18+
вторник, 25 июля
Общество

Билеты в космос упали с 20 миллионов до 170 тысяч евро

Теперь любой может произнести знаменитое гагаринское: «Поехали!»

  
281

Сеть австрийских супермаркетов Penny предлагает полететь в космос всего за 210 тысяч евро. Приобрести билет на космический корабль можно будет уже 22 октября.

Как сообщило агентство DPA, клиенты супермаркета станут первыми счастливчиками из числа рядовых граждан. А отправятся они в туристическую поездку в космос на ракетоплане XP компании Rocketplane Global, которые начинают регулярные коммерческие полеты в космос с конца 2011 года. Старт туристических рейсов на околоземную орбиту будет осуществляться с космодрома в американском штате Оклахома. На интернет-странице Rocketplane Global билет можно приобрести еще дешевле: всего за 170 тысяч евро. За эти деньги вам гарантируют 10 минут невесомости.

Глава компании Rewe Austria Touristik GmbH Мартин Фаст, между тем, утверждает, что акция не является маркетинговой уловкой. Он также добавил, что в Германии желающие отправиться в космос могут приобрести билет через Интернет, а в одну поездку могут отправиться сразу пять хобби-астронавтов. Они на борту ракетоплана поднимутся на высоту 117 тысяч метров. Единственное условие: перед полетом путешественники должны пройти специальную пятидневную подготовку.

Интересно, что почти два года назад, в январе 2008 года, российские ученые представили проект многоразового космического аппарата туристического класса для суборбитальных и орбитальных полетов под названием «Одуванчик». Корреспондент «Свободной Прессы» попросил рассказать о сравнительно «дешевом» космическом туризме руководителя проекта «Одуванчик» Сергея Резника, доктора технических наук, профессора.

«СП»: — Выясняется, что вы — не единственные на поприще малого космического туризма?

— Нет, конечно. Мне известно около 30 аналогичных проектов, разрабатываемых специалистами Аргентины, Великобритании, Германии, Израиля, Канады, России и США. А мощный толчок для разработки таких аппаратов дал конкурс Ansari X Prize, который назначил премию победителю в размере 10 миллионов долларов США. По условиям конкурса нужно было построить аппарат, который с интервалом в две недели мог бы совершать подъемы на высоту более 100 километров, практически не меняя материальную часть. То есть, она могла изнашиваться, но менять можно было не более 10 процентов.

«СП»: — Кто победил?

— Американская компания Mojave Aerospace Ventures, организованная двумя фирмами: Scaled Composites (конструкция) и Vulcan (маркетинг). Предложенная Mojave Aerospace Ventures система включала дозвуковой самолет-носитель White Knight с турбореактивными двигателями и сверхзвуковой крылатый пилотируемый аппарат SpaceShipOne с ракетным двигателем. В 2003 году SpaceShipOne преодолел высоту в 100 км. В сентябре и октябре 2004 года в двух полетах этот аппарат достиг высоты 102,9 и 112 км соответственно. Начать туристические полеты они планировали уже в 2008 году, и на них уже записалось около… 85 тысяч человек. Но что-то не сложилось.

«СП»: — Сколько американцы просили за билет?

— Недорого. Он, как и у Rocketplane Global ХР, стоил что-то около 200 тысяч долларов.

«СП»: — Что из себя представляет Rocketplane ХР?

— Стоимость разработки — 1 млрд евро. И первый полет, кстати, планировался лишь в 2012 году. Он имеет кабину пилота и салон для четырех пассажиров. После подъема на высоту 12 км самолет будет разгоняться с помощью установленного в хвостовой части дополнительного ракетного двигателя, а потом станет двигаться по инерции до высоты 120 км. Чтобы оправдать затраты на покупку, ракетоплан должен совершить минимум 1250 полетов, и это — без учета затрат на текущее техобслуживание.

«СП»: — И все же, судя по всему, это очень перспективный бизнес. Можно сказать, что в мире развернулась настоящая битва за освоение нового сектора?

— Я бы не стал утверждать, что идет именно битва. Принципиальная особенность современного этапа разработок состоит в том, что они осуществляются отдельными группами энтузиастов и частными фирмами, а не государственными предприятиями. Сейчас разрабатываются многоместные аппараты, а также орбитальные отели. Требуется также построить специальные космодромы. А все это коренным образом изменит ход освоения космического пространства. Но маловероятно, что в какой-либо стране космический туризм в ближайшие годы будет отнесен к числу приоритетных национальных задач. Хотя, безусловно, частные компании могут рассчитывать на те или иные формы государственной поддержки.

«СП»: — И мы на этом пути не первые?

— Скорости освоения нового рынка туристических услуг будут разными в США, Европе, России и других странах. Кстати, уже сегодня в США, Великобритании и странах ЕС сняты многие ограничения на развитие частной космической инфраструктуры, юридически разрешены вопросы выполнения суборбитальных космических полетов. В России об этом никто даже не задумывается.

«СП»: — Расскажите тогда, в чем оригинальность именно вашего проекта?

— Во-первых, в схеме запуска. В нашем варианте рассматривается возможность запуска многоразового космического аппарата (МКА) с мобильной пусковой установки или с самолета-носителя. Во-вторых, посадка может выполняться, либо по самолетному — с использованием небольших турбореактивных двигателей, либо — на парашюте. В третьих, конструктивные решения нашего МКА универсальны для суборбитального и орбитального вариантов, поскольку меняется количество и суммарная тяга ракетных ступеней. Еще одна особенность — в топливе. В ряде известных проектов используются компоненты топлива, не предусматривающие длительного хранения. Например, жидкий кислород. В свое время у нас были боевые ракеты, двигатели которых работали на спирте и жидком кислороде: Р-1, Р-2, Р-5. Их подготовка к пуску занимала 5−6 часов, что для боевой ракетной техники очень плохо. Но и для туризма это — минус. К тому же жидкий кислород не может долго храниться. Поэтому мы отказались от жидкого кислорода.

Наша ракетная ступень работает на компонентах: окислитель — закись азота, горючее — полибутадиеновый каучук. Это топливо обладает достаточно высоким удельным импульсом, нетоксично, взрывобезопасно, допускает длительное хранение и сравнительно дешево. В конструкции же самой ракеты используются преимущественно композиционные материалы.

«СП»: — Если решить все юридические и организационные проблемы, Россия сможет занять достойное место в развитии аэрокосмического туризма?

— Россия располагает большими потенциальными возможностями. Наши специалисты обладают уникальным опытом разработки лучшей в мире ракетно-космической техники. Правда, испытания отечественных МКА туристического класса вряд ли начнется ранее 2010 года.

«СП»: — МКА туристического класса — это еще и комфорт?

— Требования естественные для туризма: повышенный комфорт, экологическая чистота, экономичность, простота конструкции и эксплуатации. Ничего этого пока нет у современных ракетно-космических систем, и их использование для массового аэрокосмического туризма представляется маловероятным. И я думаю, что со временем космический туризм из разновидности экстремального спорта и развлечения для состоятельных людей может стать массовой формой отдыха для многих землян.

«СП»: — Насколько МКА важны вообще для освоения космоса?

— «Союз» летает один раз. При стартовой массе ракеты-носителя «Союз» около 310 т на орбиту выводится около 7,5 т, а на Землю возвращается 2 т. И снова в космос эти две тонны не полетят. Американские шаттлы рассчитаны на 100 полетов. Но, хотя они еще столько не налетали, у них уже были и отказы и даже, увы, две катастрофы с человеческими жертвами. Перед нами остро стоит задача надежности МКА. Надо глубоко проникнуть в поведение материалов при длительных и повторяющихся тепловых и механических нагрузках. Ведь МКА туристического класса — это транспорт, который должен быть рассчитан на тысячи и даже на десятки тысяч полетов. А что будет с материалом, который десять тысяч раз нагрелся и столько же охладился? Не превратится ли он в лохмотья, не пойдет ли трещинами? Так что для нас это — широкое поле действия в области механики и теплофизики композитных конструкций.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня