Общество

АвтоВАЗу отмерено еще пять лет жизни в коме

Автогигант весь 2009 год стремительно валился в пропасть. Зато Тольятти обещают, что в 2015-м город станет «миллионником»

  
15

Десятки миллиардов рублей бюджетных средств, вложенных в «АвтоВАЗ», наряду с запретительными таможенными пошлинами на иномарки, увы, не пошли на пользу отечественному автопрому. Корм оказался не в коня. Весь уходящий год страшно лихорадило, как российскую автостолицу — Тольятти, так и всех прочих производителей и торговцев легковыми машинами — от Владивостока до Калининграда. В результате — российский автомобильный рынок ужался вполовину.

Что может быть красноречивее цифр? Пожалуйста: продажи легковых автомобилей в России за январь-ноябрь 2009 года снизились с 2 689 241 до 1 337 792 единиц по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Это подсчеты комитета автопроизводителей при Европейской ассоциации бизнеса. Больше всех пострадали два производителя: в процентном отношении Chevrolet, сумевший продать в России в нынешнем году (январь-ноябрь) только 95 тысяч автомобилей, вместо 215 480 — в 2008-м. А по абсолютным цифрам впереди — «АвтоВАЗ», реализовавший 321 677 машин вместо 585 044 — годом ранее.

Подвести неутешительные итоги года российского автогиганта корреспондент «Свободной Прессы попросил Петра Золотарева, председателя профсоюза «Единство» АвтоВАЗа.

«СП»: — Петр Анатольевич, как ваше настроение на исходе 2009 года?

— По натуре я оптимист, но и для меня уходящий год был очень непростым. Ситуация, впрочем, остается очень сложной и по сей день. Хотя если сравнивать с иными моногородами, например, с тем же Пикалево, где люди вообще были доведены до крайней степени отчаянья и даже вышли перекрывать федеральную трассу, у нас, к счастью, все проходило более спокойно. Автовазовцы проводили мирные митинги и, возможно, этим торопили президента страны и правительство предпринимать упреждающие меры. Заводу в течение года выделялись немалые средства, хотя можно спорить, насколько удачно они были истрачены. На мой взгляд — совсем бездарно.

«СП»: — Уже в январе 2009-го стало ясно, что тольяттинцев ждет непростой год, вы предвидели тогда, что спасать вас, в конце концов, придут французы?

— Нет, конечно! Сразу после новогодних каникул завод стало сильно лихорадить. Реализация упала, и людей стали выгонять в вынужденные отпуска. Зарплату, тем не менее, продолжали платить, что и стало одной из причин огромных долгов, которые накопил завод. Руководил тогда предприятием Борис Сергеевич Алешин, который вместе со своими менеджерами, по-видимому, не сумел оценить всех масштабов экономического кризиса и продолжал настойчиво требовать схода с конвейера 80 тысяч автомобилей каждый месяц. Видимо, на поводу пошло и правительство. В результате завод попал в глубочайшую долговую яму.

«СП»: — Не поверю, что не нашлось пары светлых голов в менеджменте завода, а тем более в правительстве, которые смогли бы оценить ситуацию правильно?

— Должен напомнить, что нынешняя российская власть — по сути своей, является капиталистической и поддерживает соответственно капиталистический способ производства. Поэтому виновным мы считаем не только капиталиста-производителя, но и капиталиста-правительство, которое должно нести свою долю ответственности за все, что творится в стране. Владимир Путин признает эту ответственность и поэтому не скупится и выделяет государственные деньги и банковской системе, и крупным предприятиям, и моногородам, где возможны социальные потрясения.

«СП»: — А рабочие не виноваты в своих бедах?

— Рабочие являются лишь исполнителями воли предпринимателей и правительства. А те, в свою очередь, ох как не любят, когда им снизу указывают на ошибки, они крайне болезненно к этому относятся.

«СП»: — Лишь к середине года всем, наконец, стало ясно, что АвтоВАЗ тихо умирает?

— Да. И тогда пришла помощь из госбюджета в размере 25 миллиардов рублей. Эти деньги исчезли моментально, как в прорву провалились, не оказав никакого положительного эффекта. Мы анализировали этот вопрос и пришли к выводу, что такое точечное вливание не имело значения для реанимации производства. Наоборот, положение рабочих становилось все более сложным, и в августе завод встал окончательно. Это обернулось многими проблемами. Например, в 2008 году многие рабочие взяли потребительские кредиты и кредиты на квартиры — отдавать долги стало нечем, поскольку начались массовые увольнения. Межрегиональный профсоюз работников автопромышленности обратился к властям с просьбой как-то компенсировать людям потери или хотя бы реструктурировать долги, коль скоро правительство спасает банки. Почему не помочь простым людям, которые потеряли работу? Ответа так и не дождались.

«СП»: — Насколько я знаю, вы также требовали внести поправки в Трудовой кодекс на случай массовых увольнений? Вопрос тоже повис в воздухе?

— Увы…

«СП»: — Что вы хотели поменять в ТК?

— Мы обратили внимание правительства на то, что в Кодексе в случае увольнения по сокращению штатов действует еще советская норма — работнику обязаны выплатить двухмесячную зарплату. Почему именно двухмесячную? Тольятти и иные моногорода страны — это не Москва, и если человек потерял работу, здесь он ее может искать месяцами и не найти. Мы считаем, что предприниматель обязан содержать работников еще год после увольнения.

«СП»: — Теперь понимаю, почему к вашему предложению никто не прислушался…

— Современные российские капиталисты очень во многом берут пример со своих западных коллег. Но только в том, что им лично выгодно. А, например, на днях Форд объявил о сокращении 40 тысяч своих рабочих в США, и каждому из них будет выплачена компенсации — от 50 до 70 тысяч долларов. Вряд ли кто-то из наших капиталистов захочет брать с западных коллег ТАКОЙ пример…

«СП»: — И все же, почему АвтоВАЗ умирает?

— Мы сторонники комплексного подхода к выяснению проблем нашего предприятия. Их очень много. Допустим, необходим серьезный анализ того, почему упал спрос на наши автомобили — то ли, действительно, их качество не устраивает потребителей, то ли упала покупательская способность россиян?.. На этот счет нет единого мнения. Недавно в Тольятти приезжал замминистра промышленности и торговли РФ Вячеслав Александрович Наумов. 4 декабря он встретился и с нашим профсоюзом «Единство» и пообещал: завод, согласно разработанному в правительстве плану, к 2015 году заработает на полную мощь, благодаря компании Рено-Нисан, начнет выпускать по 900 тысяч авто в год и станет городом-миллионником по количеству населения. Вот тогда, обнадежил он, вновь будут востребованы наши рабочие…

«СП»: — А как прожить эти шесть лет?

— Он сообщил, что увольняемые с ВАЗа рабочие, будут переводиться в некие дочерние предприятия «АвтоВАЗ-перспектива» и «Реформа-центр». Их займут на коммунальных работах в Тольятти — на строительстве дорог, трубопроводов, домов и т. п. «АвтоВАЗ-перспектива» трудоустроит людей в расцвете сил, а «Реформа-центр» — пенсионеров и рабочих предпенсионного возраста. Всего порядка 13 тысяч человек.

«СП»: — Ваш профсоюз поддерживает такие начинания?

— Поддерживает. Однако, как всегда, возникают разные проблемы. Администрация в эти предновогодние дни буквально заставляет «лишних» рабочих писать заявления об уходе по собственному желанию, якобы, с будущим переводом на новые два предприятия. Зарплату обещают в пределах 12 тысяч. Мы сомневаемся, что это правда, и рекомендуем свои работникам, прежде чем они напишут заявление, заручиться твердой гарантией, что их возьмут на новом месте. Многие, однако, не желают уходить, и администрация ВАЗа начинает их прессинговать.

«СП»: — Каким, интересно, способом?

— Упрямцам обещают очень беспокойную жизнь. Сейчас те, кто находится в вынужденном оплачиваемом отпуске, получают две трети от своей прежней зарплаты и на работу не ездят. Так вот, администрация грозит заставить их каждый день являться на завод по графику.

«СП»: — А что делать на мертвом предприятии?

— Ничего не делать — просто отбывать номер, вместо того, чтобы, например, искать другую работу. А ведь нужно будет платить за проезд — на работу и обратно, за обед и т. п. Пример, кстати, показывает администрация Тольяттинского завода «Каучук», который тоже простаивает. Там рабочих заставляют трижды в день приезжать на предприятие отмечаться — утром, в обед и вечером. Словом, вновь возникает напряжение.

«СП»: — Итак, компания Рено-Нисан берет дело в свои руки. Как будет идти модернизация АвтоВАЗа?

— На существующих площадях демонтируют все старое оборудование, снимут с производства «классику» и «десятку». Отставят только сборочный конвейер «Приоры». Взамен французы построят свою сборочную нитку. На других освободившихся площадях Минпром предлагает открыть цеха по производству товаров народного назначения — игрушек, мебели т. п. А пока на продажу выставляется порядка 40 тысяч позиций демонтируемого оборудования.

«СП»: — Уточните, пожалуйста, в 2015 году сойдут с конвейера только первые автомобили Рено-Нисан, или конвейер, уже выйдет на проектную мощность в 900 тысяч авто?

— Пока трудно сказать. По официальной информации новую нитку планируется запустить в 2012 году. Но опять же возникают вопросы: да, конвейер построят, а кто будет выпускать комплектующие? Пока нашему заводу в этом отказывают. Следовательно, следует ожидать лишь отверточной сборки, и никто не собирается создавать на АвтоВАЗе замкнутый цикл производства. И это очень плохо — масса настоящих специалистов останется за бортом, а все запчасти станут завозить из-за границы.

«СП»: — Кстати, вчера прочитал сообщение пресс-службы вашего завода, в котором сказано, что за 11 месяцев 2009 года рационализаторы ВАЗа внесли около трех тысяч рацпредложений, принесших заводу 336 миллионов рублей. Как вы думаете, на что истрачены эти деньги?

— Я заметил у некоторых наших руководителей бронированные лимузины… Стоимость одного 22 миллиона…


Тем временем

В январе 2010 года АВТОВАЗ планирует выпустить всего 15 тысяч автомобилей, что на 40% меньше первоначально запланированных объемов. Соответствующим образом были скорректированы и графики работы персонала автозавода. Двухсменный режим останется только у опытно-промышленного производства, а главный конвейер будет работать в одну смену 5 дней в неделю. Оплачивать персоналу неотработанное до нормы время, установленное графиками сменности, намечено как за время простоя в размере двух третей средней заработной платы. Приведенный порядок работы обусловлен необходимостью привести объемы производства в соответствие со спросом, изменением организационных условий труда и необходимостью жесткой экономии затрат.

С 21 декабря остановлена сборка «Калины», в ближайшие дни завершат свою работу в 2009 году и линии главного конвейера. Об этом сообщает издание «Автомобили и цены».

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня