Общество

Можно ли хоть кому-нибудь продать АвтоВАЗ за 1 рубль

Правительство страны видит спасителя автогиганта в лице Renault. Но французы не намерены тратить ни евроцента на такую покупку

  
33

Американская газета The New York Times проанализировала шансы АвтоВАЗа на предмет его покупки французским Renault и признало их… плохими.

«Еще до кризиса Renault приобрело 25 процентов акций тольяттинского автозавода явно по завышенной цене — за 1 млрд. долларов, — пишут из Франции собственные корреспонденты американского издания. — Но российское правительство настаивает на покупке контрольного пакета. Однако французские автопроизводители и без этого обременены массой собственных проблем и балансируют между жизнью и банкротством».

Необходимо, например, реструктурировать собственные долги у себя на родине. Да и неплохо бы переориентироваться на более перспективные рынки, нежели российский. Renault вообще теряет интерес к Восточной Европе. Впрочем, одновременно он выражает и готовность переоборудовать АвтоВАЗ под свои платформы. Но лишь при одном условии: если российская сторона заплатит за это.

И все же высший менеджмент компании не намерен ссориться с россиянами.

— Renault пришла в Россию надолго, — пытается оправдаться пресс-секретарь парижского офиса компании Ле Фредерик, — и на данный момент не намеревается ни сокращать, ни увеличивать свою долю в России…

Дело в том, что в прошлом году французы сократили штат и объемы своего производства, а в нынешнем власти Франции обязались предоставить им, Peugeot и Citroën кредиты по 3 млрд евро на 5 лет при условии, что за этот срок они не закроют ни одного предприятия.

— Поэтому возможности Renault ограничены, и компания не может вложить наличность в АвтоВАЗ, — говорит Ле Фредерик. — Мы также опасаемся, что средства, которые компания инвестирует в АвтоВАЗ, будут направлены на предотвращение социальной напряженности, а не на переоборудование завода.

Владимир Путин, глава правительства, которому также принадлежит четверть ВАЗа, в прошлом месяце угрожал, что доля Renault в предприятии может быть ослаблена, если французы не согласятся в складчину с российским правительством спасать завод. Но несколько дней назад заместитель премьер-министра Игорь Шувалов смягчил тон и заявил, что если французы увеличат свою ставку, то это можно только приветствовать.

Сам Путин уже запланировал поездку во Францию, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. А Шувалов заявил, что правительственный комитет по спасению ВАЗа соберется 20 ноября для рассмотрения вариантов этого спасения.

Питер Уэллс, директор Центра исследования автомобильной промышленности Университета Кардиффа в Великобритании:

— Из недорогих автомобилей Renault, «Логан», производимый в Румынии, очень хорошо продается на западных рынках, где стартовая цена этой машины около € 5000. Автомобиль считается недорогим. Но по этой цене его свершенно не хотят покупать в странах бывшего Советского Союза, и это очень разочаровывает компанию. «Логан» должен был возглавить массовый рост объемов продаж в Восточной Европе, но этого не случилось, — утверждает Уэлс и объясняет это так: — В Восточной Европе страдают от острой глобальной кредитной засухи и упавших цен на сырье.

Несколько дней назад Карлос Гон, исполнительный директор Renault и его японские партнеры из Nissan, заявили что их компании в 2012 году начнут продажи небольшого автомобиля в Индии, который будет стоить меньше, чем любой другой, продаваемый в стране. Он станет ответом на микролитражку Nissan Nano, которая создана Tata Motors — крупнейшей индийской автокомпанией в этом году и продается всего за 2500 долларов.

Для сравнения: самые дешевые классические «Жигули» выставляются на продажу в два раза дороже.

— Главный в Renault человек, отвечающий за русский регион Христиан Эстив готов говорить с Путиным на регулярной основе, — утверждает Ле Фредерик. — Renault готово предоставить помощь в управлении заводом и технической поддержке, но денег не даст.

Такая позиция французов поставила русских чиновников в тупик, считает New York Times. Персонал АвтоВАЗА увольняется, а Тольятти ощетинился угрозой беспорядков.

Вместе с тем, ветераны русской автомобильной промышленности считают позицию Renault правильной, поскольку понимают, что трудно вкладывать деньги, не удостоверившись, что любые инвестиции не будут истрачены на «покупку»… нескольких месяцев социальной стабильности, а не на постановку на конвейер новой модели автомобиля.

Юлия Русанова, аналитик Дойче Банка в Москве:

— Главная проблема сегодня в том, что планирование новых моделей АвтоВАЗа давно рухнуло. А установка новой платформы займет два года или более. К тому же без государственной поддержки компания не собирается этого делать.


В это время

Счетная палата закончила проверку использования «АвтоВАЗом» 25 млрд руб., выделенных по решению правительства, заявил 17 ноября председатель Счетной палаты Сергей Степашин, находящийся сейчас в Кейптауне.

— Эти средства пошли на погашение долгов и на выплату зарплат, — сказал он. — Ситуация на АвтоВАЗе тяжелая. Пока большой вопрос — серьезная реструктуризация, изменение технологических циклов с тем, чтобы после кризиса мы смогли производить действительно конкурентоспособную технику. Они требуют дополнительных финансовых инъекций. Автопром — самая тяжелая отрасль, она больше всего пострадала от кризиса. Даже там, где у нас всегда были вроде бы устойчивые позиции, я имею в виду КаМАЗ. Но это вопрос рынка. Что касается легкового транспорта, АвтоВАЗа, я считаю, решение надо было принимать еще 10 лет назад. Мы должны пойти по пути создания и филиалов ведущих иностранных производств, и СП, и строить заводы «под ключ», как это делает Hyundai под Санкт-Петербургом. Что касается собственно легкового транспорта, с учетом открытого рынка, давайте говорить откровенно, если и дальше будем производить устаревшие образцы «Волг» и «Жигулей», будем неконкурентоспособны. Их просто никто покупать не будет…

Фото [*], [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня