18+
воскресенье, 22 января
Общество

Катастрофа Ту-142М3 в Татарском проливе

11 морских летчиков погибли, выполняя учебно-боевую задачу в Тихом океане

  
290

6 ноября в 14 часов 17 минут по московскому времени потерпел крушение самолет морской авиации Тихоокеанского флота Ту-142М3. На его борту находилось 11 членов экипажа.

Как сообщили корреспонденту «СП» в управлении общественных связей Тихоокеанского флота, катастрофа произошла во время планового учебно-тренировочного полета над Татарским проливом, который отделяет остров Сахалин от материка. Самолет сделал два запланированных маневра над акваторией пролива, а при исполнении третьего связь с ним оборвалась, он исчез с экрана радара. Сразу же началась поисково-спасательная операция, которую возглавил командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Константин Сиденко. Попытки связаться с экипажем результата не дали. Есть большая вероятность того, что все 11 человек погибли.

К месту катастрофы вылетели самолеты 11-й армии ВВС и ПВО, вертолеты, вышли корабли и спасательные суда флота. Из порта Ванино для проведения поисково-спасательной операции направились пассажирские паромы «Сахалин-9» и «Сахалин-10», портовые буксиры. Поиски затрудняют штормовые погодные условия и сильное морское течение.

К утру 7 ноября в 10 километрах от мыса Садинга авиация обнаружила на поверхности воды предметы, похожие на самолетный инвентарь. А на глубине более 40 метров — предположительно обломки самолета.

К поисково-спасательной операции подключились силы МЧС Хабаровского края. Как сообщил корреспонденту «СП» по телефону министр по чрезвычайным ситуациям краевого правительства Иван Сыч, к месту катастрофы вылетел Бе-200 дальневосточного регионального центра МЧС. На борту — спасатели, водолазы. Они спустятся под воду, произведут разведку, в первую очередь будут искать и поднимать на поверхность тела погибших летчиков. А потом уже займутся поиском черных ящиков и подключатся к операции по подъему фрагментов самолета.

Для поиска черных ящиков будут применены новейшие поисково-спасательные глубоководные аппараты «Пантера» и «Кальмар».

Создана специальная комиссия для расследования причин катастрофы. Главной версией случившегося рассматривается отказ одного из механизмов самолета. По факту крушения возбуждено уголовное дело. Полеты авиации Тихоокеанского флота временно приостановлены до выяснения причин ЧП.

Свое мнение о ЧП на Тихоокеанском флоте мы попросили высказать эксперта информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитана второго ранга Александра Сурпина.

«СП»: — Как вы считаете, почему главной версией причин катастрофы сразу же была названа техническая?

— Возможно, флотское командование что-то пока скрывает от прессы. Можно предположить, что экипаж в ходе полета докладывал о каких-то неисправностях. Впрочем, и без этого техническая причина легко прогнозируема. Мы давно говорим о том, что российская авиация, в первую очередь, военная, в большинстве своем давно отработала технические ресурсы, во многом устарела. Кстати, накануне трагедии об этом открыто заявил на заседании Военно-технического совета вице-премьер Сергей Иванов. У нас более 90 процентов авиационной техники — старье, которое начинает уже сыпаться в воздухе.

«СП»: — Погибший самолет тоже был стар?

 — Не то слово. Первый полет Ту-142 выполнил более сорока лет назад в 1968 году. При этом нужно учесть, что Ту-142 был создан на базе Ту-95, который находится в эксплуатации с 1956 года. Конечно, конкретный экземпляр мог быть построен и в начале 90-х годов прошлого столетия. Ту — 142 М³ на Таганрогском заводе производили до 1993 года. Но само техническое решение — это позавчерашний день авиации, хотя и славный.

«СП»: — Вы не могли бы рассказать историю этого самолета?

 — История у него великолепная, советская авиации им заслуженно гордилась, и мы должны гордиться таким самолетом и помнить его великий вклад в обеспечение мира во второй половине двадцатого века.

Ту-142 был создан для уничтожения атомных подводных лодок противника, несущих баллистические ракеты с ядерными боеголовками, в районах боевого разворачивания.

В 1959 году в состав ВМС США вошла головная ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», в следующем году она приступила к боевому патрулированию. К 1963 году было построено пять таких ПЛАРБ. В 1964−67 годах они были модернизированы, а в боевой состав ВМС вошли ещё 5 ПЛАРБ типа «Этен Аллен» и 31 типа «Лафайет». Находясь в районах боевого патрулирования, эти ПЛАРБ могли нанести ядерные удары по военно-политическим центрам СССР, причём эти удары в те годы не смогла бы отразить никакая система ПРО.

В 1962 минобороны СССР подготовило справку в ЦК КПСС, из которой следовало, что в данной ситуации наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолеты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38, стоящим тогда на вооружении морской авиации.

Для сокращения сроков новый самолёт было решено разрабатывать на базе Ту-95РЦ. 8 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246−86 о разработке Ту-142 с поисковой станцией «Беркут».

Первый полёт опытный Ту-142 выполнил 18 июня 1968 года. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 853—292 «О принятии на вооружение ДПЛС Ту-142 с ППС «Беркут» вышло 14 декабря 1972 года. На создание самолёта потребовалось 9 лет и 10 месяцев.

С тех пор и по сей день Ту-142 является грозой американских и иных ПЛАРБ. Правда, давно пора «старичку» готовить достойную смену. Только у нынешнего государства для этого технологическая кишка тонка.

«СП»: — Можно привести несколько самых ярких строк из биографии Ту-142?

 — Достаточно сказать, что на его счету — три мировых рекорда: время набора высоты 6000 метров — 4 мин. 23 сек., 9000 метров — 6 мин. 3,5 сек., практический потолок — 12 530 метров.

«СП»: — Бывали катастрофы до этой?

— Машина очень надежная. За 40 лет эксплуатации эта катастрофа третья по счету, хотя таких самолетов в нашем небе летало немало. Всего было создано 100 экземпляров.

6 августа 1976 года на Ту-142, выполнявшем контрольный полёт (лейтенант Хазагеров и инструктор — командир эскадрильи майор В. Н. Морозов), через 15 минут после взлёта возникли неполадки. Экипаж принял решение выполнить посадку. Приземление произошло на скорости, превышающей нормальную на 30−40 км/ч, пробег длиной в 740 м закончился разворотом вправо, самолёт съехал с ВПП и попал в заполненную водой бомбовую воронку, оставшуюся со времён ВОВ, фюзеляж разломился. В результате лётного происшествия погибли шесть человек.

20 апреля 1984 года пара Ту-142 (ведущий — командир полка полковник В. И. Зубков, ведомый — капитан А. И. Глот) совершала тренировочный полёт на максимальную дальность. Через 1 час 15 минут после взлёта в центральной части Охотского моря на высоте 7200 м и скорости 730 км/ч, из правой консоли в районе третьего двигателя самолёта ведущего появился чёрный дым и белый шлейф вытекающего топлива. Самолёт внезапно начал снижаться, примерно через минуту показалось пламя, а самолёт перешел в правую нисходящую спираль с постепенным увеличением крена до 60−70°, столкнулся с водой и взорвался. Прибывшим в район происшествия Бе-12ПС на водной поверхности было обнаружено масляное пятно 200 на 300 метров и отдельные плавающие предметы, никого из восьми членов экипажа не нашли. Достоверно причины катастрофы не были установлены. Наиболее вероятной версией явилось предположение об обрыве лопасти воздушного винта или разрушении диска турбины на третьем двигателе.

Из досье «СП»:

Дальний противолодочный самолет Ту-142 разработан в ОКБ Туполева на базе стратегического бомбардировщика Ту-95РЦ. Первый полет Ту-142 состоялся летом 1968 года, а в 1972 году самолет был принят на вооружение авиации ВМФ СССР. Впоследствии выпускались следующие модификации Ту-142М, Ту-142МК, Ту-142М3, Ту-142МЭ, Ту-142МР, которые отличались главным образом составом бортового радиоэлектронного оборудования.

Самолет позволяет вести поиск и обнаружение подводных лодок в акватории мирового океана на удалении до 5000 км от базы.

Все модификации Ту-142 оснащены системой дозаправки в воздухе. Комплекс вооружения включает активные и пассивные сбрасываемые буи, магнитометр, газоанализатор, противолодочные бомбы и ракеты. До восьми ракет Х-35 могут быть размещены на подкрыльевых узлах подвески.

Экипаж самолета от 9 до 11 человек. Максимальная скорость 855км/ч. Практический потолок 12530 м. Дальность с максимальным запасом топлива 12000 км. Вооружение две 23 мм пушки, 17000 кг бомб или ракет.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня