18+
суббота, 27 мая
Общество

«Пакфайер» и гиперракету без Индии мы не выдюжим

Сердюков и Аракапарамбил поделили миллиарды своих оборонок

  
31

В Москве состоялось 9-е заседание Российско-Индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству под руководством министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова и министра обороны Республики Индии Аракапарамбила Курияна Энтони. На нем рассмотрены вопросы: реализация проекта переоборудования ТАВКр «Адмирал Горшков» в интересах ВМС Индии, продвижение разработки и производства перспективного многофункционального истребителя и многоцелевого транспортного самолета, лицензионное производство самолетов Су-30МКИ и танков Т-90С в Индии. Подписана договоренность о заключении двух соглашений в области военно-технического сотрудничества. В их числе — сделка, касающаяся поставок и обслуживания самолетов и различных видов вооружений на сумму не менее $ 5 млрд. Всего на покупку новых систем вооружений Индия планирует потратить в следующие 5 лет около $ 30 млрд. Ожидается, что окончательное подписание документов состоится во время визита в Россию премьер-министра Индии Манмохана Сингха в ноябре этого года.

Создание гиперзвуковой ракеты

Россия и Индия совместно займутся созданием принципиально новой гиперзвуковой ракеты, практически неуязвимой для перехвата. Такого оружия пока нет ни в одной армии мира. Масштаб вложений в этот проект еще не определен, однако понятно — счет может пойти на миллиарды долларов.

Эта машина должна стать преемницей сверхзвуковой ракеты «БраМос» (в Российской армии она называется «Яхонт»), которая сейчас стоит на вооружении надводных кораблей, береговых ракетных комплексов, а в будущем может оказаться на истребителе Су-30МКИ и подводных лодках. «БраМос» (назвали ракету в честь двух рек, Брахмапутры и Москвы) — уже давно зарекомендовавший себя успешный российско-индийский проект. «БраМос» уникален тем, что это, пожалуй, единственная крылатая ракета в мире, которая может действовать, как в одиночку, так и «стаей». Высокоинтеллектуальная система управления позволяет машине на скорости в 3 маха (это в три раза быстрее, чем летает американский «Томагавк») поражать любые морские объекты. А в составе группы уничтожать целые ордера кораблей. Машины настолько умны, что не только сами обнаруживают цели, но и выстраивают план атаки, ориентируясь на противовоздушную оборону противника. Они точно знают, какая цель в группе главная, кто из них атакует, а кто должен прикрывать атакуемого от средств ПВО. Поразив главную цель, они тут же распределят цели по значимости и продолжат атаку. Теперь на смену существующей «БраМос» должен прийти еще более совершенный проект.

Истребитель пятого поколения

Особую заинтересованность обе стороны проявляют к авиастроению. В январе 2003 года тогдашний министр обороны Индии Джордж Фернандес во время визита в Москву впервые официально заявил, что готовится военно-технический контракт, предусматривающий совместные опытно-конструкторские работы и производство истребителя 5-го поколения. Но с тех пор дело продвигалось медленно. Москва хотела, чтобы индийские партнеры присоединились финансами к проекту «Сухого». А индийцы выдвигали требование поделиться с ними технологиями. Индия заинтересована наладить производство современного самолета, который сможет конкурировать с американскими истребителями пятого поколения, на своих заводах.

Наиболее щекотливый момент — бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) будущего истребителя. На Су-30МКИ стоит аппаратура французского и израильского производства. По этой причине Россия пригласила в программу Францию. Это не устраивало Индию, которая стремится создавать собственную технику, чтобы не зависеть от Запада. Конфликт разрешился сам собой, поскольку Франция отказалась от сотрудничества с Россией в разработке истребителя пятого поколения, объявив, что намерена сосредоточить усилия на собственном проекте.

Но есть и другие трения. По мнению Индии, уровень доступа к чувствительным технологиям, который российская сторона согласилась предоставить Индии, не адекватен тем финансовым средствам, которые она готова направить на финансирование программы разработки. Кроме того, в то время, как российские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант истребителя, ВВС Индии хотят получить двухместный самолет. Это определяется принятой доктриной, которая предусматривает решение новым самолетом более широкого круга боевых задач, чем тех, которые устраивают Россию.

Тем не менее, Россия и Индия в декабре 2008 года подписали генеральный контракт о совместной разработке истребителя пятого поколения. Его создание оценивается экспертами в $ 12−14 млрд. Планируется принятие его на вооружение к 2017 году. В российском минобороны обещают появление этого истребителя уже в 2015 году. Но многие эксперты считают, что реальный срок поставок самолетов пятого поколения даже с учетом индийской помощи — 2020 год. Скажем, американская практика показывает — между первым полетом прототипа и поставкой самолета в серию даже при должном финансировании обычно нужно 10 лет. Наш совместный истребитель пятого поколения ПАК ФА еще не взлетел. Главком ВВС России обещал, что это произойдет в августе 2009 года, но уже заканчивается октябрь, а «Пакфайер» так и не летает.

Воздушный двадцатитонник

Готов к подписанию контракт на совместную разработку нового военно-транспортного самолета грузоподъемностью двадцать тонн. Он должен будет заменить весь парк военно-транспортной авиации России и Индии. Ожидается, что уже через восемь лет его разработка и испытания подойдут к концу.

Проект стоит 600 миллионов долларов, каждая сторона заплатит ровно половину.

Россия и Индия будут совместно проектировать и производить многоцелевой транспортный самолет, который в пассажирском варианте рассчитан на 100 человек, а в военном — иметь грузоподъемность в 15−20 тонн. Об этом сообщил журналистам

президент фирмы «Хиндустан аэронотикс лимитед» /ХАЛ/ Кришнадас Наир. Это крупнейшее в стране аэрокосмическое объединение ведет с российскими конструкторскими бюро и авиастроителями переговоры о совместной работе над лайнером. По его словам, компания готова финансировать проект уже на начальном этапе.

Закупку СУ-30МКИ

В условиях наращивания Пакистаном и Китаем своего оборонного потенциала индийские ВВС намерены приобрести дополнительно 50 истребителей Су-30МКИ для обеспечения безопасности границ на восточном и западном направлениях, «Новая партия самолетов должна пополнить парк истребителей, определенный в 230 машин, которые были заказаны по трем контрактам с Россией на общую сумму в 8,5 млрд», — говорится в сообщении индийского минобороны.

Сейчас в составе ВВС Индии уже находятся 105 Су-30МКИ, которые размещаюся на базах в северо-восточных штатах Индии, примыкающих к границе с Китаем.

Из досье «СП»:

Российско-Индийская межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству образована в соответствии с Межправительственным соглашением от 4 октября 2000 г. с целью координации процесса военно-технического сотрудничества между двумя странами. Первое заседание Российско-Индийской МПК по ВТС состоялось в июне 2001 г. в Москве.

МПК по ВТС представляет собой орган управления процессом военно-технического сотрудничества между Россией и Индией, который предназначен для выработки совместных решений в этой области.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня