18+
воскресенье, 28 мая
Общество

АвтоВАЗу отмерено еще пять лет жизни в коме

Автогигант весь 2009 год стремительно валился в пропасть. Зато Тольятти обещают, что в 2015-м город станет «миллионником»

  
12

Десятки миллиардов рублей бюджетных средств, вложенных в «АвтоВАЗ», наряду с запретительными таможенными пошлинами на иномарки, увы, не пошли на пользу отечественному автопрому. Корм оказался не в коня. Весь уходящий год страшно лихорадило, как российскую автостолицу — Тольятти, так и всех прочих производителей и торговцев легковыми машинами — от Владивостока до Калининграда. В результате — российский автомобильный рынок ужался вполовину.

Что может быть красноречивее цифр? Пожалуйста: продажи легковых автомобилей в России за январь-ноябрь 2009 года снизились с 2 689 241 до 1 337 792 единиц по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Это подсчеты комитета автопроизводителей при Европейской ассоциации бизнеса. Больше всех пострадали два производителя: в процентном отношении Chevrolet, сумевший продать в России в нынешнем году (январь-ноябрь) только 95 тысяч автомобилей, вместо 215 480 — в 2008-м. А по абсолютным цифрам впереди — «АвтоВАЗ», реализовавший 321 677 машин вместо 585 044 — годом ранее.

Подвести неутешительные итоги года российского автогиганта корреспондент «Свободной Прессы попросил Петра Золотарева, председателя профсоюза «Единство» АвтоВАЗа.

«СП»: — Петр Анатольевич, как ваше настроение на исходе 2009 года?

— По натуре я оптимист, но и для меня уходящий год был очень непростым. Ситуация, впрочем, остается очень сложной и по сей день. Хотя если сравнивать с иными моногородами, например, с тем же Пикалево, где люди вообще были доведены до крайней степени отчаянья и даже вышли перекрывать федеральную трассу, у нас, к счастью, все проходило более спокойно. Автовазовцы проводили мирные митинги и, возможно, этим торопили президента страны и правительство предпринимать упреждающие меры. Заводу в течение года выделялись немалые средства, хотя можно спорить, насколько удачно они были истрачены. На мой взгляд — совсем бездарно.

«СП»: — Уже в январе 2009-го стало ясно, что тольяттинцев ждет непростой год, вы предвидели тогда, что спасать вас, в конце концов, придут французы?

— Нет, конечно! Сразу после новогодних каникул завод стало сильно лихорадить. Реализация упала, и людей стали выгонять в вынужденные отпуска. Зарплату, тем не менее, продолжали платить, что и стало одной из причин огромных долгов, которые накопил завод. Руководил тогда предприятием Борис Сергеевич Алешин, который вместе со своими менеджерами, по-видимому, не сумел оценить всех масштабов экономического кризиса и продолжал настойчиво требовать схода с конвейера 80 тысяч автомобилей каждый месяц. Видимо, на поводу пошло и правительство. В результате завод попал в глубочайшую долговую яму.

«СП»: — Не поверю, что не нашлось пары светлых голов в менеджменте завода, а тем более в правительстве, которые смогли бы оценить ситуацию правильно?

— Должен напомнить, что нынешняя российская власть — по сути своей, является капиталистической и поддерживает соответственно капиталистический способ производства. Поэтому виновным мы считаем не только капиталиста-производителя, но и капиталиста-правительство, которое должно нести свою долю ответственности за все, что творится в стране. Владимир Путин признает эту ответственность и поэтому не скупится и выделяет государственные деньги и банковской системе, и крупным предприятиям, и моногородам, где возможны социальные потрясения.

«СП»: — А рабочие не виноваты в своих бедах?

— Рабочие являются лишь исполнителями воли предпринимателей и правительства. А те, в свою очередь, ох как не любят, когда им снизу указывают на ошибки, они крайне болезненно к этому относятся.

«СП»: — Лишь к середине года всем, наконец, стало ясно, что АвтоВАЗ тихо умирает?

— Да. И тогда пришла помощь из госбюджета в размере 25 миллиардов рублей. Эти деньги исчезли моментально, как в прорву провалились, не оказав никакого положительного эффекта. Мы анализировали этот вопрос и пришли к выводу, что такое точечное вливание не имело значения для реанимации производства. Наоборот, положение рабочих становилось все более сложным, и в августе завод встал окончательно. Это обернулось многими проблемами. Например, в 2008 году многие рабочие взяли потребительские кредиты и кредиты на квартиры — отдавать долги стало нечем, поскольку начались массовые увольнения. Межрегиональный профсоюз работников автопромышленности обратился к властям с просьбой как-то компенсировать людям потери или хотя бы реструктурировать долги, коль скоро правительство спасает банки. Почему не помочь простым людям, которые потеряли работу? Ответа так и не дождались.

«СП»: — Насколько я знаю, вы также требовали внести поправки в Трудовой кодекс на случай массовых увольнений? Вопрос тоже повис в воздухе?

— Увы…

«СП»: — Что вы хотели поменять в ТК?

— Мы обратили внимание правительства на то, что в Кодексе в случае увольнения по сокращению штатов действует еще советская норма — работнику обязаны выплатить двухмесячную зарплату. Почему именно двухмесячную? Тольятти и иные моногорода страны — это не Москва, и если человек потерял работу, здесь он ее может искать месяцами и не найти. Мы считаем, что предприниматель обязан содержать работников еще год после увольнения.

«СП»: — Теперь понимаю, почему к вашему предложению никто не прислушался…

— Современные российские капиталисты очень во многом берут пример со своих западных коллег. Но только в том, что им лично выгодно. А, например, на днях Форд объявил о сокращении 40 тысяч своих рабочих в США, и каждому из них будет выплачена компенсации — от 50 до 70 тысяч долларов. Вряд ли кто-то из наших капиталистов захочет брать с западных коллег ТАКОЙ пример…

«СП»: — И все же, почему АвтоВАЗ умирает?

— Мы сторонники комплексного подхода к выяснению проблем нашего предприятия. Их очень много. Допустим, необходим серьезный анализ того, почему упал спрос на наши автомобили — то ли, действительно, их качество не устраивает потребителей, то ли упала покупательская способность россиян?.. На этот счет нет единого мнения. Недавно в Тольятти приезжал замминистра промышленности и торговли РФ Вячеслав Александрович Наумов. 4 декабря он встретился и с нашим профсоюзом «Единство» и пообещал: завод, согласно разработанному в правительстве плану, к 2015 году заработает на полную мощь, благодаря компании Рено-Нисан, начнет выпускать по 900 тысяч авто в год и станет городом-миллионником по количеству населения. Вот тогда, обнадежил он, вновь будут востребованы наши рабочие…

«СП»: — А как прожить эти шесть лет?

— Он сообщил, что увольняемые с ВАЗа рабочие, будут переводиться в некие дочерние предприятия «АвтоВАЗ-перспектива» и «Реформа-центр». Их займут на коммунальных работах в Тольятти — на строительстве дорог, трубопроводов, домов и т. п. «АвтоВАЗ-перспектива» трудоустроит людей в расцвете сил, а «Реформа-центр» — пенсионеров и рабочих предпенсионного возраста. Всего порядка 13 тысяч человек.

«СП»: — Ваш профсоюз поддерживает такие начинания?

— Поддерживает. Однако, как всегда, возникают разные проблемы. Администрация в эти предновогодние дни буквально заставляет «лишних» рабочих писать заявления об уходе по собственному желанию, якобы, с будущим переводом на новые два предприятия. Зарплату обещают в пределах 12 тысяч. Мы сомневаемся, что это правда, и рекомендуем свои работникам, прежде чем они напишут заявление, заручиться твердой гарантией, что их возьмут на новом месте. Многие, однако, не желают уходить, и администрация ВАЗа начинает их прессинговать.

«СП»: — Каким, интересно, способом?

— Упрямцам обещают очень беспокойную жизнь. Сейчас те, кто находится в вынужденном оплачиваемом отпуске, получают две трети от своей прежней зарплаты и на работу не ездят. Так вот, администрация грозит заставить их каждый день являться на завод по графику.

«СП»: — А что делать на мертвом предприятии?

— Ничего не делать — просто отбывать номер, вместо того, чтобы, например, искать другую работу. А ведь нужно будет платить за проезд — на работу и обратно, за обед и т. п. Пример, кстати, показывает администрация Тольяттинского завода «Каучук», который тоже простаивает. Там рабочих заставляют трижды в день приезжать на предприятие отмечаться — утром, в обед и вечером. Словом, вновь возникает напряжение.

«СП»: — Итак, компания Рено-Нисан берет дело в свои руки. Как будет идти модернизация АвтоВАЗа?

— На существующих площадях демонтируют все старое оборудование, снимут с производства «классику» и «десятку». Отставят только сборочный конвейер «Приоры». Взамен французы построят свою сборочную нитку. На других освободившихся площадях Минпром предлагает открыть цеха по производству товаров народного назначения — игрушек, мебели т. п. А пока на продажу выставляется порядка 40 тысяч позиций демонтируемого оборудования.

«СП»: — Уточните, пожалуйста, в 2015 году сойдут с конвейера только первые автомобили Рено-Нисан, или конвейер, уже выйдет на проектную мощность в 900 тысяч авто?

— Пока трудно сказать. По официальной информации новую нитку планируется запустить в 2012 году. Но опять же возникают вопросы: да, конвейер построят, а кто будет выпускать комплектующие? Пока нашему заводу в этом отказывают. Следовательно, следует ожидать лишь отверточной сборки, и никто не собирается создавать на АвтоВАЗе замкнутый цикл производства. И это очень плохо — масса настоящих специалистов останется за бортом, а все запчасти станут завозить из-за границы.

«СП»: — Кстати, вчера прочитал сообщение пресс-службы вашего завода, в котором сказано, что за 11 месяцев 2009 года рационализаторы ВАЗа внесли около трех тысяч рацпредложений, принесших заводу 336 миллионов рублей. Как вы думаете, на что истрачены эти деньги?

— Я заметил у некоторых наших руководителей бронированные лимузины… Стоимость одного 22 миллиона…


Тем временем

В январе 2010 года АВТОВАЗ планирует выпустить всего 15 тысяч автомобилей, что на 40% меньше первоначально запланированных объемов. Соответствующим образом были скорректированы и графики работы персонала автозавода. Двухсменный режим останется только у опытно-промышленного производства, а главный конвейер будет работать в одну смену 5 дней в неделю. Оплачивать персоналу неотработанное до нормы время, установленное графиками сменности, намечено как за время простоя в размере двух третей средней заработной платы. Приведенный порядок работы обусловлен необходимостью привести объемы производства в соответствие со спросом, изменением организационных условий труда и необходимостью жесткой экономии затрат.

С 21 декабря остановлена сборка «Калины», в ближайшие дни завершат свою работу в 2009 году и линии главного конвейера. Об этом сообщает издание «Автомобили и цены».

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня