Общество

Дальнобойщики грозятся перекрыть дороги

Премьер-министр подписал документ о сокращении длины большегрузных автопоездов

  
199

Правительство словно провоцирует протестные акции водителей-дальнобойщиков. А дальнобойщики — очень крутые мужики. Только с виду кажется, что в их профессии каждый сам по себе. В действительности они сплочены, как никто другой. Они вмиг могут перекрыть все дороги страны — и жизнь остановится.

Как-то прошел слух, что на одной из стоянок охранники разграбили груз, а водителя избили. По всем дорогам, с рации на рацию, пролетел призыв: перекроем трассу Москва — Петербург! Тут же возникло контрпредложение: чего с одной трассой возиться — давайте все дороги на фиг перекроем!

Всполошилась Федеральная служба безопасности, бросилась за помощью к Александру Котову, председателю Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, — «профсоюза дальнобойщиков».

«Я сел за рацию на стоянке в Кисельниках, — рассказывал Котов. - Я кричал: мужики, кто сейчас мне четко скажет, у кого своровали груз? Я сижу в кафе на Киселях! Приезжай, профсоюз дальнобойщиков возместит тебе все затраты, и моральную компенсацию даст — 50 тысяч рублей! Приезжай, сейчас получишь! Так остановили бунт…»

Ясно, что с дальнобойщиками шутки плохи. Но в правительстве, похоже, не осознают опасности. Премьер Владимир Путин недавно подписал документ, по которому длину российских автопоездов велено сократить на 3,5 метра. Вместо разрешенных ранее 20 метров — 16,5 метра.

Но это же не веревку отрезать! Это же техника. Годами складывался стандарт. Теперь придется курочить автопоезда.

Говорят, что приводят в соответствие с европейскими нормами. Но мы — не Европа. Там, действительно, повернуться негде. А где просторно — другие стандарты. В США — 20 метров, в Скандинавии — 24, в Австралии — до 55 метров.

Еще предполагается, что таким образом правительство помогает отечественному автопрому. Мол, уничтожает конкуренцию. Не тайна, что надежные, безопасные, простые в обслуживании и ремонте американские тягачи составляют едва ли не 70 процентов тяжелого автопарка.

Однако, по новому регламенту пойдут под автоген и российские автопоезда. В первую очередь — зерновозы. Новые, недавно приобретенные на деньги по государственной программе поддержки сельского хозяйства.

Чинить препятствия грузовому автотранспорту — подрывать экономику страны. После введения регламента резко вырастут цены на перевозки. Без прокорма останутся 200−300 тысяч дальнобойщиков. Всего — до 1 миллиона связанных с ними людей — экспедиторы, сменщики, члены семей,

Но в новых правилах есть лазейка: на каждый рейс можно получить специальное разрешение на негабарит. Некоторые считают, что здесь и кроется разгадка — резко повысится «взяткоемкость» на всех дорогах.

«Сейчас, чтобы проехать от Москвы до Новосибирска, надо заплатить в общей сумме 95−100 тысяч рублей», — свидетельствует Екатерина Болотова, руководитель одного из объединений грузоперевозчиков.

Помимо рэкета дорожной инспекции есть вполне официальные весенние (в распутицу) поборы местных администраций. В каждом регионе свои взгляды на транзит по территории. Нынешним апрелем великий город-государство Кимры запретил проезд грузовикам тяжелее 5 тонн. Кому очень надо, то можно — но за отдельные, и немалые, деньги. Тридцать разозленных дальнобойщиков перекрыли трассу — был большой шум, удельному князю Кимр велели привести районное законодательство в соответствие с областным.

Что будет после введения нового регламента — понятно. Однако, взятки на дорогах и при выдаче «разрешений» — частность мелкого масштаба. Есть в системе грузоперевозок большой-большой секрет, известный всем причастным.

На виду у нас — мощь железных дорог, чуть ли не километровые товарные поезда, земля трясется, когда проходят. На виду — вереницы огромных барж и сухогрузов на Волге или Оби. Между тем, железная дорога, речные и морские пути — всего лишь одна пятая часть, всего лишь 20 процентов всех грузоперевозок в стране.

А 80 процентов грузооборота — автотранспорт.

При этом 80 процентов от этих 80 процентов оформляются «черным налом». Итого — деньги, как минимум, с 60 процентов грузооборота самой большой страны мира проходят мимо государственной казны.

Нелегальная система транспортировок душит легальную. Законопослушные предприятия платят шоферам зарплату в 45−50 тысяч рублей, выполняют социальные обязательства, соблюдают условия труда, держат в порядке ремонтную базу, платят налоги… Но конкурировать с теневиками невозможно — неравные экономические условия. На встрече лидеров Соцпрофа Екатерина Болотова так и заявила: «У честных перевозчиков два пути: либо переходить в черный сектор, либо сжигать свои машины на Красной площади…»

Грузоперевозчиком может стать любой. Оформил права, купил автопоезд, сел и поехал, повез. Имеет ли право любой и каждый транспортировать по стране многотонные грузы? Вроде не имеет. Но контролирует-то, по сути, один человек — инспектор дорожного движения. Однако он — не таможенник, он не обучен и не способен по документам отличить легального грузоперевозчика от нелегального.

Раньше были лицензионные карточки, которые выдавались государством. С 2005 года их отменили. Приняли закон о саморегулируемых организациях, предполагали, что сама по себе возникнет гильдия. Но здесь, в этой отрасли, закон не действует. Автомобильные грузоперевозки — не просто тщательно организованные джунгли, но и джунгли, кем-то строго охраняемые от наведения в них порядка.

«Двенадцать лет существует профсоюз дальнобойщиков, — говорит Александр Котов. — И двенадцать лет мы стучимся во все двери власти. И не можем донести простую мысль о государственном регулировании этого малого бизнеса».

Вот ведь загадка. Обычно чиновники со страстью рвутся регулировать, брать под контроль. А тут их просят. В ответ — ни гу-гу.

Зато принят документ, пускающий под нож автопоезда и лишающий работы сотни тысяч людей.

«Владимир Владимирович, неужели Вы не видите, как чиновники, прикрываясь „интересами государства“, преследуют собственные цели и задачи, и сами плодят армию активных противников власти? — говорится в обращении профсоюза дальнобойщиков к премьер-министру Путину. — С вступлением в действие технического регламента профсоюз вполне объективно и обоснованно прогнозирует всплеск социального возмущения. И когда люди, лишенные средств производства и доведенные до отчаяния, выйдут отстаивать свои права и интересы, перекрывая автодороги, ОМОН мало чем поможет…»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня