Россия попала в ловушку дурного оптимизма

Согласно опросу ВЦИОМ, в стране не хотят верить в негативные изменения после выборов

  
6286
Россия попала в ловушку дурного оптимизма
Фото: Владимир Гердо/ ТАСС
Материал комментируют:

Почти половина (45%) россиян, опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ожидают значительных изменений в жизни страны в ближайший год. Причем, что любопытно: подавляющее большинство таких респондентов (87%) уверены, что эти изменения будут положительными.

Наибольшее количество сторонников такой точки зрения (51%) — в возрастной группе от 60 лет и старше, наименьшее (39%) — среди респондентов от 25 до 34 лет.

Лишь 9% среди тех, кто ожидают значительных перемен, предположили негативные изменения. 48% опрошенных высказали мнение, что в ближайший год существенных изменений не произойдет.

«Избирательная кампания общенационального характера традиционно приводит к усилению оптимистических настроений», — прокомментировал результаты опроса руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов.

Тем не менее, по его мнению, такая ситуация — это зона политических рисков: «Значительная часть программных обещаний имеет длительный период реализации. Отсутствие быстрых и очевидных изменений в краткосрочной перспективе может привести к усилению негатива».

Но в целом пока получается, что в стране у нас живут неисправимые оптимисты?

— Учитывая те возрастные различия, о которых говорится в исследовании, можно предположить, что в первую очередь речь идет об информационно-пропагандистском ресурсе, — говорит Леонтий Бызов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. — Именно среднее и старшее поколение (особенно старшее) пользуется для получения новостей только ведущими каналами телевидения и мало — интернетом. Для молодого поколения характерно большее разнообразие источников информации, и, соответственно, более критический анализ окружающей действительности и более тревожный спектр ожиданий.

«СП»: — Позитив связан именно с только что отшумевшей избирательной кампанией?

— Конечно, там эти порции социального оптимизма усиленно транслировались, а людям всегда хочется верить в то, что будет лучше. Что мы достигли дна, что наметился какой-то экономический рост, что избранный президент примется за дело, сменит правительство, начнет какие-то позитивные преобразования, которых более половины общества ждет

Эти ожидания понятны. Но это противоречит оценкам серьезных экспертов, чье мнение расходится с этим оптимизмом — они считают, что пока нет повода говорить о каких-то сдвигах и необоснованных надеждах, предстоит еще очень тяжелая ломка, мы продолжаем оставаться сырьевой державой и реформы, которые должны изменить характер экономики, еще впереди и будут чрезвычайно болезненными.

Ну и сам Путин.. Он в свое время получил поддержку благодаря тому, что отказался от каких-то непопулярных преобразований, сделал их частичными или вообще ликвидировал, и теперь все еще надеется, что можно добиться позитивных результатов без потрясений, без рывков, не проводя серьезных реформ. Иллюзии это или нет, может показать только время.

«СП»: — ВЦИОМ прокомментировал, что «отсутствие быстрых изменений может привести к усилению негатива» в обществе. Также там говорят о «разрыве оценки положительных изменений в стране и в своей жизни». Получается, люди в целом надеются на хорошее, но для себя лично ничего хорошего не ждут?

— Люди видят свою жизнь, ситуацию вокруг себя — что все плохо: с работой трудно, стипендий и пенсий не хватает, детей не на что учить, а если заболеешь — вообще катастрофа. Тем не менее, из телевизора идет порция оптимизма, и у людей возникает диссонанс: им начинает казаться, что плохо именно у них, они такие невезучие, а по стране в целом дела обстоят неплохо. Пока одна картинка с другой у них не связалась.

Но оптимизм, накаченный в избирательную кампанию, имеет определенный срок действия, он не вечен. И уже через несколько месяцев этот градус позитивных настроений под воздействием того, что нас окружает в жизни, начнет уходить. Выборную аномалию заменят обычные плавные тренды. А они состояли в том, что нарастало негативное восприятие окружающего, и ожидания будущего становились тоже все более негативными.

«СП»: — В конце прошлого года ВЦИОМ проводил еще один опрос — об уровне счастья, который тоже показал очень странные результаты: якобы сейчас люди чувствуют себя значительно счастливее, чем до кризиса.

— Я как социолог не одобряю таких показателей как уровень счастья — он носит очень субъективный характер. Люди счастливы, когда у них все хорошо со здоровьем и в семье. Это не форма анализа окружающей жизни. Хотя кризис в какой-то степени произвел изменения в массовом сознании и все упростил: есть друзья, есть враги, есть мы и все остальные — все просто. В этом смысле возникла какая-то форма общности. Может, это делает людей чуть более счастливыми — чувствовать себя частью целого комфортнее, чем быть в одиночестве. Но это иллюзорно: в трудную минуту эта общность распадется, и тебе вряд ли кто-то сможет серьезно помочь — с этим люди сталкиваются, и позитив сходит на нет.

Проблемы национальной политики: Эксперт: рост числа сверхбогатых является в РФ очень сильным раздражающим фактором

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня