Общество / Новости Москвы

«Говорить, что Собянин что-то не додумал, нельзя, нехорошо»

«Народный каршеринг» мэра пахнет маниловщиной

  
3610
«Говорить, что Собянин что-то не додумал, нельзя, нехорошо»
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Мэр и кандидат на пост мэра Москвы Сергей Собянин предложил оригинальную идею — «народный каршеринг». В случае ее реализации столичные жители получат возможность сдавать в течение дня свои личные машины в аренду всем желающим.

«Вы приехали на работу, у вас машина стоит на платной парковке и съедает ваши деньги. Вместо того чтобы платить за парковку, вы могли бы получать доходы путём сдачи этой машины в систему каршеринга» — объяснил Собянин москвичам их будущие выгоды.

Для реализации идеи потребуется создать специальную интернет-платформу. Кроме того, мэр готов выделить для системы каршеринга отдельные парковочные места, хотя и признал, что найти их будет непросто. Главное, чтобы парковки каршеринга не забирали места у такси, считает он.

Собянин понимает, что рискует. «В мире таких массово работающих проектов нет, ведутся первые эксперименты», — признался он. В том, что платить за последствия рискованных экспериментов придется москвичам, мэр, кажется, большой проблемы не видит.

Отметим, что громкое заявление было сделано кандидатом в столичные мэры на встрече с экспертами транспорта в собственном предвыборном штабе. Неудивительно, что инициатива Собянина вызвала энергичные отклики москвичей в сети самой разнообразной эмоциональной окраски.

Читайте также

«Богатая идея! А почему только машину? Вот, допустим, квартира. Пока вы на работе, стоит пустая, да еще деньги вы за нее платите, холодильник электричество жрет. А кому-то в то время нужно отдохнуть, поспать, извините, перепихнуться… Вот кто-то справляет срочную нужду, а вы зарабатываете, — иронизирует журналист Анатолий Баранов. — Это вам не парковки сделать обратно бесплатными. Это экономический подход!»

Напомним, московское правительство поддерживает каршеринг, начиная с 2015 года. По информации профильного департамента мэрии, в системе зарегистрировано 11,5 тысячи автомобилей, совершающих в среднем 50 тысяч поездок в сутки. Каждая поездка длится чуть менее часа. Тариф колеблется от 3 до 8 рублей за минуту.

Координатор московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Самарин увидел в предложении Собянина неудачный предвыборный ход.

— Мы знаем, что с автомобилями, которыми оперируют коммерческие каршеринговые компании, постоянно происходят какие-то неприятные ситуации. Операторы жалуются, что автомобили портят, воруют из них запаски, еще что-то. Кроме того, развит рынок поддельных аккаунтов, когда машины выдаются в аренду совершенно не тем людям, которые должны ездить: лишенным водительских прав, несовершеннолетним и т. п.

Но если даже коммерческие компании, которые живут с каршеринга, не могут побороть эти явления, то частным лицам с этим еще труднее будет справиться. Будет огромное количество конфликтов, порчи имущества. К тому же частники не будут брендировать свои машины, оклеивать их какими-то цветовыми схемами, поэтому возможны и угоны таких машин.

«СП»: — Какие еще проблемы вы видите в части эксплуатации таких автомобилей их частными владельцами?

— Во-первых, придется решать проблему доступа к автомобилю. Тут нужен даже не спецключ. Придется ставить оборудование, которое стоит на машинах, принадлежащих каршеринговым компаниям. Оно разблокирует замки и дает возможность завести машину по GSM-сигналу.

Во-вторых, важен вопрос страховки. Владелец такой машины будет обязан покупать страховку без ограничения числа водителей, которая в настоящий момент стоит раза в полтора-два дороже обычной страховки. Плюс все каршеринговые машины покрываются страховкой КАСКО. Это тоже надо предусмотреть, ведь ущерб может быть нанесен очень значительный.

Я знаю людей, которые сдают свои машины в аренду компаниям такси. Но там все застраховано, есть лицензии, а здесь получается владелец авто остается один на один со своими клиентами. А ведь в Москве часто за руль садятся люди, которые не особо хорошо умеют ездить. Как это будет решаться в правовом поле?

«СП»: — Кажется, главное в предложении Собянина — попытка хотя бы отчасти решить острейшую для города проблему парковок. Москвичам предлагается, по сути, решать ее самим, таким вот экстравагантным способом…

— По-моему, проще заплатить 60−80 или даже 100 рублей в час, чем платить сотни тысяч за ремонт разбитой кем-то машины или лишиться ее вообще. Так что мне кажется, что это какая-то популистская и очень плохо продуманная идея. Мое к ней отношение очень скептическое.

О взгляде на проблему специализированных парковок для каршеринга «СП» рассказала пресс-секретарь компании «Делимобиль» Алена Балакирева.

— Идея каршеринга с точки зрения парковок очень хорошая. Вы заезжаете в центр Москвы с утра, ставите машину, она стоит до вечера — занимает некую площадь. А если это кашеринговая машина, вы ее поставили у бизнес-центра, через 10−15 минут ее уже кто-то забирает и едет на ней в другое место. Они постоянно в движении. Городу это помогает. Что касается создания специализированных парковок для каршеринга, то мы относимся к этой идее с интересом и готовы консультировать мэрию по ее реализации.

А вот участнику скандального конфликта с каршеринговым сервисом «Делимобиль» Александру Семенову аренда автомобиля для поездок по городу теперь в принципе не по душе.

— Каршеринговый сервис уже есть в Москве. Зачем придумывать что-то еще?

«СП»: — Ваш личный опыт говорит за или против кашеринга?

— Мой опыт общения с одной такой компанией безумно отрицательный. На меня после ДТП хотели повесить почти 600 тысяч рублей штрафа и компенсации ущерба вместо обещанных 20 процентов. После этой истории обращаться к каршерингу у меня нет желания. Я езжу либо на такси, либо на своей машине. Не вижу смысла тратить время в дороге — проще заплатить чуть больше, тебя везут, а ты тем временем можешь решать свои задачи.

«СП»: — Возможно, что-то изменится, если в каршеринг придет частник?

—  Для клиента важно, чтобы для него покрывались страховые риски. Это значит, в стоимость аренды должна входить КАСКО. Но если стоимость по этой схеме будет дороже, чем такси, имеет ли смысл ей пользоваться? Кому-то может это и надо, но мне — нет.

Среди участников каршерингового рынка также царит определенный скепсис.

— Мы решили, что официально промолчим на тему так называемого «народного кошеринга», — рассказал «СП» на условиях анонимности источник в одной из крупных московских каршеринговых компаний.

«СП»: — А неофициально?

— А неофициально, мы понимаем, что городу эта идея, конечно, нравится. Но для частных пользователей это может быть проблематично. Для нас это все-таки бизнес. Машины раз в несколько дней проходят техобслуживание, их постоянно осматривают механики, мойщики их чистят. Ведь пробег у таких машин колоссальный, не такой, как у обычных автомобилистов. К таким машинам предъявляются совсем другие технические требования. Мы за ними следим.

А частные владельцы могут «забить» на то, что двигатель, например, стучит. А потом что-то случится. А если ДТП? Какой должен быть вид страховки?

«СП»: — Звучит разумно. Почему бы не заявить об этом открыто?

— Говорить, что Сергей Семенович что-то не додумал, нельзя, нехорошо — нам еще с ним жить. Как вы понимаете, у нас потом могут возникнуть сложности в работе… Хотя в мэрии нас любят и парковки у нас со скидками, и проч.

Читайте также

Москвич, владелец автомобиля «Ягуар XF» Дмитрий Иванов предложил столичным чиновникам начать с себя.

— Видно, что власть не спит перед выборами, заботится о народе. Народный каршеринг, говорите? Ничего, кроме странного популизма в этой идее не вижу. Не будет работать каршеринг в Москве в отношении личных авто.

«СП»: — Это почему же?

— Помимо многочисленных нестыковок, которые нужно решить, таких как, например, где искать свою машину, которую вывели за обозначенный тобой радиус, и что делать, если она попала в ДТП, существует ведь очень тонкий психологический момент…

Известно, что для граждан личный автомобиль — это либо роскошь, либо средство передвижения. Если он роскошь, то его не будут доверять посторонним, а если средство передвижения, то владелец не будет заморачиваться ради каких-то копеек.

Я вот работаю в сфере бизнеса, у меня «Ягуар XF», зачем мне его кому-то сдавать? А вдруг в него чиновник мэрии сядет, или, упаси Бог, налоговый инспектор? Мне будет очень неприятно. Хотя, нет, не сядет, посмотрите, какие у них служебные машины.

О! Вот их можно было бы сдавать в аренду, пока они в кабинетах сидят и о народе так сильно беспокоятся. Это москвичам понравится, дарю идею. А если машина с мигалкой — двойной тариф!


Новости Москвы: Собянин рассказал о рекордном велопрокате в Москве

Авто:Volkswagen срочно отзывает 700 тысяч автомобилей

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе

Среди общественно-политических изданий в русском сегменте интернета сайт «Свободной прессы» — один из лучших. Он очень удобно организован, разнообразен, часто обновляется. В статьях наблюдается оперативная и объективная критика действительности. Все это заставляет проявлять к изданию внимание, и подталкивает к сотрудничеству.

Хотелось бы, чтобы на площадке «Свободной прессы» были представлены самые разные мнения. Даже те, которые противоречат идеологической линии сайта. Я бы приветствовал еще и появление обзоров интересных научных материалов. Как сказал в 1957 году китайский лидер Мао Цзэдун, «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня