18+
понедельник, 23 октября
Общество

Псковского журналиста лишили Бога, в которого он не верит

Олега Дементьева предали анафеме. Как умудрились? — не способны ответить даже в окружении Патриарха Всея Руси

  
20

Отлученного от церкви журналиста зовут Олег Дементьев, он работает в газете «Псковский рубеж», а теперь обратился в Псковский городской суд с иском о защите чести и достоинства. По мнению Дементьева, ущерб его чести, достоинству и деловой репутации нанес митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (в миру Николай Саввин), предавший журналиста… анафеме. А также — сайт Управления Псковской епархии. Об этом сегодня, 26 ноября, сообщило информагентство Псковская лента новостей.

В заявлении Дементьева в суд говорится, что решением Епархиального Совета Псковской епархии от 14 июля он отлучается от православного церковного общения и предается анафеме — проклятию. Однако, по мнению истца, Епархиальный совет превысил свои полномочия и не разобрался, что он не принадлежит православной церкви и, следовательно, на него вообще нельзя наложить анафему. Олег Дементьев считает, что отлучение — это мщение церкви за критические публикации, посвященные Спасо-Елиазаровскому монастырю. В заявлении журналист отмечает, что судебные разбирательства по его публикациям еще не закончены, материалы находятся в Верховном суде РФ и даже направлены в Европейский суд по правам человека в Страсбург.

Вот что рассказал корреспонденту «Свободной Прессы» истец Олег Дементьев.

— Самое смешное, — начал он, — что наложение анафемы произошло буквально на следующий день после моего обращения к президенту Медведеву, которое я направил ему 13 июня. Тогда как раз встал вопрос об утверждении границ зон охраны собора Спас -Елизаровского монастыря. Смешали кислое с пресным. Там действительно есть собор, признанный памятником 16 века, но к нему присоединили монастырь, который имеет свой собственный паспорт. В результате, площадь охранной зоны возросла почти до четырех тысяч гектаров. Церковникам отошли 10 деревень, базы отдыха и бывшие пионерские лагеря. Вот я и обратился к президенту с жалобой, а уже на следующий день меня предали анафеме. При этом нарушив свои же церковные правила.

«СП»: — Какие?

— Все, какие только существуют. Они вообще не имели право на меня накладывать анафему. Церковное право рассматривает анафему, как форму наказания в виде лишения «прав и благ», находящихся в исключительном распоряжении церкви. Анафема применима лишь к членам церкви. Я не крещен, церковь не посещаю, в бога не верю. Какое может быть отлучение? Но помимо этого, были и другие нарушения. Они не имели права предавать публичности сообщения об анафеме, пока она не утверждена патриархом. Однако, сведения были выложены на новостные лентах. Кстати, о своем отлучении от церкви, к которой я отношения не имею, я узнал именно из сообщений в СМИ.

«СП»: — Это как-то повлияло на вашу жизнь?

— Отношение друзей и знакомых, конечно, ко мне не изменилось. Только все стали подшучивать, мол, становишься таким же популярным, как Лев Толстой, которого, как известно, тоже отлучили от церкви. Да и большинство комментариев было за меня. Но все же нашлись и такие, кто меня вообще смешал с грязью, и писали о том, что я — не профессионал-журналист, а неизвестно кто и откуда взялся. В иске я попросил компенсировать мне моральный вред за причинение ущерба деловой репутации и достоинства.

«СП»: — Какова сумма иска?

— С Псковского епархиального управления 500 000 рублей, с Николая Афанасьевича Савина, митрополита Псковского и Великолукского Евсевия - 500 000 рублей, с информационной службы Псковского епархиального управления -500 000 рублей. В общей сложности получается 1,5 миллиона. Не так много, если учесть, что с меня одного они тогда требовали два миллиона за корреспонденцию «Осиное гнездо под золотыми куполами».

«СП»: — Кстати, суд они все же выиграли?

— Да. Суд первой инстанции постановил удержать с меня 20 000 рублей. Я подал кассационные жалобы в Верховный суд, но все осталось на том же уровне. Поэтому я обратился в Европейский суд по правам человека.

«СП»: — Вы, конечно, считаете, что в вашей заметке была правда, и только правда?

— Суд вообще не придал значения, свидетельствам местных жителей, которые не только полностью подтвердили свои слова, но и рассказали о таких фактах, о которых я в своей заметке постарался не упоминать. Но суд шел с уклоном в одну сторону. Но ведь даже Медведев считает, что наши суды непрозрачные, а Псковские — так вообще этим грешат.

«СП»: — Но ваш иск суд принял?

— Конечно, принял! Однако, когда он будет рассматриваться — пока непонятно.

«СП»: — Олег, после подачи иска священнослужители не пытались заключить с вами мировое соглашение, или они об этом иске еще не знают?

— Почему не знают?.. Знают. Иск был подан в прошлый вторник, 24 ноября. Уведомления об иске были направлены в Псковскую епархию и на имя патриарха московского и всея Руси Кирилла. Из Москвы мне пришло подтверждение о получении уведомления. Но реакции от них пока нет никакой.

Между тем, по мнению главы синодального Информационного отдела Владимира Легойды, анафема Олегу Дементьеву, действительно, не может вступить в силу до тех пор, пока этот вопрос не будет рассмотрен патриархом Кириллом.

— Согласно действующему церковному законодательству, — говорит Легойда, — подобные решения вступают в силу лишь при условии их утверждения патриархом. Патриаршего решения еще не было, в настоящий момент вопрос находится на рассмотрении. Так что я не стал бы опережать события.

При этом он напомнил, что от Церкви может быть отлучен только тот, кто является ее членом.

— Насколько мне известно, данных о принадлежности господина Дементьева к Православной церкви нет, — пояснили Владимир Легойда. — Сам он говорит о себе как об атеисте. Кроме того, пункт XV.3 «Основ социальной концепции» Русской церкви, регламентирующий разрешение спорных вопросов между церковными структурами и журналистами, предполагает, что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе, как минимум, одна обязательная попытка вступить в переговоры.

Говоря о критических статьях Дементьева, вызвавших негативную реакцию Псковской епархии и ставшую причиной анафемы, Легойда считает, что факты, изложенные в этих публикациях, «в судебном порядке признаны не соответствующими действительности и порочащими репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря и монашествующих».

Одна из публикаций Дементьева касалась насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и, в частности, игумении Елисаветы (Беляевой), ее церковники назвали «непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью».

«Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода», — говорилось в сообщении, размещенном на официальном сайте Управления Псковской епархии.

Сама игумения Елисавета утверждает, что Олега Дементьева не знает, с ним не знакома и к инициативе придания его анафеме отношения не имеет, но надеется, что журналист раскается в своем согрешении.

— Анафема пресекает зло и не вредит человеку, — говорит Елисавета, — анафема — мера пресечения соблазна, а случаи придания анафемы есть и в других епархиях, в том числе в отношении прокурора.

Однако на вопрос, в каком именно регионе? — игумения не смогла ответить.

«Свободная Пресса» будет следить за развитием событий.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня