр считается первой научной степенью. Но по новым стандартам это вдруг стало препятствием для работы с детьми.

Но это далеко не всё. Я много работаю с учениками начальной школы и частенько подолгу устраняю последствия современных учебных программ. Современные учебники — скорее, проверочники. Вот программа «Гармония». Коротко дано правило, а дальше упражнения. На месте всех сложных мест вместо букв огромная зелёная точка. Как же тут можно научиться? А ведь ребёнка сначала нужно научить списывать текст, замечая все сложные места.

Сознание человека формируется постепенно, от конкретного к общему. Ребёнок 7 — 10 лет может учиться только через практику, опыт, эксперимент. Что ему правило, если он не вывод из проделанной работы?

Программы навязываются, хотя не нравятся ни учителям, ни родителям, а для многих детей просто опасны. Почему-то стало считаться, что чем сложнее, тем лучше, что все дети должны быть быстрыми, проницательными, готовыми к трудностям с первого класса. А ведь в первые годы в школе важнее всего сформировать трепетное отношение к знаниям, поддержать любопытство, интерес к новому, сформировать уверенность в себе, в своих силах, аккуратность, настойчивость, внимательность. Но нет, всё это рушит часто первый же диктант или контрольная. На ребёнка обрушивается водопад информации. Почти все испытывают вместо удовольствия познания стресс.

Кроме того, уже с четвёртого класса начинаются тесты, подготовка к ЕГЭ. В едином экзамене, может быть, ничего плохого бы не было. Здорово же — в любой город, в любой вуз можно документы подать, и сдавать, волноваться два раза не нужно. Но всё дело в сути этого экзамена.

Теперь всё школьное обучение заточено на тест, а не творческое мышление, на зубрёшку, а не на аналитику. Теперь в 11 классе пишут контрольное сочинение. Но это не совсем сочинение по литературе, скорее литературно-философское рассуждение, что даже хорошо, но если есть в этом опыт, а на его приобретение в школе часто времени нет. Нужно же успеть на ЕГЭ натаскать. По своему опыту помню эти бесконечные тесты, от которых рябит в глазах, а ещё истерическое напряжение по этому поводу. Но мне это пришлось пережить только в 11 классе. А теперь начинается с 4!

Вот мой ученик (10 класс) готовится к сочинению. Тема из итоговых, контрольных: «Как настоящая любовь меняет людей». Примеры нужно привести из «Обломова»! Вот это да… И построено сочинение должно быть логически: тезис, антитезис, вывод. Что же делать, если само задание не логично?

Есть замечательные авторские школы, в которых, не смотря на ЕГЭ, учат талантливо и разносторонне. Есть чудесные творческие учителя. Но их благородная работа требует мужества и большой энергии в противостоянии системе. А зарплата… сил не прибавляет.

На том же форуме «Таврида 2016» был ныне советник президента в области образования А.А. Фурсенко. Он, оказывается, отставлен, но не вполне отпущен. Однако никаких решений принимать не может и ни за что не отвечает, как мы поняли из его выступления. Всех интересовал вопрос, почему учителя должны, ко всему прочему, заполнять столько бумаг. Андрей Александрович ответил, что большинство из них связано с безопасностью и здоровьем детей, без этого нельзя… Да, но почему же за всё должны отвечать всё те же учителя?

Всё, что происходит многие педагоги, называют настоящим вредительством — именно в том, неприятном смысле из 30-х годов, но как же это можно назвать иначе?

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня