18+
пятница, 2 декабря
Общество

Поезда антисанитарного следования

Пассажиры РЖД не знают своих прав

  
1948

При входе на Курский вокзал Москвы пассажиров встречает огромный бил-борд «Россия живёт дорогами. РЖД». Это так. Все мы пользуемся услугами нашего монополиста в сфере пассажирских перевозок. Кто-то пригородными электричками, кто-то поездами дальнего следования, кто-то поездами международного сообщения. И ко многим из них у пассажиров есть претензии. Про неотапливаемые, со сломанными сиденьями, грязными и выбитыми окнами — написано много. Недавно, путешествуя поездом Москва-Венеция, мы разговорились с проводниками, и те жаловались на старые вагоны, которые постоянно приходиться латать то там, то там. Хотя это вагоны, которые едут через всю Европу в составе местных поездов, по соседству с вагонами немецких, швейцарских, бельгийских и других стран. А что с нашими внутренними поездами дальнего следования?

Недавние путешествия по России с РЖД.

7 февраля 2010 года, Курский вокзал. Температура воздуха -17 градусов. Поезд № 141 Москва-Льгов. Плацкартный вагон № 14, температура в вагоне 12−13 градусов. На вопрос, когда станет теплее, проводник раздраженно отвечает «по ходу нагреется». Поезд отправляется в 23:25, прибывает во Льгов в 9 утра. За все время в пути, вагон не прогрелся ни на один градус. Стоимость билета 670 р. В эту сумму включен комплект постельного белья, сервис — 79рублей +НДС 12р.10к.

Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198−03. Отопление вагонов
5.1.26. Система отопления в пассажирских вагонах должна обеспечивать равномерный обогрев помещений в соответствии с установленными допусками.
5.1.27. Система отопления вагонов должна поддерживать температуру воздуха в купе и служебных помещениях + 22 + 20С, в умывальных (душевых) спальных вагонов от +23 до +25 oС.


Для постельных принадлежностей и мягкого инвентаря устанавливаются следующие виды и сроки профилактической обработки:
— матрацы, подушки и зимние одеяла подвергаются обеспыливанию и камерной обработке не реже 4 раз в год;
— летние одеяла подвергаются стирке и химической чистке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, зимние одеяла — не реже 2 раз в год до и после зимнего периода эксплуатации;
— чехлы на матрацы и подушки подвергаются стирке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц;
— смена занавесок проводится — не реже 1 раза в неделю, штор — не реже 1 раза в месяц.


5.1.64. Наличие мыла и туалетной бумаги в вагонах всех категорий, отправляемых в рейс, обязательно.
5.1.62. Прошедшие наружную и внутреннюю обработку вагоны снабжаются съемным инвентарем, мылом, туалетной бумагой, моющими и дезинфицирующими средствами и кожными антисептиками. В вагоне, отправляемом в рейс из пункта формирования, должен быть комплект уборочного инвентаря: пылесос, веник, совок, маркированные ведра («для пола», «для туалетов», «для полок», «для мусора»), ветошь, ерши для мытья унитазов, обтирочный материал с отведением места для его хранения.


Требования к освещению вагонов
5.1.41. Искусственное освещение вагонов должно обеспечивать хорошую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов. Для искусственного освещения должны быть использованы люминесцентные лампы, близкие по спектру к дневному свету.
5.1.43. В купе пассажирских вагонов должно быть предусмотрено ночное освещение синего цвета, которое включается по желанию пассажиров.
5.1.44. Во всех вагонах должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на полу не менее 1 лк.


5.1.18. Оборудование пассажирского купе должно включать: спальные диваны, полку для багажа и нишу для чистых принадлежностей, откидной подоконный столик с закругленными углами, гардероб (в вагонах «люкс» и 1 класса) или крючки и вешалки для верхней одежды, откидную сетку (полку) для мелких вещей над каждым местом, встроенную выдвижную лесенку для подъема пассажиров на верхнее спальное место, встроенный радиодинамик с регулятором громкости, термометр, зеркало.
В целях повышения комфортности проезда пассажиров купе может оборудоваться при условии обеспечения безопасности для здоровья телевизором, подключением к Internet, тумблером для индивидуального регулирования температуры.
5.1.19. Конструкция спальной полки должна исключать сползание матраца, верхние полки оборудуются оградительными бортиками.

Поезд № 350А Санкт-Петербург-Костомукша, время в пути 17 часов. За окном -25, в плацкартных вагонах не выше +15. Пассажиры едут в шапках, варежках, верхней одежде. Стоимость билетов от 659 р.

Фирменный скорый поезд № 105Г Москва — Курск, плацкартный вагон: всё то же, что и в предыдущих случаях. Время в пути 8 ч 46 мин, стоимость билета от 982 руб.

Во всех этих поездах постельное бельё влажное. Матрасы и подушки — грязные, пыльные, в пятнах неизвестного происхождения. Одеяла, которыми укрываются и затыкают окна, из которых дует ледяной воздух, — пыльные и грязные.

В туалетах - грязь, отсутствие туалетной бумаги и мыла. Пассажиры, которым «посчастливилось» купить билеты с местами у туалета просто задыхаются. В ответ на претензии пассажиров проводники либо огрызаются, либо предлагают ходить пешком.

Часто в плацкартных вагонах не бывает света.

Многие проводники не считают своим долгом будить пассажиров незадолго до прибытия к станции назначения. Стоимость чая в поездах варьируется от 15 до 20р. за чайный пакетик, туалетной бумаги в туалетах не бывает почти никогда.

Что включает в себя понятие «сервис», который оплачивается пассажирами плацкартных вагонах — сказать трудно. Есть проводники, которые стараются создать максимально комфортные условия для пассажиров, насколько это позволяют наши полуразвалившиеся вагоны, но такое случается редко. Чаще — ответом на все претензии служит хамство.

В недалеком 2008 году в астраханском поезде погиб пассажир, — он упал с верхней «боковушки» плацкартного вагона и умер от кровоизлияния. Вдова получила компенсацию в размере 300 тыс. рублей.

По закону «О защите прав потребителей» все верхние полки всех без исключения поездов должны быть укомплектованы ремнями безопасности. Лишь однажды в плацкартном вагоне проводник, во-первых, принёс эти ремни, во-вторых убедительно попросил пассажиров верхних полок воспользоваться ими, в-третьих, не поленился проверить ночью — все ли последовали его совету. Но этот проводник — просто принц из сказки. Ни в одном плацкартном вагоне из вышеперечисленных таких ремней безопасности нет.

Как показал трагический случай с погибшим пассажиром, какая-то компенсация погибшему пассажиру выплачивается. Что же касается тех, кто замерзает в плацкартных вагонах, простывает и болеет, — ни о какой компенсации и речи быть не может. Потому что каждый российский пассажир знает: он нигде, никогда и ни за что не докажет свою правоту.

В наших плацкартах давно можно перевозить скот, но почему-то все еще перевозят людей. Возмущенные пассажиры пригородных электропоездов регулярно жалуются на холод и грязь, — а им приходится проводить в пути от получаса до двух с половиной. Пассажиры поездов дальнего следования в таких условиях проводят от семи до двадцати часов в сутки.

Поезда, о которых нам регулярно рассказывают с экранов ТВ, — это, конечно, волшебство. Но и стоимость билетов на них более чем волшебные, основная же масса российских пассажиров может в лучшем случае позволить себе купе. Но это не гарантирует ни теплого вагона, ни сухого белья, ни чистоты, ни вежливого проводника.

«Если бы кто посмотрел на нас со стороны, то сказал бы, что мы не едем, а сходим с ума» А.П.Чехов.


Отзыв на форуме сайта РЖД:

Уважаемая администрация РЖД! Большое спасибо, что во время праздников постоянно исчезают из состава 102 и 104 поездов по направлению из Адлера в Москву плацкартные билеты (отдавать за купе 5500−11000 руб. бессмысленно, т.к. в данной ценовой категории есть самолет, который в 12 раз быстрее любого экспресса РЖД). В результате — поехал «скорым» поездом 75/76. Почему его назвали скорым, если этот чудо состав едет со средней скоростью 45 км/ч? Спасибо за отличный вагон ресторан, которого в поезде 75/76 нет. И за буфет, который есть, но не работает.

Так же, огромное спасибо, за то, что после выезда из города Сочи, 4 января 2008 года, в славном вагоне номер 16 пропал свет и отопление. Еду сейчас в вагоне, при температуре за бортом в -20 и в вагоне около нуля. По вагону гуляет ветер, т.к. щели между окнами 1.5−2 сантиметра. Вторые сутки спать невозможно. Только на стоянках, когда ветер в вагоне не такой сильный. Очень приятная поездка. Большое спасибо РЖД за неотапливаемый в -20 вагон, ветер в вагоне, отсутствие света и предприимчивых проводников из соседних вагонов, пускающих погреться за деньги. Так же спасибо за отличное питание в отсутствующем вагоне ресторане. Катайтесь поездами РЖД! Где еще можно получить такой экстрим всего за 2500 руб? И кто еще назовет тянущийся со скоростью велосипедиста поезд — скорым… Даже боюсь представить, как выглядит не скорый и какие там условия… Паровоз вместо электровоза и вагоны 40х годов?


«Свободная пресса» попросила специалистов «Общества по защите прав потребителей» ответить на вопрос: куда может обратиться пассажир, попавший в неотапливаемый плацкартный вагон, или в вагон, где нарушается какой-либо из приведенных выше пунктов. Юрист «Общества по защите прав потребителей» Андрей Семёнов невнятно ответил, что «жаловаться вы можете куда угодно и на что угодно, этот вопрос требует рассмотрения, - нужно посмотреть, что можно сделать с этим с точки зрения закона».

С тем же вопросом мы обратились к независимому юристу, Ирине Набойченко. Вот что она посоветовала делать в случае, если права пассажира нарушаются:

«Что касается температуры воздуха в вагоне: в каждом вагоне должен иметься термометр. В салоне вагона температура воздуха должна быть в зимнее и переходное время от 18 до 22 градусов Цельсия, в летнее — от 22 до 26 градусов. В случае, если в вагоне холодно, проводник обязан отапливать вагон. Если же вагон не отапливался во время пути следования, пассажир имеет право подать жалобу по месту прибытия. Это можно сделать у начальника по вокзалу на станции прибытия, который поможет вам составить жалобу. Также пожаловаться можно управляющему (например, управляющему Октябрьской железной дорогой).

И.Набойченко так же объяснила нам, что проездной документ пассажира является своего рода двухсторонним договором, заключенным между пассажиром и ЖД. В случае, если вы пострадали в результате проезда данным видом транспорта, то имеете право сначала подать жалобу с требованием о возмещении моральной компенсации, с требованием вернуть вам деньги за проезд, или — в случае, если вы заболели в результате поездки, — с требованием возместить вам ущерб в размере средств, потраченных на лечение. В случае, если ваша жалоба не удовлетворена, вы можете обратиться в суд с иском к железнодорожной компании.


ОСТ 32−24−93 «Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах»
5.1.70. Запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов имеющих:
— неисправности систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, вентиляции, электроосвещения, холодильных установок, спускных механизмов в туалетах;
— помещения в неудовлетворительном санитарном состоянии;
— разбитые стекла окон, неисправные двери;
— при обнаружении в вагонах бытовых паразитов и грызунов.
Вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота.


5.2.3. Комплект постельных принадлежностей включает матрац с чехлом, подушку с корсажем, одеяло (зимнее или летнее).
5.2.4. Комплект постельного белья включает две простыни, наволочку закрытого типа, льняное полотенце.
5.2.5. Комплекты постельного белья упаковываются и заклеиваются в индивидуальные пакеты.
5.2.6. Туалеты обеспечиваются дозаторами с жидким мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой, озонатором воздуха.


5.4.3. В гарантированный минимум услуг входят:
— разноска чая или кофе не менее 3-х раз в сутки и в любое время суток по просьбе пассажира,
— застил и уборка постелей,
— обеспечение информацией в пути следования,
— выдача ремней безопасности.
5.5.3. В течение всей поездки пассажиры должны обеспечиваться охлажденной кипяченой водой. Качество воды, подаваемой в пассажирские вагоны, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.559−96.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня