Общество / 100 лет Октября

Искусство — в жизнь: Троцкий на тарелочке

Как в Петрограде отмечали первую годовщину Октября

  
1534
Полотенце с портретом Троцкого
Полотенце с портретом Троцкого (Фото: автора)

«Революционный держите шаг!», — призывали россиян в 1917 году большевики. Если бы не поддержавшие их мастера искусств, призыв вряд ли был бы услышан. Известно, большевики на самом деле не пользовались в то время поддержкой широких масс. Но вот что значит, профессионализм! Понимая, сколь важна агитация, а также возможности тех, кто умеет красиво лепить, рисовать, оформлять, они активно стали привечать художников и скульпторов. А также мастеров других творческих профессий. Как-то — гончары, ткачи, стеклодувы. И революция широко шагнула в быт россиян.

Неизвестный автор, панно "Рабочий" (Фото: автора)

Поводом для того, чтобы привлечь творцов на свою сторону, стала первая годовщина Октябрьской революции. К ней начали готовиться загодя, с февраля 1918-го. «Праздник должен носить красный цвет — потому, что этот цвет является торжеством нашего социалистического красного знамени», — заявила на заседании Петросовета известная в начале ХХ века актриса и общественный деятель Мария Андреева. — Этот праздник явится подсчетом сил, он выявит нашу мощь, он явится нашим смотром". Именно ей, получившей вскоре после Октября 1917-го пост комиссара театров и зрелищ Петрограда, было поручено заняться организацией украшений к грядущему празднику улиц, площадей, мостов и зданий города на Неве, «первого города российской революции».

Практически все именитые художники и скульпторы страны того времени получили заказы. Пейзажисты, портретисты, баталисты, графики, классицисты, футуристы, авангардисты, абстракционисты…

"Троцкий - наше знамя" - в буквальном смысле, в скульптуре предусмотрены держатели для знамени работа Игнатьева по оригиналу Анненкова (Фото: автора)

Общее число принявших участие в изготовлении эскизов превысило 160 человек. Среди них будущие знаменитости — Натан Альтман, Кузьма Петров-Водкин, Вера Мухина, Мстислав Добужинский, Михаил Векслер, Сергей Коненков, Иван Шадр. А количество «охваченных» их творчеством петербургских объектов превысило цифру 90.

Увидеть эти работы сегодня, почти сто лет спустя, можно на масштабной выставке «Искусство в жизнь. 1918−1925 гг.», открытой в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Практически все залы — «горят красным». Этот цвет преобладает в картинах, эскизах, даже в скульптуре! Разве что Лев Троцкий «подан» либо в коричневых тонах, либо почему-то в зеленых.

Увидеть его портрет можно также на вазах, стаканах, шкатулке (вместе с Лениным), на обложке памятного адреса и даже полотенца.

Это удивительно потому, что в героях революции Лев Давыдович ходил, как известно, недолго. Уже к концу 1920-х он был объявлен «врагом народа № 1» и выслан из СССР. Все его изображения, украшавшие отечественные произведения искусства (а с ними и обычную жизнь граждан), решением ЦК партии уничтожались. Чудом сохранились немногие в частных коллекциях. И не за рубежом, а здесь, дома. Как, например, один из редких теперь шедевров мастеров фабрики № 1 Ивано-Вознесенска 1923 года — хлопковое полотенце уникального жаккардового ткачества.

Красный уголок (Фото: автора)

И ещё тарелка Михаила Адамовича 1921 года «Семь лет Красной Армии» с портретом наркома по военным и морским делам Троцкого. Которого (портрета)… нет. Его во время борьбы с троцкизмом пытались вытравить. Но качество работы мастера Алексея Скворцова, исполнителя идеи Адамовича, оказалось таковым, что до конца сделать этого, как ни старались, не смогли. И при ближайшем рассмотрении с определенной точки и если повезет «поймать» свет, можно разглядеть над символами Красной Армии внизу тарелки звезду, а на её фоне — склоненную голову Льва Давыдовича. Вот уж поистине — рукописи не горят!

Отметилась в «революционной пропаганде» также Вера Мухина, прославившаяся впоследствии на весь мир масштабной скульптурой «Рабочий и колхозница». Известна она по большей части своей лепкой. Но в молодости слыла также прекрасным театральным художником и декоратором. Её «эскизы с геометрическим орнаментом» стали основной темой для скатертей. На первый взгляд, ничего революционного — в смысле борьбы рабочего класса с проклятыми буржуями. Однако с точки зрения общепринятых тогда раскрасок «этой категории предметов», весьма экстравагантно. А, значит, по-нашему, по-пролетарски!

Любовь Милеева, "Новый быт" (Фото: автора)
Сергей Маклецов, панно для Нарвской заставы Петрограда (Фото: автора)

Заявившее о себе в первый (и последний в таком масштабе) праздник Октября искусство, очень быстро и активно стало «внедряться» в повседневную жизнь, в быт советских людей. Красный цвет на долгие десятилетия возобладал в оформлении праздников, а также кабинетов, музеев, театральных спектаклей; стал приоритетным в текстильной промышленности и ткацком деле. В орнаменте главенствующее положение заняли пятиконечная звезда с серпом и молотом. Не осталась в стороне даже посуда. Есть с тарелки, не украшенной лозунгом «Царству рабочих и крестьян не будет КОНЦА» (так — с большой буквы!), считалось «враждебной выходкой», ни больше, ни меньше!

По-разному можно к этому относиться. Но что несомненно, так это то, что искусство было действительно настоящим. Никакой халтуры ради завоевания своего более-менее надежного, точнее, спокойного, места в хаосе событий. Как чувствовали, как дышали — так и творили. О многих ли работах сегодняшних творцов можно сказать подобное?

Ян Рудницкий, эскиз оформления Владимирской площади Петрограда, 1918 г. (Фото: автора)

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня