Общество / Русский мир

Привет, ромашки! И подвиньтесь

Фестиваль «Традиция» открывает новый формат праздника 8 июля

  
2972
"Святые Петр и Феврония в лодочке". Елена Черкасова
«Святые Петр и Феврония в лодочке». Елена Черкасова (Фото: предоставлено автором)

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о попытке ввести в России официальное празднование дня святых Петра и Февронии. Все мы можем убедиться в этом уже который год подряд. Каждый июль, когда лениво-отпускной сезон набирает полные обороты, нам официально напоминают: дорогие россияне, 8 июля у нас — День семьи, любви и верности. И — далее по щелчку и по чиновничьей разнарядке. Районные звёзды эстрады — на концертных площадках в городских парках. Дамы из муниципальных управ торжественно награждают лучшие многодетные семьи в округе. Гигантские картонные ромашки и кокошники с лентами из реквизита местных театральных студий. Попкорн, «Тархун» и вата сахарная.

Нет, всё это, конечно, славно. Для каких-то конкретных социальных групп — очень даже, наверное, подходяще. Летний праздник в парке, причём «семейный» праздник — всё больше россиян, согласно опросам, запоминают в связи с 8 июля эту приставку. Погуляли-музыку послушали-мороженое поели, детей аниматоры развлекли — ну хорошо же. И для чиновничьих отчётов о проделанной работе и целевом расходовании средств — тоже красиво выглядит.

Читайте также

Но на этом — точка. На этом — жёсткий лимит диапазона Дня СЛВ в его нынешнем формате. Стоп-линия — для всех тех, кому поп-шансон в ромашках на муниципальной эстраде интересен как-то не очень. Кому по тем или иным причинам скучно свидетельствовать о своей любви и верности в семейных забавах по перетягиванию каната или конкурсах «Муж и жена — одно караоке», придуманных удалыми деятелями местного управления культуры.

Да нет же, нет ничего плохого в поп-шансоне, канатах и ромашковых кокошниках самих по себе, имеют они полное право на существование! Просто они — по понятным причинам не для всех. Очень решительно не для всех. А пока получается так, что именно формат ромашкового кокошника монополизировал у нас праздник семьи, любви и верности. Если навскидку промониторить репортажи региональных сайтов об очередном 8 июля, получится до боли знакомая усреднённая картина: о любви и верности в тональности Стаса Михайлова. Опять же — почему нет, но — у многих ли из тех, кто читает этот текст и этот сайт, звучит Стас Михайлов в плейлисте?

Вообще у нас, конечно, большая беда с общенародными праздниками. Есть лишь два однозначно устойчивых и безусловных — День Победы и Новый год. Их отмечают так или иначе без идеологического и партийного разбору и либерал, и коммунист, и ортодокс, и неофит. В Бессмертном полку друг с другом рядом вышагивают хипстер и простой рабочий, православный и мусульманин, новогоднюю ёлку у семейного стола наряжают с очень похожими эмоциями номенклатурщики и оппозиционеры. Два дня в году, 9 мая и 31 декабря, духовные скрепы работают исправно, без скрипа. Именно в эти два дня пресловутое национальное единство можно едва ли не руками потрогать — весь мир вокруг дышит в едином ритме.

А вот во все другие праздники, в особенности же те, что были рождены после развала Союза, эти самые скрепы дают очевидный сбой. Не понимает народ, чему же можно сердечно радоваться, например, 12 июня — кроме, разумеется, официального выходного. Ну или то же 4 ноября — за что тут поднимать боевые сто грамм или откупоривать «Цимлянское»? То есть чисто умозрительно смыслы этих дат большинству, конечно, более-менее известны. Но наполнены ли эти праздники достаточной энергией, цепляющей символикой, переживаниями, чтобы стать для людей не ежегодным формальным поводом для краткосрочных каникул на даче или на пляже, а действительным основанием — для внутренней гордости, искренней солидарности с соотечественниками, для серьезных бесед с детьми о самом главном?..

Придумывать новые общенациональные праздники — дело крайне трудоёмкое, энергозатратное и неблагодарное. Ибо соединять историю, наши базовые ценности и запросы современного общества в России сегодня умеют считанные единицы. Но в то же время это задача абсолютно неизбежная для страны, которая заботится о своей внутренней консолидации и достоинстве. Искренняя любовь и активная вовлеченность народа в общенациональные праздники — это очень важный залог его силы и сплоченности.

Что интересно: и 9 мая, и Новый год — это в смысловом отношении в первую очередь праздники о семье. Новый год давно закрепил за собой статус «главного семейного праздника», а День Победы ярко выявил свою семейную базу благодаря Бессмертному полку. Этот дивный Полк на улицах наших городов — еще и зримая семейная иерархическая вертикаль. Семья несёт образы своих «праотцев», почтительно помещая их на верхнюю ступень — между Небом и Землёй. Спасибо деду за Победу. Деду — а в его лице и всему роду.

А вот и ещё один новый (ведь всё ещё новый) семейный праздник — 8 июля. И впервые — праздник, претендующий на то, чтобы стать общим, обязан своим появлением русским святым. Получится ли? В какой ещё рефлексии на тему семьи и любви мы сегодня в самом деле нуждаемся вне привычных 9 мая и 31 декабря? А также вне шоколадно-розового гламура 14 февраля, оседлавшего тему романтической влюблённости?

Есть выбор: говорить о семье, причём прицельно именно о семье, в категориях своей духовной культуры — либо подчиняться ритмам западного праздничного календаря. Так, неожиданно в социальных сетях накатывают волны пафосных поздравлений — «С Днём Матери, дорогие! Happy #MothersDay!». Или в разгар июня мы вдруг обнаруживаем, что, оказывается, вовсю идёт День Отца — и снова в ход идут умилительные сердечки и смайлы в виде пивных кружек. … Да с чего вдруг нам сдались эти прибившиеся к берегу чужие дни матери и отца, тянущие за собой шлейф иной традиции, чужих привычек и исторической памяти? Зачем нам это — если со своими ожившими символами и примерами мы до сих пор договариваться не научились?

Пётр и Феврония Муромские — какая странная, удивительная, непривычная современному взгляду пара. Житейская парадоксальность увенчивается в итоге нимбом, как это часто бывает в Божией логике. Всем, кто не знает ещё про них, — «гуглить» обязательно, а ещё лучше — «гуглить» офлайн, лично поехать в Муром. Тут много чего намешано — и так трудно порой отделить сказочность апокрифа от человеческой истории. В чём больше народного вымысла — в сказе о сражении Петра с огненным змием или о женской хитрости Февронии (а хитрость и мудрость у женщин, как известно, неразлучны), практически шантажом вынудившей Петра на ней жениться? Любовь аристократа и простолюдинки — история этой пары, включая всю их совместную жизнь и неразлучную смерть (один день, один час, один гроб), встретила в итоге такую народную приязнь и одобрение, что на века стала в русской культуре символом — не идеальной, нет. Но — доброй пары. Русской культуре не нужна блистающая голливудская идеальность. Тут — тихая, надёжная, верная и добротная доброта.

Как сегодня говорить о Петре и Февронии — чтобы вышло не формально, не суконно и при этом не лубочно-приторно? В первую очередь — говорить честно. Любовь настоящая не выносит фальши. С фальшью она — этикетка, без фальши — творчество. Честная любовь — это всегда пространство творческой энергии. Переживать сегодня подвиг русских святых можно и нужно через глубокую интеллектуальную и творческую работу. Но только работу не от слова «рабство», а от слова «радость».

Читайте также

8 июля в этом году такая радость ждёт всех, кто приедет в этот субботний день в подмосковную усадьбу Захарово на творческий фестиваль «Традиция». Всего час электричкой от Белорусского вокзала (да, оставьте вы уже свои рули в этот день — только помешают) — и: усадьба пушкинского детства, Прилепин, Бояков, Скляр, сочная подмосковная природа, Елизаров, Розум, «Калинов мост», ожившие сказки, ожившие песни, стихи и ритмы. И чудеса, и леший, наверное, бродит, как было завещано, и уж точно слышен крик совы и в лужах стынет талая вода. «Традицию» проводит Русский художественный союз — созданный совсем недавно, но уже успевший вызвать яростное раздражение в либеральных кругах союз творческой интеллигенции, объединенной вокруг традиционных консервативных ценностей. Июльский фестиваль фактически станет первым проектом РХС — и первой же попыткой задать новый тон празднованию Дня семьи, любви и верности. Тон интеллектуальной дискуссии в пространстве русской природы, в любви, верности и живом интересе к своей традиции, в семье единомышленников.

Получится ли у нас?.. Будем пробовать; ставки высоки — пора, наконец, научиться всенародно говорить о Любви современным языком в русле своей традиции.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня