Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
13 ноября 2009 10:53

Курилы поползли домой

Дальневосточные ученые выяснили, что спорная Курильская гряда очень быстро смещается в сторону Сахалина

Итак, Курильская гряда, не дожидаясь, пока японцы оттяпают ее у России, сама двинулась в сторону Сахалина, подальше от самурайских берегов. В прямом смысле. По крайне мере, исследователи Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) Дальневосточного отделения РАН установили, что Курильские острова смещаются в сторону Сахалина со скоростью 18 миллиметров в год. Если так дело пойдет и дальше, то очень скоро граждане Страны восходящего солнца уже не смогут из подзорной трубы видеть даже самый близкий от себя Кунашир.

«СП»: — Курильская гряда на самом деле «побежала» от японцев? — поинтересовались мы у Бориса Левина, директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН.

— Не совсем так. Если взглянете на карту, то увидите, что они двигаются в сторону Сахалина, но скорее не от Японии, а параллельно ее берегам — на северо-запад.

«СП»: — Как вам это удалось установить?

— Геодезисты нашего института использовали довольно известную методику. Были установлены GPS-антенны на всех островах Курильской гряды. Через некоторое время мы проанализировали собранную информацию и установили, что да, Курилы смещаются в сторону Сахалина.

«СП»: — Борис Вульфович, мы также знаем, что ваш Институт за последние два года увеличил территорию России аж на 4,5 тысячи километров?

— Ну, это журналисты пишут ради красного словца.

«СП»: — А как было на самом деле?

— Накануне сильнейшего извержения вулкана Пика Сарычева, которой началось в ночь на 12 июня 2007 года, мы также установили GPS-антенны на острове Матуа. В результате впервые в мире получили записи смещения поверхности вулкана в момент его извержения. Извержение длилось неделю, и было зарегистрированы 11 гигантских взрывов. Пепел выбрасывало на высоту от шести до 12 километров. Последствием взрывов стали пепловые облака, общая протяженность которых составила 1,2 тысячи километров. Они достигли Сахалина и Хабаровского края, где был отмечен слабый пеплопад.

Справка «СП»

Вулкан перешел в более спокойную фазу 22 июня. Высота вулкана — 1,446 тысячи метров над уровнем моря. Последнее извержение вулкана Пик Сарычева произошло в 1976 году.

«СП»: — И с какой скоростью смещался вулкан?

— Его поверхность сместилась со скоростью 40 миллиметров за четыре дня. Это по геодезическим меркам очень высокая скорость! В результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался новый участок суши, общей площадью примерно три квадратных километра. Еще 1,5 квадратных километра территория Российской Федерации приобрела в результате извержения вулкана Пик Сарычева на Курильском острове Матуа. Это журналисты и назвали увеличением площади России на 4,5 квадратных километра.

«СП»: — Приходилось читать, что 200 миллионов лет назад Земля представляла собой единый суперконтинент, но со временем континенты разошлись. Это правда, что теперь наблюдается обратный процесс, и они со скоростью от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров движутся навстречу друг другу?

— Это настолько сложный процесс, что я вряд ли смогу в коротком интервью объяснить его суть вашим читателям. Читайте научные труды нашего Института.

…Землетрясение, о котором упомянул Борис Левин, имело магнитуду 6,8 и произошло на юге Сахалина 2 августа 2007 года. По информации сейсмостанции «Южно-Сахалинск», эпицентр землетрясения располагался примерно в 60 километрах от Южно-Сахалинска. Сила толчков составила в Невельске — шесть-семь баллов, в Холмске — пять-шесть баллов, в Южно-Сахалинске — три-четыре балла. Во время землетрясения в Невельске погибли два человека, около 8 тысяч местных жителей остались без крова.

Уруп, остров в группе Курильских о-вов, территория Российской Федерации. Ок. 1,4 тыс. кв.км. Состоит из 25 вулканов, соединенных основаниями. Высота до 1426 м. 2 вулкана действующих (Трезубец и Берга).

Справка «СП»

Курильская гряда состоит из островов:

Итуруп — самый крупный по площади (6725 кв. км). Вулканический массив (высота до 1634 м). Заросли бамбука, елово-пихтовые леса, стланик. На Итурупе есть город Курильск.

Кунашир — площадь около 1550 кв.км. Высота до 1819 м. Действующие вулканы (Тятя и др.) и горячие источники. Пос. Южно-Курильск. Заповедник Курильский.

Шикотан — самый большой остров в Малой Курильской гряде. 182 кв.км. Высота до 412 м. Населенные пункты — Малокурильское и Крабозаводское. Рыболовство. Добыча морских животных.

Институт морской геологии и геофизики (ИМГиГ) Дальневосточного отделения РАН — одно их старейших учреждений академической науки на Дальнем Востоке. История его становления связана с созданием в 1946 г. в Южно-Сахалинске Сахалинской научно-исследовательской базы АН СССР, которая через три года была реорганизована в Сахалинский филиал Академии Наук. После нескольких реорганизаций в последующие годы институт по решению президиума АН СССР получил свое настоящее название. Сегодня ИМГиГ — базовое научное подразделение в Дальневосточном федеральном округе и Российской Федерации в сфере исследований глобальных вопросов эволюции геологического развития Тихоокеанского региона, процессов, формирующих лик и внутреннюю структуру нашей планеты. На его базе создан Сахалинский научный центр Дальневосточного отделения РАН. За более, чем 60 лет Институту морской геологии и геофизики удалось решить ряд важнейших научных и научно-производственных задач и создать хорошую научную базу для дальнейшего развития геолого-геофизических работ на акваториях. Получена уникальная информация об особенностях глубинного строения и геологической приповерхностной структуре ряда ключевых морфоструктур для познания закономерностей развития зоны перехода Евразии к Тихому океану.

Фото [*], [*]