Если россиянин что-то везет из Европы, Турции или Балкан — лучше ему третьей дорогой обойти Украину. Проплыть мимо по Черному морю, облететь на самолете, но ни в коем случае не ломиться транзитом через территорию этой самостийной державы на поезде или машине. Потому как на первой пограничной станции или автомобильном пункте пропуска подойдут славные хлопцы-таможенники и спросят:
-А шо це у вас?
Вот что рассказал корреспонденту «Свободной Прессы» один из пассажиров поезда, следовавшего из Будапешта в Москву через украинский пограничный пост ЧОП.
— На станции наши документы сначала проверили пограничники — проблем не возникло. Но мы рано расслабились. Следом появилась очень симпатичная женщина, которая представилась работником украинской таможни. Она предложила выложить все, что мы с мужем везли в наших чемоданах. Заметив среди вещей новые — те, что мы купили во время поездки по Европе, женщина попросила предъявить магазинные чеки. Мы предъявили. После этого таможенница заявила: «У вас товара больше чем на 200 евро, и по украинским законам вы должны заплатить пошлину — 40 процентов от стоимости товара».
«СП»: — Но вы же не собирались выходить на украинской земле?
— Не собирались, и заявили об этом таможеннице. Однако она принялась нас «успокаивать», дескать, на выезде из страны нам эти деньги вернут. А вдруг не успеем получить, пока стоит поезд? — обеспокились мы. «Конечно, не успеете, — бесстрастно ответила таможенница, — но ничего нет страшного — уедете следующим поездом…»
«СП»: — Это скорее похоже на угрозу…
— Мы тоже так рассудили. Представили себе, как мы среди ночи выходим на каком-то полустанке, ищем кассу, в которой нам должны вернуть деньги, затем ждем следующего поезда… Словом, мы напрямую спросили: а нельзя ли эту проблему решить в частном порядке?
«СП»: — Она согласилась?
— Да, очень охотно.
«СП»: — Во что обошлось вам решить проблему в частном порядке?
— В 100 евро…
После этого рассказа, мы попросили собственного корреспондента «Свободной Прессы» на Украине выяснить — действительно ли существует в стране столь удивительный закон, или это небольшие «хитрости» тамошних таможенников? И он выяснил: увы, такой закон существует.
Что же получается, вы возвращаетесь из отпуска, где так удачно приобрели, допустим, румынские дубленки на всю семью. А обратно черт вас дернул отправиться в Москву не через Варшаву и Минск, а выбрать маршрут через Киев — ведь так короче и можно заодно осмотреть «мать городов русских»…
Тут и началось. Таможенники заявляют, что не верят вам и сильно сомневаются в транзитном характере ваших чемоданов, а вдруг все это добро предназначено для продажи на Украине?
Уверения, мол, это личные вещи и их везут в Россию, во внимание не принимаются. Паспорта граждан РФ и железнодорожные билеты до Москвы для украинских таможенников вообще не аргумент. Суровый пан в форменной фуражке с трезубом сам определяет, что может считаться «личной вещью», а что — уже товар.
Казалось, почему бы не поступить, как во всех цивилизованных странах — заставить пассажира заполнить таможенную декларацию, указать транзитную перевозку и на выезде из Украины попросить его отчитаться за все вещи? Нет, здесь все гораздо круче!..
Не на выезде, а уже на въезде вам придется попрощаться с попутчиками по купе и выйти на перрон. Потом вы будете долго и нудно оформлять квитанцию залога под названием МД1. После этого вас отправят платить залог в банк «Аваль». Почему именно сюда? И вовсе не факт, что отделение банка имеется на станции. Значит, надо ехать куда-то в незнакомом городе и искать этот банк. А если за окном два часа ночи?
Естественно, поезд вас ждать не будет. Но никто не будет помогать вам переоформлять билеты. Вы останетесь стоять один под дождем в каком-нибудь Чопе или Жмеринке, как полный идиот.
Но это будет лишь половина ваших проблем.
Вот, наконец, за окном украинско-российская граница. Думаете, там просто так отдадут залог и отпустят домой? Наивные! Нет, издевательства продолжатся в полном объеме.
Снова придется покинуть теплый поезд, а если вы путешествуете на машине, то оставить на погранпункте автомобиль и отправиться писать «вывозное» заявление на имя начальника Управления региональной таможни. Важно, найти эту самую таможню!
Там же, в бухгалтерии таможни, вы, возможно, получите обратно свой залог. Но и это не факт, поскольку денег в кассе может не оказаться, да и по закону банк осуществляет перевод ваших денег от одной границы до другой за двое суток, не раньше. К тому же и бухгалтерия работает строго с 9 утра до 18. Но кого это волнует, кроме вас?..
Даже если вы выезжаете с Украины не через какую-нибудь Красную Могилу, а через цивилизованный Харьков, то от железнодорожного вокзала до таможенного управления этого огромного города добираться очень нелегко. Еще запутаннее и длиннее путь, если ехать в таможенную управу от харьковского автомобильного пункта пропуска Гоптивка…
А что делать? Иначе ни своих вещей, ни залога вам не видать. Словом, если элементарно не «дать на лапу» таможеннику, то путешествие превратится в небывалый кошмар.
Кто же автор такого драконовского закона?
Ответ прост: правительство Украины, Министерство юстиции и, естественно, Таможенный комитет Украины. Вместе они издали тройственный приказ за № 129 под безобидным названием: «Об утверждении положения о порядке контроля ввоза товаров на территорию Украины». А чтобы мало не показалось, добавили еще один — дублирующий приказ за № 396 «Утверждение перечня товаров, к которым применяются методы гарантированной доставки». Имея на руках такие бумаги, таможенные патрули могут из транзитников веревки вить.
Впрочем, разве они звери? Нет! Быстренько обрисовав брату-москалю все тяготы уплаты налога, таможенник и предлагает ошарашенному россиянину альтернативу в виде «скромной» взятки. После этого ваш «товар» моментально превращается в «личные вещи», а путь домой становится быстрым и безоблачным.
А тем, кто против, придется-таки ехать в Управление. Там помимо прочего вам предложат заполнить анкеты с вопросом: «Приходилось ли вам каким-то образом „благодарить“ сотрудников таможни?» И напишите вы хоть тысячу «да», ничего не изменится — таможенное начальство лишь пообещает более эффективно бороться с коррупцией.
…18 лет назад появились на российско-украинских кордонах пограничники и таможня. Срок достаточный, чтобы привыкнуть — но сотни тысяч людей до сих пор испытывают стресс, пересекая эту границу.
— Стрессовые состояния появляются именно здесь, на Украине, на границы иных городов Европы подобным образом не реагируют, — утверждает психолог из Харькова Евгений Гурдвит. — Нелепость колючей проволоки между Украиной и Россией очевидна. Однако, она позволяет очень хорошо зарабатывать как государственным структурам, так и взяточникам в таможенной и пограничной форме.
Кстати, взяточников с российской стороны тоже хватает.
Сколько путешественников, столько и примеров:
— Чтобы проехать без очереди в летнем столпотворении на автомобильных пограничных пунктах пропуска, украинские погранцы берут от 10 до 50 «баксов»;
— 500 рублей стоит, чтобы вывезти в Россию кота без ветеринарных документов. За попугая берут дешевле;
— Осень в Крыму начинается, когда соберут урожай грецких орехов. Плацкартные вагоны «Севастополь-Москва» набиты орехом по крышу. Перевязанные скочем тюки втиснуты, куда только можно — под сидения, на третьи полки, в отсеки для угля, даже под подушки пассажирам. Удивительно, но «ореховые» вагоны проскакивают обе границы, как по маслу. Когда южный поезд минует Тулу, проводники начинают сносить орехи в тамбур. Тюков так много, что основной пассажирский выход оказывается наглухо закрыт. На Курском вокзале людям приходится выходить через двери дальних курительных тамбуров. А тем временем контрабандный груз грузят на багажные тележки — открыто, никого не боясь. Российская таможня тоже любит получать на орехи.
Харьков