Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
2 ноября 2009 16:29

Принцип добрососедства: «Плати и езжай!»

Украинские таможенники очень эффективно эксплуатируют закон о транзитниках, следующих из Европы в Россию

23

Если россиянин что-то везет из Европы, Турции или Балкан — лучше ему третьей дорогой обойти Украину. Проплыть мимо по Черному морю, облететь на самолете, но ни в коем случае не ломиться транзитом через территорию этой самостийной державы на поезде или машине. Потому как на первой пограничной станции или автомобильном пункте пропуска подойдут славные хлопцы-таможенники и спросят:

-А шо це у вас?

Вот что рассказал корреспонденту «Свободной Прессы» один из пассажиров поезда, следовавшего из Будапешта в Москву через украинский пограничный пост ЧОП.

— На станции наши документы сначала проверили пограничники — проблем не возникло. Но мы рано расслабились. Следом появилась очень симпатичная женщина, которая представилась работником украинской таможни. Она предложила выложить все, что мы с мужем везли в наших чемоданах. Заметив среди вещей новые — те, что мы купили во время поездки по Европе, женщина попросила предъявить магазинные чеки. Мы предъявили. После этого таможенница заявила: «У вас товара больше чем на 200 евро, и по украинским законам вы должны заплатить пошлину — 40 процентов от стоимости товара».

«СП»: — Но вы же не собирались выходить на украинской земле?

— Не собирались, и заявили об этом таможеннице. Однако она принялась нас «успокаивать», дескать, на выезде из страны нам эти деньги вернут. А вдруг не успеем получить, пока стоит поезд? — обеспокились мы. «Конечно, не успеете, — бесстрастно ответила таможенница, — но ничего нет страшного — уедете следующим поездом…»

«СП»: — Это скорее похоже на угрозу…

— Мы тоже так рассудили. Представили себе, как мы среди ночи выходим на каком-то полустанке, ищем кассу, в которой нам должны вернуть деньги, затем ждем следующего поезда… Словом, мы напрямую спросили: а нельзя ли эту проблему решить в частном порядке?

«СП»: — Она согласилась?

— Да, очень охотно.

«СП»: — Во что обошлось вам решить проблему в частном порядке?

— В 100 евро…

После этого рассказа, мы попросили собственного корреспондента «Свободной Прессы» на Украине выяснить — действительно ли существует в стране столь удивительный закон, или это небольшие «хитрости» тамошних таможенников? И он выяснил: увы, такой закон существует.

Что же получается, вы возвращаетесь из отпуска, где так удачно приобрели, допустим, румынские дубленки на всю семью. А обратно черт вас дернул отправиться в Москву не через Варшаву и Минск, а выбрать маршрут через Киев — ведь так короче и можно заодно осмотреть «мать городов русских»…

Тут и началось. Таможенники заявляют, что не верят вам и сильно сомневаются в транзитном характере ваших чемоданов, а вдруг все это добро предназначено для продажи на Украине?

Уверения, мол, это личные вещи и их везут в Россию, во внимание не принимаются. Паспорта граждан РФ и железнодорожные билеты до Москвы для украинских таможенников вообще не аргумент. Суровый пан в форменной фуражке с трезубом сам определяет, что может считаться «личной вещью», а что — уже товар.

Казалось, почему бы не поступить, как во всех цивилизованных странах — заставить пассажира заполнить таможенную декларацию, указать транзитную перевозку и на выезде из Украины попросить его отчитаться за все вещи? Нет, здесь все гораздо круче!..

Не на выезде, а уже на въезде вам придется попрощаться с попутчиками по купе и выйти на перрон. Потом вы будете долго и нудно оформлять квитанцию залога под названием МД1. После этого вас отправят платить залог в банк «Аваль». Почему именно сюда? И вовсе не факт, что отделение банка имеется на станции. Значит, надо ехать куда-то в незнакомом городе и искать этот банк. А если за окном два часа ночи?

Естественно, поезд вас ждать не будет. Но никто не будет помогать вам переоформлять билеты. Вы останетесь стоять один под дождем в каком-нибудь Чопе или Жмеринке, как полный идиот.

Но это будет лишь половина ваших проблем.

Вот, наконец, за окном украинско-российская граница. Думаете, там просто так отдадут залог и отпустят домой? Наивные! Нет, издевательства продолжатся в полном объеме.

Снова придется покинуть теплый поезд, а если вы путешествуете на машине, то оставить на погранпункте автомобиль и отправиться писать «вывозное» заявление на имя начальника Управления региональной таможни. Важно, найти эту самую таможню!

Там же, в бухгалтерии таможни, вы, возможно, получите обратно свой залог. Но и это не факт, поскольку денег в кассе может не оказаться, да и по закону банк осуществляет перевод ваших денег от одной границы до другой за двое суток, не раньше. К тому же и бухгалтерия работает строго с 9 утра до 18. Но кого это волнует, кроме вас?..

Даже если вы выезжаете с Украины не через какую-нибудь Красную Могилу, а через цивилизованный Харьков, то от железнодорожного вокзала до таможенного управления этого огромного города добираться очень нелегко. Еще запутаннее и длиннее путь, если ехать в таможенную управу от харьковского автомобильного пункта пропуска Гоптивка…

А что делать? Иначе ни своих вещей, ни залога вам не видать. Словом, если элементарно не «дать на лапу» таможеннику, то путешествие превратится в небывалый кошмар.

Кто же автор такого драконовского закона?

Ответ прост: правительство Украины, Министерство юстиции и, естественно, Таможенный комитет Украины. Вместе они издали тройственный приказ за № 129 под безобидным названием: «Об утверждении положения о порядке контроля ввоза товаров на территорию Украины». А чтобы мало не показалось, добавили еще один — дублирующий приказ за № 396 «Утверждение перечня товаров, к которым применяются методы гарантированной доставки». Имея на руках такие бумаги, таможенные патрули могут из транзитников веревки вить.

Впрочем, разве они звери? Нет! Быстренько обрисовав брату-москалю все тяготы уплаты налога, таможенник и предлагает ошарашенному россиянину альтернативу в виде «скромной» взятки. После этого ваш «товар» моментально превращается в «личные вещи», а путь домой становится быстрым и безоблачным.

А тем, кто против, придется-таки ехать в Управление. Там помимо прочего вам предложат заполнить анкеты с вопросом: «Приходилось ли вам каким-то образом „благодарить“ сотрудников таможни?» И напишите вы хоть тысячу «да», ничего не изменится — таможенное начальство лишь пообещает более эффективно бороться с коррупцией.

…18 лет назад появились на российско-украинских кордонах пограничники и таможня. Срок достаточный, чтобы привыкнуть — но сотни тысяч людей до сих пор испытывают стресс, пересекая эту границу.

— Стрессовые состояния появляются именно здесь, на Украине, на границы иных городов Европы подобным образом не реагируют, — утверждает психолог из Харькова Евгений Гурдвит. — Нелепость колючей проволоки между Украиной и Россией очевидна. Однако, она позволяет очень хорошо зарабатывать как государственным структурам, так и взяточникам в таможенной и пограничной форме.

Кстати, взяточников с российской стороны тоже хватает.

Сколько путешественников, столько и примеров:

— Чтобы проехать без очереди в летнем столпотворении на автомобильных пограничных пунктах пропуска, украинские погранцы берут от 10 до 50 «баксов»;

— 500 рублей стоит, чтобы вывезти в Россию кота без ветеринарных документов. За попугая берут дешевле;

— Осень в Крыму начинается, когда соберут урожай грецких орехов. Плацкартные вагоны «Севастополь-Москва» набиты орехом по крышу. Перевязанные скочем тюки втиснуты, куда только можно — под сидения, на третьи полки, в отсеки для угля, даже под подушки пассажирам. Удивительно, но «ореховые» вагоны проскакивают обе границы, как по маслу. Когда южный поезд минует Тулу, проводники начинают сносить орехи в тамбур. Тюков так много, что основной пассажирский выход оказывается наглухо закрыт. На Курском вокзале людям приходится выходить через двери дальних курительных тамбуров. А тем временем контрабандный груз грузят на багажные тележки — открыто, никого не боясь. Российская таможня тоже любит получать на орехи.

Харьков

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня