18+
четверг, 8 декабря
Общество

Новый российский истребитель: Желаемое опять выдаем за действительное

Обещание Путина поставить в войска Т-50 уже в 2015 году специалисты называют блефом

  
179

Во вторник, 16 февраля, премьер-министр России Владимир Путин выступил на совещании о приоритетных направлениях государственной программы вооружения на 2011−2020 годы.

— Речь идет о том, в какие сроки и какими системами вооружений мы должны насытить нашу армию и флот, что должны поставить на вооружение. В соответствии с планом развития и формирования нового облика Вооруженных сил основное внимание, конечно, будет уделяться ядерным силам сдерживания, космической и противовоздушной обороне, — сказал премьер. Он подчеркнул, что предпочтение в ходе распределения заказов будет отдано тем предприятиям, которые будут в состоянии выпускать по-настоящему конкурентоспособную и по боевой мощности, и по дальности, и по защищенности продукцию. Глава кабинета также сообщил, что государственный оборонный заказ России в 2010 году будет увеличен на 8,5% - до 1,175 трлн. рублей (около 40,5 млрд. долларов).

Накануне, 15 февраля в Комсомольске-на-Амуре российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) совершил уже третий свой полет, который продлился час. Совсем скоро, говорят его создатели, машина перебазируется в подмосковный Жуковский, где начнутся основные летные испытания.

«СП» уже писала, что успешные полеты Т-50 послужили поводом для главнокомандующего российской авиацией генерал-полковника Александра Зелина заявить, что ВВС России в ближайшее время ждут серьезные реформы. Воздушные войска, по словам генерала, откажутся от традиционного разделения авиации на семь родов войск и сократят их количество до четырех. Зелин намерен объединить бомбардировочную, штурмовую, разведывательную и истребительную авиацию (ПВО) в один род — оперативно-тактический. А стратегическая, военно-транспортная и армейская останутся в прежнем виде.

— По всей видимости, мы отойдем от терминов «истребительная авиация», «фронтовая авиация», а будем, как в дружественных странах, называть авиацию тактической или оперативно-тактической, — сообщил на днях Александр Зелин во Владимире после заседания Координационного комитета СНГ по вопросам ПВО.

О грядущих реформах корреспондент «Свободной Прессы» беседует с военным экспертом, замдиректора Института политического и военного анализа Александром Франчихиным.

«СП»: — Александр Анатольевич, по словам главкома ВВС, Т-50 должен заменить истребители четвертого поколения — Су-27, МиГ-29, Су-35. Но Зелин с одной стороны заявил, что благодаря Т-50, семь родов войск ВВС сократит до четырех уже в этом году, а с другой — вместе с Путиным утверждает, что Т-50 войдут в серию и начнут поставляться в войска лишь в 2015-м. Вы не видите в этом противоречия?

— В этом я вижу массу всяких инсинуаций. Ну, во-первых, обещание поставлять в войска новый Т-50 в 2015 году — это, я бы сказал, блеф. По-другому я не могу это характеризовать, хотя бы потому, что у американцев, которые обладают несопоставимыми с нами техническими и финансовыми возможностями, со дня первого полета самолета пятого поколения F-22 «Раптор» и до его принятия на вооружении армии США — прошло 13 лет. «Раптор» впервые встал на крыло в 1990-м, а на вооружение поступил в 2003-м. Путин нашей машине на то же самое положил пять лет… Эти расчеты очень трудно понять, поскольку логика подсказывает — нашему самолету понадобится минимум столько же времени, сколько и США. Даже при самом благоприятном раскладе, Т-50 поступит на вооружение не раньше начала 20-х годов…

«СП»: — …И даже, несмотря на 13-летний цикл испытаний, у «Раптора» масса проблем, если верить американским СМИ.

— У него не может не быть проблем — он первый. Мы, соответственно — вторые, но американцы не делились с нами собственным опытом, а даже наоборот, поэтому я боюсь, что проблем у Т-50 будет еще больше, если учесть, в каком состоянии находится российский ВПК.

«СП»: — Главком утверждает, что с поступлением в войска самолетов пятого поколения исчезнет разделение авиации на истребительную, штурмовую, фронтовую, вернее, Т-50 все это объединит «в одном флаконе»…

— Тот же самый «Раптор» построен, как чистый истребитель, хотя изначально планировалось создать многофункциональную машину. У американцев не получилось… Получится ли у нас? Не знаю, но мы претендуем на создание именно многофункционального самолета. Пока, правда, никто не знает его будущих характеристик, но декларируется, что он чудесным образом будет лучше американского. Для справки: американский «Раптор» настолько дорог, что армия США «потянула» лишь 175 штук, хотя изначально планировала купить — 750. Не надо забывать, что у американцев есть еще и F-35 — машина тоже пятого поколения, но более дешевая, чем «Раптор», и у которого более низкие характеристики. Именно F-35 призван совмещать все. У нас же никакого второго самолета не предусмотрено, есть только один Т-50, который, как утверждают конструкторы, будет и дешевле, и многофункциональней обоих американцев. Как понять — не знаю. Чтобы заменить все, понадобится не меньше 1000 штук Т-50, а лучше полторы-две. Это невероятные цифры. Во-вторых, заявления, что он заменит истребители и фронтовые бомбардировщики — это еще понятно, а что еще и штурмовики… Такого не может быть.

«СП»: — Тогда, что стоит за реформой Зелина?

— Это вы спросите у самого Зелина…

«СП»: — И все-таки?

— Я думаю, что это характерный для нас блеф, не имеющий отношения к жизни. Если у нас появляется принципиально новый самолет, то под него может быть и стоит перестроить структуру ВВС. Но мы же ничего не знаем вразумительного о самолете.

«СП»: — На сайте sukhoi.org Михаил Погосян сообщает, что его компания планирует дальнейшее развитие программы Т-50 совместно с Индией. «Я уверен, — сказал Погосян, — что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию стоимость-эффективность, и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке»…

— Вероятно, индусы — единственная причина того, что наш истребитель так быстро взлетел. Но я не думаю, что их помощь настолько велика, чтобы мы пошли вдвое быстрее американцев.

«СП»: — В чем заключается, на ваш взгляд, помощь индусов — это технологии, умы, конструкторы?..

— Не думаю, что — умы и конструкторы. Единственное, чем они могут помочь — это компьютерное программное обеспечение.

«СП»: — То есть, тот самый «интеллект» самолета, который Зелин назвал почти «человеческим» — это индусы?

— Да, я допускаю, что здесь есть некие индийские корни. А чтобы у них были авиационные технологии — об этом никто не слышал. Самое большое, что до сих пор могла Индия — это лишь не очень качественно копировать иностранные образцы военной техники.

Другие мнения

Петр Дейнекин, бывший главком ВВС РФ:

— Мы не можем делать из самолета утку — она и плавать как следует не умеет, и летать. Самолет должен заниматься конкретным делом: или охранять рубежи в качестве истребителя ПВО, или заниматься авиационной поддержкой сухопутных войск.Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель «Новой газеты»:

— Я не исключаю, что ПАК ФА вообще не пойдет в серию, потому что невозможно сделать самолет пятого поколения, не имея комплектующих деталей пятого поколения. Для истребителя нет ни двигателя, ни радара, ни бортовой системы электроники.

Илья Федоров, директор программ «Объединенной двигателестроительной корпорации»:

— Истребитель пятого поколения совершил первый полет на совершенно новом двигателе, не имеющем аналогов ни в России, ни в мире. Это новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35. Новый двигатель отличают повышенная сила тяги и сложная система автоматизации, которые наделили самолет сверхманевренностью.

Константин Макиенко, эксперт Центра анализа стратегий и технологий:

— Российский самолет будет дешевле американского аналога. Американцам «Раптор» стоил больше 10 млрд. Очень много будет зависеть от реальной серии: чем больше серия, тем ниже стоимость единичного экземпляра. Но в любом случае она должна быть на 30−40% ниже стоимости единичного американского истребителя 5 поколения.

Владимир Евсеев, эксперт московского Центра Карнеги, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН:

— Решение о сокращении родов военной авиации обусловлено изменившимися условиями существования Российской армии. Прежнее количество родов определялось совершенно другими задачами, которые были актуальны в советское время. Но Советский Союз имел армию порядка 7 миллионов военнослужащих, а сейчас в армии около одного. При семикратном сокращении Вооруженных сил нельзя сохранить то же количество родов, которое существовало ранее. Будет разумным, если, с сокращением количества родов войск в военной авиации уменьшится и управленческий аппарат. Но эта реформа не имеет прямой связи с разработкой новых образцов вооружений.

Анатолий Баранов, главный редактор интернет-издания ФОРУМ. мск:

— Поражает больше всего та наглость, с которой экспериментальный самолет, по сути один из прототипов истребителя пятого поколения, уже окрестили едва ли не серийной машиной, готовой буквально завтра встать в строй. Я поясню — перед созданием новой машины обычно обкатывается штук по 10 прототипов, весьма отдаленно напоминающих конечный продукт. Это естественно, когда речь идет о машине нового поколения, когда облик этого нового поколения еще только складывается. У меня на столе лежит книга Р. Белякова с автографом автора — там все очень подробно описано, как вообще в принципе работает мысль конструктора при создании новой модели, почему невозможно взять, и нарисовать новый «перспективный авиационный комплекс» с листа… Ну а у нас в РФ все теперь идет именно «с листа»: создали новую атомную подводную лодку — и не создали к ней ракету, поскольку «Булава», также создававшаяся «с листа», так и не полетела. Заявили о запуске истребителя пятого поколения, но еще не создали к нему двигателя… И ведь не стыдно людям, что интересно… Кто ответит за то, что страна тормознулась в создании перспективного авиационного комплекса на целое десятилетие? Кто ответит за то, что потенциальный противник успел за это время создать целых 2 машины пятого поколения, причем одну не просто принять на вооружение, а насытить ей войска, обучить пилотов и начать поставки этой машины союзникам по НАТО?

В это время

Первое соглашение по контракту на создание истребителей пятого поколения между Россией и Индией будет подписано в конце февраля — начале марта 2010 года, сообщил РИА Новости в Нью-Дели первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин.

— Ожидаем подписания контракта по первому этапу конструкторских работ, а именно созданию эскизно-технического проекта, в конце февраля — начале марта, — сказал он.- Мы сейчас находимся в достаточно активной фазе переговоров — подписания соглашения. Мы находимся на этапе передачи эскизно-технического проекта индийским коллегам, обсуждаем со своей стороны технический облик будущего самолета.

Предполагается, что российские ВВС примут на вооружение одноместную версию этого самолета, а Индия — двухместный.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня