18+
вторник, 17 января
Общество

Михаил Войтенко: судьба Arctic Sea все еще под вопросом

СКП РФ пытается разрулить ситуацию со скандальным сухогрузом

  
3

Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин 28 октября заявил, что принято решение о снятии ареста с сухогруза Arctic Sea. В ближайшее время судно будет передано Мальте, под флагом которой ходит. «Для скорейшего решения вопроса о передаче судна мальтийской стороне СКП РФ приняло решение о снятии ареста, наложенного по ходатайству следствия на судно Arctic Sea Басманным районным судом Москвы», — отметил В.Маркин.

Однако, до завершения скандальной истории еще далеко. Во-первых, непонятно, согласился ли судовладелец принять сухогруз. Если да, то какова «цена вопроса». Во-вторых, неопределенной остается судьба четверки моряков, оставшихся на судне. О том, как может развиваться ситуация в свете заявлений СКП, рассуждает эксперт Михаил Войтенко. Он, напомним, первым сообщил о странном захвате Arctic Sea.

«СП»: — Михаил, что меняет снятие ареста с сухогруза?

 — Арест сняли, хорошо. Но это сейчас — не главное. Где судовладелец? Где сообщение о том, что с ним достигнута договоренность о приеме судна? Этого нет. Хотя в данном случае соглашение судовладельца с российской стороной - принципиальный вопрос. От ответа на него зависит, кто будет возмещать убытки. По моим данным, этих договоренностей на данный момент не достигнуто.

«СП»: — Что будет дальше?

 — Трудно прогнозировать. Сейчас Arctic Sea стоит за пределами территориальных мальтийских вод, в 12 милях от берега. Если Мальта его втащит, то судовладелец скажет: что же, вы господа хорошие, приняли сухогруз без моего разрешения? Я его в таком виде принимать отказываюсь. Давайте составим акт убытков, подпишем и будем разбираться, кто будет оплачивать. Мальта на этот шаг пойдет вряд ли. Потому что рискует своей репутацией и бизнесом. Суда, которые ходят под ее флагом, платят налоги стране. Деньги небольшие, но стабильные. Многие судовладельцы сейчас внимательно за всем этим делом смотрят. Их интересуют не скандалы, их интересует ситуация с правовой точки зрения и позиция Администрации флага. Поэтому понятно, что Мальте лучше всего, если Arctic Sea пройдет себе мимо. Впрочем, на нее могут и надавить. Как и на владельца судна.

«СП»: — И что останется делать?

 — Если Мальта откажется принимать сухогруз и не будет договоренностей с судовладельцем, останется один путь — вести Arctic Sea в Новороссийск. Через пару недель он будет в России. Кстати, сообщение об этом звучало и раньше. Мало того, эта информация прошла по АИС — по системе идентификации. Почему решение было изменено, я не знаю.

«СП»: — А что будет с экипажем? Когда моряки, наконец, сойдут на берег?

 — Морское судно — не круизный теплоход, который идет по Волге: где захотел, там и вышел. Зайти в порт без соответствующего оформления морское судно не может. Существует набор процедур, избежать которых можно только в том случае, если требуется срочный аварийный заход, чтобы избежать гибели. И то встанет на рейд. К причалу судно не поставят — это уже деньги. У моряков есть только одна возможность высадиться на берег: сесть в шлюпку, кричать SOS и плыть к Мальте.

«СП»: — То есть, в их судьбе сейчас ничего принципиально не меняется?

 — Нет. Правда, российская сторона может, бросив судно, забрать экипаж. Но это будет скандал. С другой стороны, во всей этой эпопее было столько скандалов! Одним больше, одним меньше — уже все равно. Если ничего этого не произойдет, то трубить им на сухогрузе до самого Новороссийска.

Между тем, Агентство по судоходству Мальты в минувший вторник распространило пресс-релиз.

«Судно будет допущено на Мальту, только если его безопасность будет подтверждена департаментом общественной безопасности, агентством по судоходству и полицией», — цитирует документ «Интерфакс». Мальтийские власти подчеркивают, что, как ожидается, судовладелец пришлет на Arctic Sea новую команду и направит на Мальту запрос на разрешение войти в порт приписки. Из пресс-релиза также следует, что передача Arctic Sea судовладельцу произойдет за пределами территориальных вод Мальты.

Вслед за заявлениями российской стороны о снятии с судна ареста последовало и сообщение из офиса финской компании Solchart Management AB — владельца судна. «Мы пока не получили постановление СКП о снятии ареста с сухогруза, такой информацией не владеем. Поэтому решение о замене экипажа корабля пока не принято», — сообщил «Интерфаксу» 28 октября днем представитель управляющей компании Solchart Arkhangelsk Ltd.

29 октября сухогруз Сухогруз Arctic Sea прибыл в район морской границы Мальты. Однако в территориальные воды страны не зашел. Переговоры о передаче судна должны начаться сегодня. Чем они закончатся, пока неясно. Тем не менее, по данным владельца сухогруза сменный экипаж сухогруза уже вылетел на Мальту.

Напомним, сухогруз Arctic Sea, 28 июля вышел из Финляндии. На его борту, как официально сообщалось, находилась древесина. 4 августа судно должно было прибыть в порт Беджайя (Алжир). Однако 28 июля связь с судном прервалась. Как впоследствии выяснилось, 24 июля в шведских территориальных водах судно было захвачено пиратами. После этого в газетах появились сообщения, что Arctic Sea перевозил не только древесину, но и контрабандное оружие. Российские власти это категорически отрицали. 17 августа Arctic Sea был обнаружен неподалеку от островов Кабо-Верде в Атлантике российским военным кораблем и взят под контроль без применения оружия. 20 августа восемь задержанных подозреваемых и 11 членов экипажа судна были доставлены самолетами ВВС РФ в Москву. В этот же день восемь предполагаемых захватчиков сухогруза — четверо граждан Латвии, двое граждан Эстонии и двое россиян — были доставлены в следственный изолятор «Лефортово» в Москве.

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня