Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
6 ноября 2009 09:49

90 процентов вертолетов нашей армии безнадежно устарели

В Российских вооруженных силах сложилась критическая ситуация с винтокрылыми машинами

89

На заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК) заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов заявил, что менее 10% вертолетов в Российской армии являются современными, остальным — пора на слом. «Существующий парк вертолетов государственной авиации в значительной степени морально и физически устарел», — добавил вице-премьер. По его словам, аналогичная ситуация и в авиации ФСБ, МВД и МЧС России. При этом Иванов подчеркнул, что к 2020 году показатель исправности вертолетного парка должен составить 90%, а количество новой техники в армейской авиации — не менее 80%.

Вице-премьер сообщил, что производство российских вертолетов за последние 3−4 года выросло почти в два раза, и, в общей сложности, в 2010 году будет построено 200 новых машин. Реально же с 2007 года Минобороны всего получило 64 новых вертолета. На вооружение были приняты 27 вертолетов Ми-28Н, семь Ка-52, три Ка-50, девятнадцать Ми-8 и шесть учебных вертолетов «Ансат». Иванов несколько мечтательно высказал предположение, что к 2020 году нужно бы построить около 1000 вертолетов. Зато заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил, что по итогам 2009 года российская армия закупит как минимум 38 вертолетов.

На заседании ВПК Сергей Иванов сказал: «Отечественное вертолетостроение сегодня можно охарактеризовать как относительно благополучную отрасль авиастроения, которая после резкого спада производства за последние годы заметно увеличила объемы выпуска вертолетов». При этом он назвал «узкие места». Во-первых, отсутствие серийного производства вертолетных двигателей. «Большинство отечественных вертолетов укомплектовывается двигателями украинского производства», — сказал Иванов. Он сообщил, что соответствующее поручение на этот счет было дано еще три года назад, но «решение этого важнейшего вопроса необоснованно затягивается». Во-вторых, отставание в области бортового радиоэлектронного оборудования и высокоточного оружия, которое на данный момент не обеспечивает всепогодное и круглосуточное применение отечественных вертолетов.

Прокомментировать ситуацию в отечественном вертолетостроении мы попросили вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина.

«СП»: — У самой «благополучной отрасли оборонки», по словам Иванова, техника не обеспечивает круглосуточное ведение боевых действий. То есть воевать будем только в светлое время суток?

— Традиционно вертолетная авиация воевала только днем. Ночные полеты являлись чрезвычайной редкостью. Сейчас возникла необходимость использования армейской авиации круглосуточно, как это делается на Западе. Для этого надо развивать и финансировать, в частности, вертолетостроительную промышленность. Армейская авиация — сила, которая может остановить противника еще до того как он выйдет в соприкосновение с нашими войсками. Это щит, спасающий людей во время боя. Об этом все забывают. Вертолеты считают средством передвижения высокого начальства из точки в точку.

Но нужно отдать должное Иванову, который дал объективную оценку ситуации в Вооруженных силах в отношении армейской авиации. Россия действительно находится на критической черте. Армейская авиация летает на последнем ресурсе. Поступление в войска новой техники исчисляется единицами. Долгие годы на это закрывали глаза.

Ведется много разговоров о новых поставках вертолетов. К сожалению, на данный момент российское вертолетостроение не имеет возможности создать и обеспечить массовое производство самой современной вертолетной техники.

«СП»: — Другая проблема — вертолеты оснащаются украинскими двигателями. Не подрывает ли это боеспособность этого вида авиации?

— Безусловно, любая оборонная боевая техника, от самой сложной конструкции до последнего болта, должна иметь только отечественную поставку. Покупая оборудование за рубежом, мы приобретаем зависимость от политической конъюктуры. Если вдруг она будет конфликтной, то увеличивается возможность привязать к земле всю вертолетную технику. Отечественная авиация станет зависимой от всех, у кого что-либо приобретает. В этой связи возможен серьезный шантаж.

Необходимо учитывать, что двигатель — это сердце машины. У каждого пламенного мотора есть свой ресурс. Нельзя до бесконечности ремонтировать двигатели. Вертолеты будут или падать, или стоять на земле.

«СП»: — За 10 лет Иванов собирается до 80 процентов обновить парк вертолетов. На чем базируется такой оптимизм, у нас для этого есть производственные резервы в этой отрасли?

— Это слишком громкое заявление. Данные прогнозы вызывают большие сомнения. Отсутствует четкая ясная выкладка дальнейших действий: как мы наращиваем производство, увеличиваем кадровый состав, делаем государственный заказ.

Нет квалифицированных рабочих и летчиков. Курсант авиационного училища становится летчиком первого класса спустя 10−12 лет. Только пенсионеры имеют такую квалификацию. Отсутствует достаточное количество специализированных авиационных ПТУ и техникумов. Всем этим надо заниматься в комплексе.

«СП»: — Иванов в качестве задела для будущих успехов констатирует, что на вооружение были приняты 27 вертолетов Ми-28Н, семь Ка-52, три Ка-50, девятнадцать Ми-8 и шесть учебных вертолетов «Ансат». Но ведь это в основном машины советской конструкторской школы, которая разгромлена. Где современные школы, есть ли они, что сделали?

— Отечественное вертолетостроение до сих пор имеет сильные конструкторские силы. Разработан скоростной вертолет принципиально новой конструкции, есть другие серьезные наработки. А вот промышленность развалена, распродана. Современное вертолетостроение остро нуждается в кадрах, которые разбежались из отрасли в результате реформ А тот, кто остался, работает сейчас на голом энтузиазме.

Все, что находится на вооружении в данный момент, технически устарело (равносильно принятию на вооружение танков Т34, времен Великой Отечественной войны). За исключением КА 52 («Акула»), принятого в мизерном объеме (7 штук). Это называется замазать глаза начальству. Посмотрите на карту нашей Родины, имеющей девять часовых поясов. Что такое 7 вертолетов для России!

«СП»: — Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы действительно возродить вертолетостроение?

— Необходимо развивать вертолетную промышленность. Должен быть комплексный подход в создании программы, которая обеспечит: конструкторскую мысль и решение; формирование кадрового состава; организацию производства; строительство или модернизацию новых вертолетных заводов; комплекс подготовки новых авиационных кадров для деятельности на технике.

Россия имеет интеллектуальный запас, умные головы, создающие замечательную технику. Отечественный вертолетный концерн в этом не отстает от Запада. Вертолетостроение ощущает дефицит денег и специалистов, способных воплотить конструкторские идеи в мателл. Будет финансирование, появятся и кадры.

Из досье «СП»:

Сегодня свыше 5200 российских вертолетов эксплуатируются в более чем 80 странах мира. 90 процентов из них еще советского производства. Краткая хроника вертолетостроения такова: в 1991 году в год выпущено 340 вертолетов, в 1995 году — 26 вертолетов, в 2008 году — 120 вертолетов, в 2010 году планируется выпустить 200 вертолетов.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня