18+
четверг, 25 мая
Общество

«Рабочий и колхозница» возвратились на выставку

Скульптуру, которую реставрировали более пяти лет, вновь установили у Северного входа ВВЦ

  
16

В субботу, 28 ноября, едва стало светать, к ВВЦ потянулись люди с фото- и видеокамерами, жаждущие запечатлеть момент, когда знаменитое творение Веры Мухиной вновь вернется на законное место. Ведь в следующий раз подобное событие можно будет наблюдать лишь через 100 лет — именно такую гарантию сохранности дали обновленным «Рабочему и колхознице» реставраторы.

— Мы работали с предприятиями, которые занимаются оборонной промышленностью, космическими аппаратами, — рассказал журналистам глава группы, занимающейся реставрацией памятника, Вадим Церковников. — Большую работу проделал Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов… Замене подлежало не более 10−15 процентов листов. Кое-где требовалась фрагментарная замена, сохраняющая авторские швы. А новые стыки благодаря плазменной сварке практически незаметны для глаз.

Теперь скульптура обрела свой изначальный цвет — темно-стальной, именно такой, какой и задумывала Мухина. Правда, очень основательно реставраторам пришлось потрудиться над каркасом, который сохранился значительно хуже, и его заменили полностью.

— Если за памятником ухаживать, он должен простоять 100 лет, — пообещал Церковников.

Скульптуру поднимали с помощью мощного крана, специально собранного тут же рядом. Кран имеет стрелу длинной 100-метров и способен поднять груз около 750 тонн. «Рабочего и колхозницу» подцепили за крюки, которые были приварены к каркасу и доступ к которым был открыт через специальные проемы в обеих стальных головах. Потом кран очень легко поднял монумент и аккуратно поставил на постамент. Весь процесс занял несколько минут, никто даже ахнуть не успел.

Справка «СП»:

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» впервые была собрана из нержавеющей хромоникелевой стали в 1937 для советского павильона на Международной выставке в Париже. Во время транспортировки обратно в Москву монумент повредили, и первый раз отреставрировали в январе-августе 1939-го. В 1979-м скульптуру латали уже к Олимпиаде-80, причем заплатки наварили поверх металлической оболочки. В 2003-м скульптуру разобрали окончательно и сняли с постамента. Планировали вернуть ее на место уже в конце 2005-го, но реставрация затянулась… В конце концов, мэр Москвы Юрий Лужков выделил деньги, а фирма «Интэко» взялась за работу. Высоту нового постамента сделали такой же, какая была на выставке в Париже — 34,5 метра. Говорят, что сама Вера Мухина старый 10-метровый постамент называла «пеньком».

…После того, как скульптура заняла свое место на новом постаменте, рабочие принялись монтировать у ног своего гигантского коллеги 10-тонный герб СССР, который украшал советский выставочный павильон на парижской выставке. Все последние 72 года он пылился на задворках ЦДХ и потребовал также серьезной реставрации.

То, на чем стоят фигуры рабочего и колхозницы, в будущем превратится в огромный павильон, в котором планируется разместить Музей киноискусства и даже зал нового драматического театра. Но эти работы запланированы лишь на следующий год. Кстати, общая площадь этого павильона составит более 8 тысяч квадратных метров.

Торжественное открытие обновленных «Рабочего и колхозницы» запланировано на 4 декабря.

Из досье «СП»:

Придумал скульптуру московский архитектор Борис Иофан, победивший в конкурсе на строительство павильона для Всемирной выставки в Париже. У него во время работы над конкурсным проектом родился образ скульптуры: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство, которые высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот.

Идею доложили Сталину, и она ему понравилась. Тогда объявили другой конкурс — уже среди скульпторов, который и выиграла Вера Мухина. Она создала гипсовую модель высотой всего полтора метра, по которой на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Львова был собран 35-метровый монумент.

Вера Игнатьевна Мухина — родилась 1 июля 1889 года в Риге в семье купца. Детские и юношеские годы Вера провела в Феодосии, где получила первые уроки рисунка и живописи. После окончания гимназии переехала в Москву, где училась живописи в студиях известных пейзажистов Юона и Машкова.

Два года (с 1912 по 1914 год) Вера Мухина жила в Париже и посещала академию Гран-Шомьер, обучаясь у известного французского скульптора-монументалиста Бурделя. С 1914 года она путешествует по Италии, изучает скульптуры и живопись периода Ренессанса.

После того как монумент «Рабочий и колхозница» был выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, Вера Мухина была признана выдающимся мастером XX века. Она без сомнения один из самых знаменитых советских скульпторов. Но художница параллельно работала и в камерных жанрах. В 1940-х гг. она активно занималась художественным стеклом: наряду с вазами и кубками исполняла портреты в стекле («Портрет В. И. Качалова», «Портрет солиста балета С. Г. Кореня в роли Меркуцио», оба 1947), создавала эскизы к спектаклям.

Интерес к портрету не оставляет ее на протяжении всей жизни. Портреты Мухиной лишены непосредственного лиризма, она тяготела больше к обобщенным решениям, к сдержанной монументальности пластики.

Фото автора.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня