Город без маршруток: За что Собянин наказывает москвичей

1,5 года назад городские власти убрали 50 частных перевозчиков

  
4947
Город без маршруток: За что Собянин наказывает москвичей
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Материал комментируют:

Полтора года назад в Москве отменили маршрутки. Вместо них горожанам предложили пользоваться городским транспортом или новыми синими микроавтобусами, в которых можно расплачиваться обычными проездными. Департамент транспорта уверял, что москвичи от реформы только выиграют. Однако жители жалуются, что стало хуже — ждать автобуса приходиться порой по 30 минут на морозе, а потом толкаться в переполненном транспорте. Кроме того, на некоторых участках новые маршрутки так и не появились.

На интернет-форумах горожане пишут:

«С тех пор, как отменили маршрутки, у меня резко ухудшилась жизнь. Автобусы медленные, набиты битком, а синие городские микроавтобусы в нашем районе не ходят»; «Маршрутки собирали пассажиров по мере необходимости. Раньше — сидишь в тепле и ждешь, когда поедет, а сейчас — стоишь на морозе. И останавливались маршрутки там, где люди просят»; «Автобусов пустили недостаточно — люди не могут уехать с остановок. Время ожидания наземного транспорта после отмены маршруток существенно выросло».

— С транспортом в городе действительно стало хуже, — комментирует Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза. — 50 компаний, которые 25 лет работали в городе, вынуждены были уйти с рынка. Все вместе они перевозили 1,5 миллиона человек в день. Это 30% от всего потока пассажиров, пользующихся наземным транспортом. Москва лишилась 2,5 тысяч автобусов. 386 маршрутов были закрыты. И это практически не было компенсировано.

Читайте по теме

«СП»: — Автобусы «Мосгортранса» не решают проблему?

— Многие из этих 386 закрытых маршрутов совпадали с маршрутами ГУП «Мосгортранс», но большие автобусы ходили с интервалом в среднем примерно 20 минут, а частный перевозчик ездил каждые 5 минут. Пассажир мог уехать быстрее, он мог выбирать. Но сегодня пассажиры этого права лишены — они вынуждены подолгу ждать большой автобус. Где-то пустили малые автобусы, но раньше их было, допустим, 10, а теперь поставили 4.

«СП»: — Люди жалуются и на то, что автобусы, которые ходят, переполнены…

— Норматив пассажировместимости у нас остался с советских времен — 5 человек на квадратный метр площади пола. А в утренние часы в спальных районах этот норматив зачастую перекрывался -до 7,2 человек на кв. метр!

Несколько лет назад была принята госпрограмма развития пассажирского транспорта. Там говорится, что к концу реализации программы норматив пассажировместимости должен сократиться до 4,2. Но в Германии, например, этот показатель 2 человека на квадрат. А Америке вообще пассажировместимость в ряде штатов считают только по количеству сидячих мест.

Чтобы люди пересели с личных авто на автобусы — к чему призывают городские власти, — должен быть какой-то очень серьезный «пряник». А что мы можем предложить? Давку?

«СП»: — Чем маршрутки были удобны для пассажиров?

— Мы проводили по этому поводу социсследования. Во-первых — при примерно одинаковых тарифах пассажир получал гораздо более высокий комфорт. Ни о каких 5 человеках на квадратный метр речи не шло. Ты получал гарантированное сидячее место в очень приличном автобусе. За последние 8−10 лет все Газели ушли в небытие, ездили «Мерседесы», «Фольксвагены», «Пежо» — с хорошими экологическими показателями, показателями безопасности и комфорта.

«СП»: — Кроме того, москвичи отмечают, что на маршрутках быстрее было добираться.

— Сокращение времени деловой поездки — очень показательный индикатор. Городские программы борются даже за несколько минут. Средняя эксплуатационная скорость у негосударственных перевозчиков была выше — за счет того, что они не стояли подолгу на остановках и не сажали пассажиров через одну дверь, как автобусы. Кроме того, они более маневренны в потоке транспорта. Если большие автобусы в потоке имели среднюю эксплуатационную скорость 15−18 км в час, то небольшие микроавтобусы -25−30 км. Соответственно, и время деловой поездки в два раза меньше. Для активных москвичей это важный показатель.

Третий плюс — более короткие интервалы движения. Если на больших автобусах интервал составлял примерно 20 минут, (а на некоторых маршрутах и по 30−40 минут), то микроавтобусы ходили через каждые 5−7 минут. А в утренний час пик в спальных районах машины вообще шли одна за другой.

Еще одно преимущество — право остановки по требованию пассажиров в местах, не запрещенных для остановки ПДД. Если расстояние между остановками 600−800 метров, а человеку надо посередине, он мог существенно сократить время пешеходной доступности. И для людей — в том числе и пожилого возраста — это очень удобно.

«СП»: — Говорили, что среди перевозчиков было много нелегалов.

— Работавшие на рынке транспортные компании были совершенно легальны. В 2006 году было принято постановление правительства Москвы о порядке организации регулярных автобусных маршрутов для негосударственных перевозчиков. Тогда же ввели реестр маршрутов, присвоили новые номера и заключили со всеми 5-летние договоры. Так что вся деятельность была в рамках правовых актов правительства Москвы и под контролем. Разговоры про нелегалов велись чиновниками, которым страшно не нравилась негосударственная форма собственности.

«СП»: — Но ведь аварийность на маршрутках была высокой?

— Это не так. Количество ДТП всегда пропорционально количеству перевозимых пассажиров. И если мы сопоставим данные по ДТП с количеством перевезенных пассажиров (70% у «Мосгортранса» и 30% у 60 частных компаний), то увидим, по аварийности по вине перевозчика муниципальные и негосударственные перевозчики равны.

Читайте также

Просто если что-то случалось с маршруткой, об этом кричат все телеканалы. Но с муниципальными автобусами происшествий не меньше. Несколько лет назад на Живописной улице заснувший водитель большого автобуса въехал в остановку общественного транспорта. Или вспомните недавний случай, когда автобус государственного перевозчика съехал в подземный переход на «Славянском бульваре». А перед Новым годом автобус выехал в остановку уже на Сходненской. И у кого аварийность?

Речь идет именно о ДТП по вине перевозчика. Если в автобус врезался Камаз, груженый щебенкой, как было 4 года назад в Подольске — в чем тут виноват перевозчик? В ДТП с лицензированными автобусами по всей России за год по вине водителей погибает в среднем 178 человек. А перевозится порядка 17 миллиардов пассажиров. Получается, что это один из относительно безопасных видов транспорта.

«СП»: — Сколько сейчас в городе осталось частных перевозчиков?

— В последнем конкурсе участвовало 8 компаний, а раньше было более 60. Экономика таких перевозок не очень выгодна. Те, кто участвовал в конкурсах, которые были проведены в октябре 2016 года, сейчас работают практически себе в убыток. В условиях контракта цена топлива записана 34 рубля на ближайшие 5 лет, а сегодня она существенно дороже. Сложно объяснить, в чем тут логика. И что будет дальше с негосударственными перевозчиками — непонятно.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Михаил Делягин
Михаил Делягин

Дорогие друзья! За минувшее десятилетие портал «Свободная пресса» стал важной неотъемлемой частью не только медиа-, но и политической сферы России.

Он полностью оправдал свое имя, оставаясь в некоторые периоды и по многим темам единственным популярным местом рунета, где можно было прямо говорить о наиболее острых проблемах нашего развития. При этом вы внимательно следили и следите за достоверностью данных и не поддаетесь соблазну получения дешевой популярности за счет введения людей в заблуждение.

Особенно должен отметить ваш безукоризненный литературный (и к тому же еще и грамотный) русский язык, ставший редкостью не только в Рунете и повседневной жизни, но и в медиа-среде.

Иметь возможность сотрудничать с вами — огромная честь для меня и, верю, для множества других думающих людей, борющихся за наше общее будущее.

Желаю дальнейших успехов, новых форматов, новых прекрасных читателей и авторов — и политического влияния, переходящего в могущество!

Ведь все мы живем и работаем ради свободы, а все остальные хорошие слова — просто ее псевдонимы.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня