Общество

Михаил Шемякин: «Сотби и Кристи — одиозные структуры…»

Знаменитый художник ответил на вопросы корреспондента «Свободной Прессы»

  
112

В эти дни в Фонде художника Михаила Шемякина в Петербурге особенно многолюдно. Здесь открылась выставка «Шар в искусстве», которую презентовал лично автор проекта -лауреат Госпремии РФ, Рыцарь Искусств Франции, кавалер ордена Дружбы и Мира, полученного недавно из рук президента России.

Но перед открытием вернисажа знаменитый русский художник обратился к правительству Российской Федерации и президенту Дмитрию Медведеву по совершенно другому поводу. Его слова продиктованы тревогой, которую вызывает у него отношение властей к истории и памятникам северной столицы.

— Мне хочется высказать свое мнение по поводу того, что сегодня происходит с архитектурой Петербурга. Весьма печальные явления - постоянные стройки в центре города, снесение старых особняков, домов, Мариинка-2, Мариинка-3 - ведут к искажению и исчезновению исторического облика, который принадлежит не только россиянам, а всему миру.

Плюс ко всему, насколько я знаю, есть желание у Газпрома построить некую башню на Охте, которая сразу исказит всю небесную линию, весь силуэт Санкт-Петербурга, к которому мы привыкли. Я понимаю необходимость создания данного офисного центра, но то, что может произойти, нанесет колоссальный ущерб имиджу Северной столицы. Поэтому я призываю российское правительство рассмотреть просьбы тех людей, которые любят Петербург, которые любят историю России и думают о ней. Я призываю прислушаться к нам — к нашему голосу, к нашему мнению и постараться сделать все, чтобы эти печальные события не происходили.

Шемякин не был бы собой, если бы не сказал этих слов в тревожные дни, когда решается, без преувеличения, судьба «всемирного города». Несмотря на жесткий график, художник выбрыл время, чтобы пообщаться с корреспондентом «Свободной Прессы».

«СП»: — Михаил, буквально неделю назад в Нью-Йорке на Сотби торговали русским искусством. Снова художников начала 20 века выбрасывают на рынок. Что это было, как вы думаете — олигархи в период кризиса избавляются от активов?

 — Сотби и Кристи — это сложные организации, туда попадают экспозиции, из которых вы можете недорого купить интересные картины. А иногда идет «биржа» — то есть, работы мастеров, которые крупные галереи поставили сегодня на кон… И все же очень обидно, что сегодня художник измеряется не ценностью таланта или гармонией своих творений, он измеряется тем, сколько за него заплатили на данных торгах. Создаются некие символы искусства, к искусству отношения не имеющие. «Новые русские» — люди, в основном, не очень образованные, их-то и ловят американские галерейщики, быстро зомбируют и внушают, что модно покупать, а что — нет. Впрочем, то же самое происходит и с американскими бизнесменами. Вот во Франции сложнее, поскольку французы считают себя наследниками культуры Людовика XVI, и французу всучить ерунду сложно. Нашим вислоухим олигархам или американским бизнесменам, которые заработали свои миллиарды на туалетной бумаге, — вполне.

«СП»: — Расскажите, как это делается?

 — Очень просто. Некий человек приходит в богатый дом на роскошной улице — тут важен адрес — возле дома стоит машина, которая обязательно должна быть определенной марки. Он заходит в особняк и на стенах видит картину за 5 миллионов долларов. А вот стоит разделанный поросенок явно за миллион. Этот человек понимает — найден жирный клиент, и начинает работать.

То, что раньше называлось порнографией, теперь с помощью определенных технологий переводится с фото на холст и уже называется картиной. Вот, пожалуйста — опять несколько миллионов. А хозяин потом нередко удивляется: «Неужели я за это выложил целое состояние?». Его просто умело зомбировали. Поэтому сегодня серьезное искусство во всех странах находится в довольно печальном положении. Но надеюсь, что рано или поздно весь этот бум вокруг навоза пройдет, и человечество опомнится. В конце концов, многие и сейчас все понимают — цены на старых мастеров довольно высокие, на импрессионистов — просто неимоверные. Так что будем пережидать эстетический кризис. Надеюсь на что-то лучшее. А пока в искусстве торжествует лозунг «Все дозволено!», моральные ценности разрушаются, господствует художественная мафия, которая связана с крупнейшими галереями. Они вместе диктуют, что такое хорошо и что такое плохо в искусстве. В основном, занимаются установкой цен. Особенно в таких одиозных структурах, как Сотби и Кристи, директора которых время от времени садятся за мошенничество в тюрьму.

«СП»: — Россия в этом смысле тоже не отстает.

 — У России есть Кулик, который ездит по всем странам и весям, писает перед публикой, раздевшись догола… Так что скоро мы Америку догоним и перегоним. А вот сохранить свое лицо и свой особый путь, который присущ именно России — это важная задача, которой я стараюсь помочь своими программами и исследованиями.

«СП»: — Михаил, вы с недавних пор орденоносец, как чувствуете себя в этом качестве?

 — Многие мои знакомые спрашивают, что это за орден. Это бывший орден Дружбы народов, сейчас он называется орден Дружбы и Мира, который вручал мне президент Дмитрий Медведев. Вместе со мной получали награды еще шесть человек, в основном, иностранцы. Логичнее было бы, если б мне вручили орден или медаль «За заслуги перед Отечеством», наверное, этих заслуг у меня побольше, чем у многих людей, которые эти награды получили. Но я американский поданный. Некоторые мне говорили: зачем тебе это? А другие, например, мои друзья кабардинцы, сказали: мы очень рады, потому что именно ты человек, который так бережно относится к дружбе, именно ты хранишь память о Высоцком, и мы считаем, что эту награду должен иметь именно ты. Это меня согрело. Хотя к орденам и медалям отношусь довольно иронично. Я ношу казачий значок в честь моего расстрелянного деда — казачьего офицера, мне он дорог как память. А больше никаких знаков отличия не ношу. Иногда одеваю во Франции ленточку Рыцаря искусств, потому что это, пожалуй, один из тех орденов, которых я не стыжусь.

«СП»: — Михаил, в искусстве вам дорог именно «Шар»?

 — Отнюдь. Я только что прилетел из Нью-Йорка, где открывал выставку «Башмак в искусстве». Она посвящена сапогам, которые нельзя надевать на ноги. Там звучали песни, посвященные башмакам и сапогам, из русских было только две - «Валенки» в исполнении Руслановой и «Вы слышите, грохочут сапоги» Окуджавы. Остальные — французские, английские, немецкие… Оказывается, очень многие художники, обращаются к теме обуви, и вот мы осуществили этот совершено безумный проект.

Что касается «Шара в искусстве», то эта выставка демонстрировалась уже во многих странах. Шар у мистиков считается божественным началом, в архитектуре часто используется эта форма, а я на выставке показываю, как архитекторы уже в 18 пытались создавать свои проекты в виде шара. Он играет громадную роль в сознании человека. Дети и взрослые испытывают постоянное желание нарисовать шар. Над нами постоянно висят два шара — луна и солнце. То есть, эта тема очень широкая. Я показываю только немногое из того, что есть. Это интересная тема для философа. Я с величайшим интересом отношусь к теме шара. Еще более заколдованное пространство — круг, его крутят все художники, и это будет продолжаться до скончания века.

Но у меня больше 800 тем, над которыми я работаю. Данная выставка начинает цикл вернисажей из серии Антология форм. Следующие будут такие: «Смерть в искусстве», «Рука», «Метафизическая голова». Сейчас готовлю большую выставку «Ухо в искусстве и в жизни человека».

«СП»: — Шемякин-исследователь постоянно забирает время у Шемякина-художника…

 — Если я не занимаюсь графикой, я занимаюсь живописью или перехожу в скульптурную мастерскую, или хожу с фотоаппаратом и исследую, например, тротуар. Очередная выставка, кстати, будет называться «Что мне рассказали тротуары Парижа и Венеции». Я уже лет десять работаю с мусором, гарбидж-скул, как говорят американцы, школа мусора. Сейчас собралось свыше 120 тысяч фотографий, которые я обрабатываю, прорисовываю, создаю какие-то фантастические миры. Ободранные обои, затоптанные на тротуаре носовые платки превращаются в фигуры монахов, каких-то Гойевских персонажей… Древние китайцы говорили, что человек, проникающий в суть изображаемого на картине, адекватен творцу. Но я обожаю исследования, даже если это отнимает время у Шемякина живописца, фотографа, графика, скульптора, театрального деятеля. Сейчас, кстати, для театра оперы и балеты в Вильнюсе готовлю новую версию балета «Капелия». Как специалист по Гофману я был приглашен работать над этим большим сложным спектаклем, где я — в роли либреттиста, создателя новой концепции, мизансцен, костюмов, декораций…

«СП»: — Сейчас в России активно обсуждается тема смертной казни. Каково ваше мнение: следует ли отменить в нашей стране мораторий на смертную казнь?

 — Нужно ли расстреливать? В России, как во всем цивилизованном мире — смертная казнь отменена, и возвращаться к старым временам, мне кажется, бессмысленно. Я понимаю, многие люди говорят, что разбой достиг невиданных размеров, что убийц нужно расстреливать, и понимаю боль тех людей, которые потеряли своих близких. Но нужно также вспомнить… Вот я, например, получаю расстрельные книги — это тома, где на каждой странице убористым текстом изложена судьба расстрелянного человека. Она занимает всего несколько строчек: взят под стражу тогда-то, судила тройка тогда-то, и через три дня приговор приведен в исполнение. Это миллионы людей. Которые теперь реабилитированы. То есть, это были невинные жертвы. Зная, что сегодня творится в России в области правосудия, я понимаю, что в первую очередь могут попасть под расстрельный приговор невинные люди. А потом мы снова будем бить себя в грудь и посмертно реабилитировать. Бесспорно, есть некая категория людей, которая явно не заслуживает того, чтобы оставаться на земле. Но я считаю, что пожизненное заключение гораздо страшнее смертной казни.

Санкт-Петербург

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня