Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
12 ноября 2009 13:01

Мы все боимся летать. Но летаем!

Аэрофобия — болезнь. Но после сообщений о пьянстве пилотов на борту может заболеть и здоровый

51

Выступая на коллегии Минтранса РФ на этой неделе вице-премьер Сергей Иванов предложил увольнять пилотов, допустивших употребление спиртных напитков накануне вылета и, кроме того, увеличить штраф для авиапассажиров, злоупотребляющих спиртным на борту, «Что касается выпивох-пассажиров, то и в их отношении, на мой взгляд, наказание тоже нужно ужесточать», — заметил Иванов.

По его мнению, действующий штраф в 500 рублей «надо менять».

«Очевидно, что необузданное пьянство отдельных лиц на борту воздушного судна представляет серьезную угрозу для других пассажиров», — отметил Иванов.

Интернет-сообщество давно обсуждает тему: большинство пассажиров выпивают спиртное перед полетом из-за элементарного страха, боязни замкнутого пространства на высоте.

Однако каждый раз заново убеждаешься, что человеческая натура непостижима. Известный в интернет-сообществе юзер под ником sergeydolya предложил людям, имеющим отношение к авиации, написать цикл коротких статей для «испуганных пассажиров». Потому как считает, что аэрофобия, бесконтрольный страх — в авиационной безграмотности пассажиров. Его поддержал столь же известный автор под ником letchikleha, рассказал «немного о возрасте самолётов, о неисправностях возникающих в полёте, об отказах авиационной техники на земле и в воздухе и чем это всё грозит обыкновенному пассажиру».

Зачем?

«Бояться в любом случае глупо, а уж при падении с 5 км риск остаться в живых — минимален», — резонно заметил nikita_syskov.

«Ну узнаете вы, почему дают 4 бипа перед взлетом, ну узнаете вы, какой издает звук самолет в той или иной ситуации, что от этого изменится? — иронически вопросил yar_ru. — Вы побежите помогать пилотам? Нет. Пилоты и бортпроводники знают, что и как. В связи с этим, я бы наверно вывел „профессиональную обязанность“ пассажира: сидеть спокойно, подчиняться действиям экипажа и никак не пытаться их трактовать. Мы не специалисты, а они — да.»

Полностью согласен. Всю жизнь считал: если человек летит в самолете — значит, он полностью доверился, ничего не боится, спокоен. Всю жизнь считал: кто боится — тот не летает.

Однако большинство хочет знать, что там шумит, какой крен при турбулентности и т. п.

«Если самолет падает (или взорвется, в общем, когда понятно, что гибель неминуема), есть у персонала обязанность уведомлять об этом пассажиров? Или молчать будут до последнего, чтоб не было паники?»

«Я, как раз, — боящаяся летать, но все равно упорно лезущая в самолет».

То есть летаем, но боимся. Боимся, но летаем.

Прямо призналась одна читательница, что опасаются все: кто не боится, тот не интересуется, что там при полете шумит и кренится. Даже участившиеся случаи прямо-таки буйного пьянства отдельных пассажиров объясняют подсознательным страхом, заглушаемым водкой.

Требование вице-премьера ужесточить наказание за пьянство на борту как пилотов, так и пассажиров, связано со скандалом в авиакомпании «Сибирь». Пилот аэробуса A320 пытался вести лайнер по маршруту Франкфурт — Новосибирск в состоянии алкогольного опьянения.

Происшествие вызвало бурное обсуждение, одна из читательниц спросила: «Пьют ли летчики для храбрости?» Общественный консультант ответил: «Пьют, но не для храбрости (от „начала пути“, до стадии линейного пилота проходит ОЧЕНЬ много времени), а дома, как все обычные люди».

Ответ неполный. По многим параметрам.

Вот ситуация, характеризующая поведение летчиков. Речь о катастрофе Ту-154М, который рухнул 22 августа 2006 года неподалеку от Донецка. Погибло 170 человек.

Тогда дорогу преградил грозовой фронт. Обходить его — значит делать сотни «лишних» километров, расходовать топливо. За экономию керосина, за выбор прямых маршрутов, пилоты «Пулковских авиалиний» получали до 300 дополнительных долларов в месяц. Экипаж попытался преодолеть грозовой фронт сверху. Самолет оказался на высоте 11900 метров. Машина свалилась в штопор, потеряла управление и врезалась в землю.

Разумеется, причины катастрофы комплексные. Но в их числе и эта. Наша реакция вполне понятна: как можно было рисковать своими жизнями и жизнями пассажиров из-за дополнительных 300 долларов?

Психологи считают, что у пилотов, у людей других подобных профессий, со временем чувство опасности притупляется. Профессиональная если не болезнь, то привычка. Так что пьют они, видимо, не «для храбрости».

А исключительно от распущенности и бесконтрольности. Причем, повсеместной. В нашей гражданской авиации говорят: «Не пьет только автопилот — так он на спирту работает!»

14 сентября 2008 года при заходе на посадку в Перми разбился самолет компании «Аэрофлот — Норд». Погибли 82 пассажира и 6 членов экипажа. По заключению комиссии, в крови командира экипажа обнаружен этиловый спирт. Прослушав запись «черного ящика», приходишь к простонародному выводу — почти лыка не вязал. Он говорил второму пилоту: «Ты же видишь, я не могу…»

Так ведь не только пьют — еще и наркотой балуются. Не случайно же вице-премьер Иванов сказал хоть обтекаемо, но вполне понятно: «Употребление запрещенных медицинских препаратов…» И как нам после этого не бояться? Как не развиться аэрофобии даже у тех, у кого ее отродясь не было?

А еще мы знаем, что отечественный авиационный парк изношен до предела, вплоть до выработки летного ресурса, что государственный технический контроль фиктивный. К примеру, тот же Ту-154М, разбившийся под Донецком, был куплен в Китае, где эксплуатировался в течение 10 лет. Для авиаперевозчиков такие сделки выгодны — подержанные самолеты из-за границы в два раза дешевле. Его техническое состояние, заключили эксперты, установить уже невозможно.

Но деваться-то некуда. Тысячи людей вынуждены летать в самолетах хотя бы по делам службы. Откажешься, сказ простой — ищи другую работу. Так что пусть штрафуют за выпивку на борту. Нервный стресс обойдется дороже.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня