Общество / Закон и правосудие

На деятелей культуры пахнуло 1937-м

В Питере задержали режиссера Кирилла Серебренникова

  
9424
Станислав Красильников/ТАСС
Станислав Красильников/ТАСС (Фото: Художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников)

22 августа в Петербурге правоохранители задержали художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Главное управление Следственного комитета России (СКР) подозревает режиссера в организации хищения 68 млн. рублей, выделенных в 2011—2014 годах на реализацию проекта «Платформа». «Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество в особо крупном размере», — говорится в сообщении СКР.

В ближайшее время режиссеру будет предъявлено обвинение и решен вопрос об избрании меры пресечения. По вменяемой статье УК РФ максимальное наказание составляет 10 лет заключения и штраф до 1 млн. рублей.

Как сообщали СМИ, 9 августа Мосгорсуд обнародовал отдельные материалы по делу о хищении бюджетных средств, выделенных Минкультом на популяризацию и развитие современного искусства автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия», в которых Серебренников впервые был назван возможным соучастником преступления. В частности, показания на основателя и бывшего худрука студии дала бывший главбух Нина Масляева. По ее словам, именно Кирилл Серебренников и экс-продюсер АНО Алексей Малобродский якобы разработали план хищения 68 млн., и заставляли Масляеву фальсифицировать бухотчетность. Ранее Серебренников, находившийся в статусе свидетеля, рассказал, что правоохранительные органы забрали у него загранпаспорт, и поэтому он не может выехать за границу.

Что симптоматично, дело о мошенничестве приобрело политический резонанс. В конце мая известные деятели российской культуры обратились к президенту РФ Владимиру Путину и в СКР с просьбой обеспечить объективность расследования. Среди подписантов были президент Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Игорь Костолевский, руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин, журналисты Алексей Венедиктов и Владимир Познер.

Заметим, в Питере Серебрянников, которого считают одним из самых талантливых режиссеров России, снимал фильм «Лето» о Викторе Цое.

Читайте также
Сурковщина Сурковщина

Эдуард Лимонов о том, чем опасны для страны «морально устаревшие» политики

Как теперь будет развиваться «дело Серебренникова», почему человек, которого подозревают в хищении бюджетных средств, стал флагом либеральной общественности РФ?

— Деятели культуры, которые встали на защиту Серебренникова, опасаются цепной реакции по образцу 1937 года или «дела врачей», — поделился своим мнением юрист Игорь Трунов. — Они опасаются, что правоохранители начнут широко и с пристрастием проверять, как расходуются бюджетные деньги, отпущенные на культурные проекты. В итоге пострадают и правые, и виноватые.

Как показывает практика, в подобных случаях в ход часто идет следующая схема. Следователи берут под арест несколько участников той или иной структуры, и обязательно главбуха — чаще всего, это женщина. Условия в наших СИЗО, прямо скажем, не далеки от пыточных. Особенно когда правоохранители прибегают к таким предусмотренным законам способам «перекрыть кислород», как запрет на пользование ларьком или на получение передач. Прибавьте сюда прессинг по линии оперативно-розыскной работы в виде подсадных сокамерников, которые специально нагоняют жути, плюс возможные угрозы о переводе в другую камеру с заведомо худшими условиями содержания.

Эти методы эффективно действуют на людей, которые никогда прежде не попадали в места лишения свободы. На фоне прессинга обычно поступает предложение со стороны следствия: у тебя все будет хорошо, если подпишешь то, что нам нужно, иначе получишь срок по максимуму. В результате в 90% случаев, по моим оценкам, задержанный дает необходимые показания.

А дальше следователи подбираются к главному фигуранту, уже имея на руках определенные козыри.

«СП»: — Эта схема, вы считаете, сработала и в «деле Серебренникова»?

— Я этого утверждать не могу, но исключить такой сценарий нельзя. Нина Масляева, как мы знаем, пошла на сотрудничество со следствием и признала свою вину. Теперь СКР, действительно, просто обязан дать ход полученным доказательствам.

Замечу только, что трудно требовать объективности от показаний, полученных от содержащегося в российской тюрьме.

«СП»: — Что теперь будет с худруком «Гоголь-центра»?

— Думаю, в тюрьму его не посадят. На руках СКР есть показания Масляевой, и конструкция обвинения наверняка выстроена. В такой ситуации Серебренникова можно оставить под домашним арестом — это вполне либеральная мера пресечения.

Но самое главное здесь не суровое наказание, а прецедент. И неслучайно деятели культуры подняли голос. Они прекрасно понимают, что палка в России часто перегибается, и что наша кампанейщина имеет богатую историю. Тут можно вспомнить и «сухой закон» Михаила Горбачева, и борьбу с прогулами Юрия Андропова, когда милиционеры среди бела дня заходили в кинотеатр, командовали «всем встать!» и требовали объяснений, почему граждане не на работе.

Кампанейщина в России — страшная вещь. И те, кто это понимает среди работников сферы культуры, выступают в поддержку Серебренникова — только и всего. Если начнется кампания и повальные проверки театров и культурных проектов с государственным участием, на абсурдность обвинений никто не будет обращать внимания. Это и вызывает беспокойство.

Беда в том, что российское законодательство не проработано в деталях. Поэтому при желании практически на любого, кто работает с государственными деньгами в сфере культуры, можно найти компромат. Законы многие моменты специально оставляют на усмотрение правоохранительных органов и судебного сообщества. Это и создает ситуацию, при которой можно выборочно сажать неугодных, и закрывать глаза на действия тех, кто лоялен власти.

С этой точки зрения, «дело Серебренникова» действительно может оказаться спусковым крючком для кампании по «чистке рядов» деятелей культуры.

Читайте также

Справка (по материалам «Коммерсанта»)

Серебренников Кирилл Семенович родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону.

Среди спектаклей, поставленных в столичных театрах, — «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла (Театр им. А. С. Пушкина), «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Мещане» Максима Горького, «Лес» Александра Островского, «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина (МХТ им. А. П. Чехова), «Голая пионерка» Михаила Кононова, «Антоний & Клеопатра. Версия» (театр «Современник»), «Околоноля [gangsta fiction]» по роману Натана Дубовицкого (Театр п/р ОлегаТабакова).

В 1998 году режиссер дебютировал в кино. Среди его работ — сериал «Ростов-папа» (2001), фильмы «Постельные сцены» (2003), «Рагин» (2004), «Изображая жертву» (2006), «Юрьев день» (2008).

С августа 2012 года — художественный руководитель «Гоголь-центра». В театре поставил спектакли «Идиоты» по пьесе Валерия Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера, «Пробуждение весны» по мюзиклу Стивена Сейтера и Дункана Шейка на основе пьесы Франка Ведекинда, «Мертвые души».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня