18+
вторник, 22 августа
Общество

Дальнобойщики грозятся перекрыть дороги

Премьер-министр подписал документ о сокращении длины большегрузных автопоездов

  
194

Правительство словно провоцирует протестные акции водителей-дальнобойщиков. А дальнобойщики — очень крутые мужики. Только с виду кажется, что в их профессии каждый сам по себе. В действительности они сплочены, как никто другой. Они вмиг могут перекрыть все дороги страны — и жизнь остановится.

Как-то прошел слух, что на одной из стоянок охранники разграбили груз, а водителя избили. По всем дорогам, с рации на рацию, пролетел призыв: перекроем трассу Москва — Петербург! Тут же возникло контрпредложение: чего с одной трассой возиться — давайте все дороги на фиг перекроем!

Всполошилась Федеральная служба безопасности, бросилась за помощью к Александру Котову, председателю Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, — «профсоюза дальнобойщиков».

«Я сел за рацию на стоянке в Кисельниках, — рассказывал Котов. - Я кричал: мужики, кто сейчас мне четко скажет, у кого своровали груз? Я сижу в кафе на Киселях! Приезжай, профсоюз дальнобойщиков возместит тебе все затраты, и моральную компенсацию даст — 50 тысяч рублей! Приезжай, сейчас получишь! Так остановили бунт…»

Ясно, что с дальнобойщиками шутки плохи. Но в правительстве, похоже, не осознают опасности. Премьер Владимир Путин недавно подписал документ, по которому длину российских автопоездов велено сократить на 3,5 метра. Вместо разрешенных ранее 20 метров — 16,5 метра.

Но это же не веревку отрезать! Это же техника. Годами складывался стандарт. Теперь придется курочить автопоезда.

Говорят, что приводят в соответствие с европейскими нормами. Но мы — не Европа. Там, действительно, повернуться негде. А где просторно — другие стандарты. В США — 20 метров, в Скандинавии — 24, в Австралии — до 55 метров.

Еще предполагается, что таким образом правительство помогает отечественному автопрому. Мол, уничтожает конкуренцию. Не тайна, что надежные, безопасные, простые в обслуживании и ремонте американские тягачи составляют едва ли не 70 процентов тяжелого автопарка.

Однако, по новому регламенту пойдут под автоген и российские автопоезда. В первую очередь — зерновозы. Новые, недавно приобретенные на деньги по государственной программе поддержки сельского хозяйства.

Чинить препятствия грузовому автотранспорту — подрывать экономику страны. После введения регламента резко вырастут цены на перевозки. Без прокорма останутся 200−300 тысяч дальнобойщиков. Всего — до 1 миллиона связанных с ними людей — экспедиторы, сменщики, члены семей,

Но в новых правилах есть лазейка: на каждый рейс можно получить специальное разрешение на негабарит. Некоторые считают, что здесь и кроется разгадка — резко повысится «взяткоемкость» на всех дорогах.

«Сейчас, чтобы проехать от Москвы до Новосибирска, надо заплатить в общей сумме 95−100 тысяч рублей», — свидетельствует Екатерина Болотова, руководитель одного из объединений грузоперевозчиков.

Помимо рэкета дорожной инспекции есть вполне официальные весенние (в распутицу) поборы местных администраций. В каждом регионе свои взгляды на транзит по территории. Нынешним апрелем великий город-государство Кимры запретил проезд грузовикам тяжелее 5 тонн. Кому очень надо, то можно — но за отдельные, и немалые, деньги. Тридцать разозленных дальнобойщиков перекрыли трассу — был большой шум, удельному князю Кимр велели привести районное законодательство в соответствие с областным.

Что будет после введения нового регламента — понятно. Однако, взятки на дорогах и при выдаче «разрешений» — частность мелкого масштаба. Есть в системе грузоперевозок большой-большой секрет, известный всем причастным.

На виду у нас — мощь железных дорог, чуть ли не километровые товарные поезда, земля трясется, когда проходят. На виду — вереницы огромных барж и сухогрузов на Волге или Оби. Между тем, железная дорога, речные и морские пути — всего лишь одна пятая часть, всего лишь 20 процентов всех грузоперевозок в стране.

А 80 процентов грузооборота — автотранспорт.

При этом 80 процентов от этих 80 процентов оформляются «черным налом». Итого — деньги, как минимум, с 60 процентов грузооборота самой большой страны мира проходят мимо государственной казны.

Нелегальная система транспортировок душит легальную. Законопослушные предприятия платят шоферам зарплату в 45−50 тысяч рублей, выполняют социальные обязательства, соблюдают условия труда, держат в порядке ремонтную базу, платят налоги… Но конкурировать с теневиками невозможно — неравные экономические условия. На встрече лидеров Соцпрофа Екатерина Болотова так и заявила: «У честных перевозчиков два пути: либо переходить в черный сектор, либо сжигать свои машины на Красной площади…»

Грузоперевозчиком может стать любой. Оформил права, купил автопоезд, сел и поехал, повез. Имеет ли право любой и каждый транспортировать по стране многотонные грузы? Вроде не имеет. Но контролирует-то, по сути, один человек — инспектор дорожного движения. Однако он — не таможенник, он не обучен и не способен по документам отличить легального грузоперевозчика от нелегального.

Раньше были лицензионные карточки, которые выдавались государством. С 2005 года их отменили. Приняли закон о саморегулируемых организациях, предполагали, что сама по себе возникнет гильдия. Но здесь, в этой отрасли, закон не действует. Автомобильные грузоперевозки — не просто тщательно организованные джунгли, но и джунгли, кем-то строго охраняемые от наведения в них порядка.

«Двенадцать лет существует профсоюз дальнобойщиков, — говорит Александр Котов. — И двенадцать лет мы стучимся во все двери власти. И не можем донести простую мысль о государственном регулировании этого малого бизнеса».

Вот ведь загадка. Обычно чиновники со страстью рвутся регулировать, брать под контроль. А тут их просят. В ответ — ни гу-гу.

Зато принят документ, пускающий под нож автопоезда и лишающий работы сотни тысяч людей.

«Владимир Владимирович, неужели Вы не видите, как чиновники, прикрываясь „интересами государства“, преследуют собственные цели и задачи, и сами плодят армию активных противников власти? — говорится в обращении профсоюза дальнобойщиков к премьер-министру Путину. — С вступлением в действие технического регламента профсоюз вполне объективно и обоснованно прогнозирует всплеск социального возмущения. И когда люди, лишенные средств производства и доведенные до отчаяния, выйдут отстаивать свои права и интересы, перекрывая автодороги, ОМОН мало чем поможет…»

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня