Общество

Владимир Прибыловский: Путин не дает Медведеву придумывать праздники

Полстраны по-прежнему не знает, что отмечает в ноябре, но хорошему настроению это не мешает

  
10

Половина россиян не в курсе, какой праздник отмечается в стране 4 ноября (51%). И только 16% наших сограждан могут правильно назвать этот красный день календаря — День Народного Единства (в честь освобождение Москвы от поляков). Об этом свидетельствуют опрос ВЦИОМ.

Если сравнивать с прошлым годом, ясности относительно праздника в головах сограждан явно не прибавилось. Скорее, наоборот. Тогда не смогли ответить, что мы празднуем, 48% опрошенных.

В версиях относительно повода всенародного ликования наблюдается широчайший разброс мнений. 10% свято уверены, что отмечается День Единения, 3% окрестили торжества Днем Согласия и примирения. Остальные называли его, как Бог на душу положит: День Независимости России, День Октябрьской Революции, и даже День Казанской иконы Божьей матери и День освобождения от польской интервенции.

Зачем в 2005 году власти снабдили нас новым праздником и почему с тех пор больше ни на что столь же грандиозное не сподобились, рассуждает президент информационно-иcследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: — Владимир Валерианович, для чего понадобился новый праздник?

 — Идея была — сдвинуть осенний праздник 7 ноября. Капиталистическое государство не хотело праздновать день антибуржуазного переворота. Но при этом совсем отнять праздник, к которому люди привыкли, не решились. И поступили, как в свое время делали руководители общин ранних христиан, которые накладывали христианские праздники на языческие.

«СП»: — Но чего достигли в итоге? В головах соотечественников, как показывает опрос ВЦИОМ — полная каша, разве нет?

 — Это, думаю, и была минимальная цель. Пусть лучше каша, чем праздновать октябрьский переворот, который является столпом левой оппозиционной мифологии, и поводом для демонстраций. То есть главное — коммунистический праздник почти уничтожен. Второй целью, возможно, и было создание нового праздника. Возможно, этот праздник когда-нибудь и создадут. Если последовательно, в течение ряда лет насаждать его — дело может и выгореть. Я начал с перекройки языческих праздников, но возьмите Новый год, который до сих пор остается самым популярным праздником в России. Он сделан совершенно по той же технологии: восстановили усеченное Рождество, немного сместив его во времени. Словом, удалось же большевикам сделать Новый год всенародным праздником! Кстати, прижился он на удивление быстро. Может быть, люди страдали по Рождеству, и восприняли эту поблажку с елкой даже с энтузиазмом. Теперь, возможно, пост-коммунистам удастся повторить эту удачу.

«СП»: — Почему, кстати, праздничным сделали именно 4 ноября?

 — Дата была взята случайно, в спешке. Смешно, но Кремль освобождали от поляков не 4 ноября, а как раз 7 ноября. 4-го было освобождено только предместье — Китай-город.

«СП»: — Нынешняя сетка праздников устраивает власти?

 — Устраивает, почему нет. Возможно, они не рассчитали с зимними праздниками — их все же рациональнее перекинуть на май. Думаю, такое решение все бы одобрили. В верхах эта мысль витает, не исключено, что так и сделают в итоге.

«СП»: — Почему тогда коммунистический налет, который есть на майских праздниках, власти не беспокоит?

 — Он сильно сошел на нет еще в советское время. Кроме 1 мая, не забывайте, там есть и праздник Победы. Плюс к тому, граждане традиционно использовали майские праздники, чтобы поработать на своих шести сотках.

«СП»: — Владимир Путин, будучи президентом, устанавливал праздники редко, но все сплошь масштабные: то продлевал зимние каникулы, то дарил соотечественникам День Народного Единства. А вот его преемник — Дмитрий Медведев, устанавливает праздники часто, но вроде как ни о чем — возьмите хоть медведевский День программиста. Отчего так?

 — Пока что не во власти Медведева создавать большие праздники. Эта компетенция, думаю, по-прежнему исключительно в руках Владимира Путина.


Как Минин с Пожарским брали Китай-город

22 октября по старому стилю (или 4 ноября по новому стилю) в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (8 ноября по новому стилю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение столетий до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским календарем этот день сместился на 4 ноября (а в XXII веке сместится на 5 ноября).

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Юрий Эхин

Член Союза архитекторов России, эксперт по жилищной политике

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня