Общество

Старожилов бьют рублем, выгоняя с АвтоВАЗа

Шантаж администрации: нужно успеть подать на рассчет до 1 ноября, иначе вдвое срежут выходное пособие

  
13

В то время, как некие блогеры мечут ботинки в самарского мэра Виктора Тархова и снимают это на видео, а некие общественные движения открыто предлагают мэру Тольятти Анатолию Пушкову добровольно сложить с себя полномочия, на АвтоВАЗе пенсионеры пишут и пишут заявления. Нужно успеть покинуть родное предприятие до 1 ноября, иначе вышибут без выходного пенсионного пособия, вернее, серьезно его секвестрируют.

Тольятти сейчас вышел в лидеры самых неблагополучных моногородов в России из-за проблем на «АвтоВАЗе», где работает большая часть жителей города. Еще недавно автозавод обеспечивал до 60 процентов доходов местной казны, но этот ручеек обмелел. По состоянию на 23 октября в Тольятти официально зарегистрировано почти 12,7 тысячи безработных. Их количество с каждым днем растет за счет коллектива АвтоВАЗа. По некоторым сведениям, клюнув на предложение администрации уйти на «заслуженный отдых» досрочно, от которого трудно отказаться, из почти 7 тысяч обладающих таким правом — 3 тысячи с удовольствием им воспользовались.

О том, что это за очередная уловка администрации завода, с помощью которой она избавляется от собственных работников, корреспондент «Свободной Прессы» беседует с Петром Золоторевым, председателем профсоюза «Единство» АвтоВАЗа.

«СП»: — Это действительно так — если пишешь заявление до 1 ноября, то компенсация выше?

— Да. Вообще у нас на АвтоВАЗе давно был установлен порядок добровольного ухода на пенсию, когда работник достиг определенного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55. Если они добровольно пишут заявление об уходе, им выплачивается это пособие.

«СП»: — Какова его величина?

— У всех по-разному. Пособие начисляется, исходя из зарплаты, и составляет 20 процентов от средней заработной платы за каждый год работы на заводе. В среднем выходит примерно 100 с лишним тысяч рублей. Другое дело, что это довольно хитрое положение. Да, в Коллективном договоре записано, что работодатель выдает это пособие. Но по своему усмотрению и лишь в том случае, если экономическое положение предприятия позволяет это делать. Это не двухстороннее соглашение между работником и работодателем, когда для его отмены требуется согласие и тех, и других. В конкретном случае все можно делать в одностороннем порядке — менять условия, отменять и т. д. И вот администрация внесла в документ изменения, которые касаются суммы компенсации и даты. Условия простые: если кто написал заявление до 1 ноября, то получает 20 процентов, а кто после — то уже выйдет только 10 процентов. А для тех, кто припозднился и решит уйти с завода после 30 ноября, компенсация не превысит 5 процентов.

«СП»: — Другими словами, люди не мытьем, так катаньем выдавливаются с предприятия?

— Я бы назвал это шантажом. Хотя с точки зрения закона (179 статья Трудового кодекса РФ), за работником остается преимущественное право уйти или продолжить работу. При увольнении учитывается квалификация и уровень зарплаты. Естественно, эти критерии у пожилого работника выше по сравнению с молодым, следовательно, его нельзя уволить.

«СП»: — Но работники не хотят лишаться и такой «халявной» прибавки к пенсии?

— Не хотят. Но тут еще одна хитрость существует. Сумму компенсации не выплатят всю и сразу, а только — половину. Остальное будут частями выдавать через негосударственный пенсионный фонд, как прибавку к пенсии. Мы предлагали нашим рабочим подсчитать сумму, которую он получит в виде пособия к пенсии, учитывая инфляцию, и сколько за ближайший год может заработать, если останется на заводе.

«СП»: — Но ведь могут сократить?

— Тогда человек теряет все. Словом, синица в руках оказалась для многих важнее. Но по сути люди загнаны в угол и им деваться некуда.

«СП»: — У вас есть точные цифры — сколько людей клюнуло на эту «синицу»?

— Статистических данных у меня нет — вся информация в руках руководства АвтоВАЗа, которое утверждает, что людей пенсионного возраста на предприятии около 7 тысяч. Имеется еще категория предпенсионного возраста, которым предложено уйти на тех же основаниях подобру-поздорову. В основном это женщины 53 лет и мужчины, которым 58 лет и более.

«СП»: — В связи со всеми последними событиями на АвтоВАЗе какое настроение у работников автогиганта?

— Очень напряженное. Люди буквально обозлены. Уверенно себя не чувствует никто, даже те, кому до пенсии еще далеко. Например, сегодня приходила ко мне женщина жаловаться, что хотят уволить с завода ее сына — токаря. Он инвалид по зрению, и его уже предупредили, что для сотрудников такой категории работы на предприятии нет. Другими словами, власти страны все тяготы экономического кризиса скинули на плечи простых рабочих, найдя в их лице этаких стрелочников.


В это время

Правительство РФ выделит почти 1 миллиард рублей на содержание социальных объектов АвтоВАЗа, которые будут переданы в государственную собственность, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин сегодня, 30 октября, на встрече с руководством партии «Единая Россия», сообщает агенство РИА Новости.

— Почти миллиард рублей пойдет на содержание объектов социальной инфраструктуры АвтоВАЗа, которые планируется передать в федеральную собственность, что снизит финансовую нагрузку на предприятие и позволит ему выйти из кризиса, — сказал Путин.

…Весной заводу из госбюджета выделили 25 миллиардов. Теперь премьер-министр считает, что поможет один миллиард.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня