Общество

«Рабочий и колхозница» возвратились на выставку

Скульптуру, которую реставрировали более пяти лет, вновь установили у Северного входа ВВЦ

  
16

В субботу, 28 ноября, едва стало светать, к ВВЦ потянулись люди с фото- и видеокамерами, жаждущие запечатлеть момент, когда знаменитое творение Веры Мухиной вновь вернется на законное место. Ведь в следующий раз подобное событие можно будет наблюдать лишь через 100 лет — именно такую гарантию сохранности дали обновленным «Рабочему и колхознице» реставраторы.

— Мы работали с предприятиями, которые занимаются оборонной промышленностью, космическими аппаратами, — рассказал журналистам глава группы, занимающейся реставрацией памятника, Вадим Церковников. — Большую работу проделал Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов… Замене подлежало не более 10−15 процентов листов. Кое-где требовалась фрагментарная замена, сохраняющая авторские швы. А новые стыки благодаря плазменной сварке практически незаметны для глаз.

Теперь скульптура обрела свой изначальный цвет — темно-стальной, именно такой, какой и задумывала Мухина. Правда, очень основательно реставраторам пришлось потрудиться над каркасом, который сохранился значительно хуже, и его заменили полностью.

— Если за памятником ухаживать, он должен простоять 100 лет, — пообещал Церковников.

Скульптуру поднимали с помощью мощного крана, специально собранного тут же рядом. Кран имеет стрелу длинной 100-метров и способен поднять груз около 750 тонн. «Рабочего и колхозницу» подцепили за крюки, которые были приварены к каркасу и доступ к которым был открыт через специальные проемы в обеих стальных головах. Потом кран очень легко поднял монумент и аккуратно поставил на постамент. Весь процесс занял несколько минут, никто даже ахнуть не успел.

Справка «СП»:

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» впервые была собрана из нержавеющей хромоникелевой стали в 1937 для советского павильона на Международной выставке в Париже. Во время транспортировки обратно в Москву монумент повредили, и первый раз отреставрировали в январе-августе 1939-го. В 1979-м скульптуру латали уже к Олимпиаде-80, причем заплатки наварили поверх металлической оболочки. В 2003-м скульптуру разобрали окончательно и сняли с постамента. Планировали вернуть ее на место уже в конце 2005-го, но реставрация затянулась… В конце концов, мэр Москвы Юрий Лужков выделил деньги, а фирма «Интэко» взялась за работу. Высоту нового постамента сделали такой же, какая была на выставке в Париже — 34,5 метра. Говорят, что сама Вера Мухина старый 10-метровый постамент называла «пеньком».

…После того, как скульптура заняла свое место на новом постаменте, рабочие принялись монтировать у ног своего гигантского коллеги 10-тонный герб СССР, который украшал советский выставочный павильон на парижской выставке. Все последние 72 года он пылился на задворках ЦДХ и потребовал также серьезной реставрации.

То, на чем стоят фигуры рабочего и колхозницы, в будущем превратится в огромный павильон, в котором планируется разместить Музей киноискусства и даже зал нового драматического театра. Но эти работы запланированы лишь на следующий год. Кстати, общая площадь этого павильона составит более 8 тысяч квадратных метров.

Торжественное открытие обновленных «Рабочего и колхозницы» запланировано на 4 декабря.

Из досье «СП»:

Придумал скульптуру московский архитектор Борис Иофан, победивший в конкурсе на строительство павильона для Всемирной выставки в Париже. У него во время работы над конкурсным проектом родился образ скульптуры: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство, которые высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот.

Идею доложили Сталину, и она ему понравилась. Тогда объявили другой конкурс — уже среди скульпторов, который и выиграла Вера Мухина. Она создала гипсовую модель высотой всего полтора метра, по которой на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Львова был собран 35-метровый монумент.

Вера Игнатьевна Мухина — родилась 1 июля 1889 года в Риге в семье купца. Детские и юношеские годы Вера провела в Феодосии, где получила первые уроки рисунка и живописи. После окончания гимназии переехала в Москву, где училась живописи в студиях известных пейзажистов Юона и Машкова.

Два года (с 1912 по 1914 год) Вера Мухина жила в Париже и посещала академию Гран-Шомьер, обучаясь у известного французского скульптора-монументалиста Бурделя. С 1914 года она путешествует по Италии, изучает скульптуры и живопись периода Ренессанса.

После того как монумент «Рабочий и колхозница» был выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, Вера Мухина была признана выдающимся мастером XX века. Она без сомнения один из самых знаменитых советских скульпторов. Но художница параллельно работала и в камерных жанрах. В 1940-х гг. она активно занималась художественным стеклом: наряду с вазами и кубками исполняла портреты в стекле («Портрет В. И. Качалова», «Портрет солиста балета С. Г. Кореня в роли Меркуцио», оба 1947), создавала эскизы к спектаклям.

Интерес к портрету не оставляет ее на протяжении всей жизни. Портреты Мухиной лишены непосредственного лиризма, она тяготела больше к обобщенным решениям, к сдержанной монументальности пластики.

Фото автора.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня