Общество

По плану перевооружения армии, танк Т-90 превратится в тыкву

Новая техника в войска, как обещал президент, начнет массово поступать в 2011 году — оборонка может просто не дожить

  
57

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее десятилетие армию ждет кардинальное перевооружение. Несмотря на текущий финансовый кризис к 2020 году рода войск будут переоснащены новой техникой на 30−50%, а «по некоторым позициям — на 85−90%». С одной только поправкой, перевооружение начнется не прямо сию минуту, а только с 2011 года, когда и пойдут основные закупки.

Конкретных цифр — в миллиардах рублей — президент не назвал, да и на пару лет «отложенный платеж» настораживает. Однако даже эти перспективные планы могут быть похоронены в зародыше. По той простой причине, что пресловутого нового оружия у нас просто нет. Почти не осталось и тех, кто способен не то, чтобы даже его разработать, но хотя бы «отлить в металле».

Ситуация на Урале — прежде крупнейшем оружейном цеху страны — наглядно это доказывает.

Не секрет, что большинство военных новинок, которые военные показывают нам и президенту Медведеву, разрабатывались еще в СССР. Например, большинство наших танков — образцы 30−40 летней давности. Свердловский «Уралвагонзавод», единственное танкостроительное предприятие России, последние годы делает заказы для Индии и других азиатских государств. В российские Вооруженные силы поставляли по десятку танков Т-90 в год.

При этом генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко высказывался о выпускаемых его предприятием танках так: «Если в ближайшие пять лет новое изделие не сделаем, можем смело писать на наших машинах «телеги УВЗ». Сиенко высказывается и о смежниках: «Мы призвали всех комплектаторов к тому, чтоб они заканчивали выпускать электроприводы для тачанок Василия Чапаева. Эти все мнимые радиостанции… Мы с этими сундуками ходим, вытаскиваем и говорим — мы самые лучшие в мире. А по ним невозможно разговаривать. И мы сказали: вы либо приводите свою продукцию в божеский вид и снижаете цену, либо мы будем обращаться к «Мотороле»… Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь, как, если не в Mercedes, то в Volkswagen. В наш залезешь — артерии какие-то везде торчат…».

Таким образом, миф о советской/российской танковой боевой мощи — в том числе, потенциальной — развевают даже те, кто эту мощь создавал.

В Челябинской области вообще традиционно на нужды обороны работает целый ряд предприятий. В их числе заводы «Станкомаш», «Пластмасс», «Урал», АМЗ, «Сигнал», ЧТЗ, некоторые другие. «Сигнал» выпускает пиротехнические изделия. «Пластмасс» производит боеприпасы и промышленную взрывчатку. «Станкомаш» — это научно-производственный комплекс. Его функция — наукоёмкие опытно-конструкторские разработки с полным циклом создания нового оборудования. В этом же ряду Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), который поставляет танковые двигатели «Уралвагонзаводу». Наконец, автомобильный завод «Урал» выпускает грузовики для военных нужд.

Нынешним летом правительство Челябинской области забило тревогу: не решены проблемы финансирования оборонного заказа. По «Сигналу» конкурс на оборонзаказ был признан несостоявшимся, по «Пластмассу» — перенесен, по «Станкомашу» конкурс прошел 14 мая, однако авансовый платеж не поступил. В августе был признан банкротом автоматно-механический завод (АМЗ). Здесь делали корпуса для снарядов и патронов, элементы для систем залпового огня и прочие оборонные изделия. Осенью был объявлен банкротом «Станкомаш».

При этом осеннее обещание правительства включить тот же завод «Станкомаш» в рамки российского контракта с Венесуэлой вселило оптимизм в руководство региона. Областное министерство промышленности не уточнило, какая часть суммы из 300-миллионного контракта придёт на счета «Станкомаша». Зато со сроками ясность есть. Участие в контракте с Венесуэлой позволит заводу продержаться семь месяцев. Но никак не до 2011 года, когда, по словам президента Медведева, войска начнут закупать новую технику.

У других предприятий ситуация не проще. Челябинский Тракторный завод работает на 3-х дневной рабочей неделе. Это следствие общего кризиса со сбытом продукции. Гособоронзаказ давно уже не делает для ЧТЗ погоды.

Автозавод «Урал» (город Миасс, Челябинской области) в случае непродления контракта с Минобороны может потерять 50% общих объемов заказов. Трехлетний контракт завода с Минобороны на восемь миллиардов рублей был заключен в 2008 году. Он предусматривал поставку семи тысяч автомобилей. Этой осенью планировалось принять решение о продлении контракта. Однако в октябре завод «Урал» уведомили из Минобороны: нового госконтракта не будет.

Потом эту информацию опровергли. Но последнее сообщение гласило: Минобороны рассматривает возможность полного отказа от сотрудничества с «Уралом» в пользу завода КАМАЗ. После выяснилось, что и с КАМАЗом объемы сотрудничества военного ведомства могут быть сокращены.

К слову, автозавод «Урал» относят к классу градообразующих предприятий. Здесь работает 14 тысяч человек (население Миасса, где находится завод, 200 тысяч человек). «Урал» вошел в утвержденный правительством России перечень производителей автомобильной и дорожно-строительной техники (всего их 20), которые могут получать госзаказы без проведения тендера. Но гарантий продления заказа от Минобороны нет.

Много лет не может решить проблему возврата долгов от Минобороны и завод «Пластмасс» (г. Копейск Челябинской области), которому государство задолжало 120 миллионов рублей. По словам генерального директора этого завода Вячеслава Шестопалова, в условиях многомесячных задержек платежей министерства выход был найден в развитии… нанотехнологий!

Дословно слова генерального директора звучат так: «Мы взрываем гексоген, и получаем наноалмазы»! Спрос на эту продукцию хоть и ограниченный, но постоянно растущий. У завода «Пластмасс» заключены соглашения с научными центрами Москвы, Петровским научным центром, Южно-Уральским государственным университетом, челябинской компанией «Ферросплав», многими другими.

Однако при всей приоритетности направления стоит иметь в виду, что нанотехнологические продукты — лишь инновационная модернизация существующих товаров. Разные там углеродные нанотрубки, нанокомпозитные структуры, включая наноалмазы, используются в производстве, но до создания товаров для массового рынка дело не дошло. Нанотехнологии не могут стать основой промышленного подъема в оборонном секторе.

Ситуация на оборонных предприятиях других регионов с некоторыми местными отличиями повторяет то, что происходит в Челябинской области.

Интересно, но министр обороны Анатолий Сердюков до сих пор вовсе не горел желанием увеличивать объем закупок вооружений. Предлагал сначала «подготовить теоретическую, методическую и законодательную базу для внедрения элементов системы программно-целевого управления в практику бюджетного процесса Вооруженных сил», «выработать единые методики и критерии к проверкам финансовой и хозяйственной деятельности органов военного управления, воинских частей, соединений и организаций», сформировать «систему планирования и распределения военных расходов на основе утверждённого бюджета». А также развивать тыловое обеспечение, ввести новые нормы пайков (то есть лучше кормить).

С одной стороны, он прав. Голодным и раздетым солдатам нельзя доверять современную дорогостоящую технику. С другой, становится все очевиднее — ситуация с непрозрачностью расходов Минобороны зашла так далеко, что увеличивать их и дальше совершенно невозможно и ненужно. А это означает, что пока дело от организации нормального питания в армии дойдёт до грамотно выстроенной системы закупок вооружений, многие оборонные предприятия страны могут остановиться.

Челябинск

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня